Положение о кадетском образовании МЧС МБОУ ЗСШ

Приложение
к приказу от 01.11. 2024 г.
№344

ПОЛОЖЕНИЕ
О КАДЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В МБОУ «ЗСШ» В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

г. Евпатория
2024

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о кадетском образовании в МБОУ «ЗСШ» в
2024/2025 учебном году (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Конституцией Республики Крым;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05. 2015 № 996-р;
- приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.11.2018 №
645 «Об утверждении Правил ношения формы одежды обучающимися в
находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации
общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые
имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной
государственной службе»;
- Законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-3PK/2015 «Об
образовании в Республике Крым»;
- методическими рекомендациями Министерства образования и науки
Российской Федерации (письма от 19.05.2017 № 08-986, от 18.08.2017 №
08-1599, от 19.12.2017 № 08-2687);
- постановлением Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 №
295 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора при
приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные
организации, расположенные на территории Республики Крым, для получения
основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением
отдельных учебных предметов или для профильного обучения»;
- приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 18.04.2023 № 720 «Об установлении типовых требований к одежде
обучающихся в государственных образовательных организациях Республики
Крым, расположенных на территории Республики Крым, по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
1.2. Положение разработано в целях совершенствования работы по
обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций,

2

патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся и
регулирует основные вопросы организации и деятельности классов кадетской
направленности в общеобразовательных организациях Республики Крым.
1.3. На основании данного Положения разрабатывается Положение о
создании и функционировании кадетских классов в общеобразовательной
организации,
которое
согласовывается
педагогическим
советом
общеобразовательной организации, управляющим советом и утверждается
директором общеобразовательной организации.
1.4. Положение основывается на следующих понятиях и определениях:
- кадетское образование - целенаправленный процесс воспитания и
обучения несовершеннолетних обучающихся в условиях и исторических
традициях русских кадетских/казачьих корпусов, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития
обучающихся, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов с
целью предпрофессиональной подготовки к государственной и военной службе;
- кадетское воспитание - целенаправленное формирование и развитие
личности обучающихся кадетских/казачьих классов, базирующееся на
духовных и исторических традициях и кадетской/казачьей идеологии и этике
патриотического служения Отечеству;
- кадетский класс - класс, реализующий программу общего образования
на принципах кадетского/казачьего образования и кадетского/казачьего
компонента, предпрофессиональную подготовку обучающихся в рамках
внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- кадет-историческое, единое (обобщенное) наименование обучающихся
кадетских классов.
1.5. Цели создания кадетских классов:
- для интеллектуального, культурного, нравственного и физического
развития обучающихся;
- для воспитания у обучающихся чувства патриотизма, готовности к
защите Отечества;
- для формирования и развития у обучающихся чувства верности
воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе,
стремления к овладению профессии офицера;
- для развития у обучающихся высоких морально-психологических,
деловых, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.
1.6. Задачи создания кадетских классов:
- формирование у обучающихся общей профессиональной ориентации, в
том числе на профессии военно-прикладной направленности и профессии,
связанные с государственной гражданской службой;
- приобретение обучающимися первичных знаний и компетенций,
необходимых для выбора профессий военной и иной государственной службы, в
том числе государственной службы российского казачества, формирование
мотивации к дальнейшему обучению в соответствующих образовательных
4

организациях высшего и среднего профессионального образования;
- формирование и развитие у обучающихся традиционных российских
ценностей, воспитание готовности к защите Отечества, верности
конституционному
и
воинскому
долгу,
дисциплинированности,
добросовестного отношения к учебе и труду;
- развитие у обучающихся специальных знаний, умений и навыков,
морально-волевых и психологических способностей, необходимых для военной
и иной государственной службы;
- физическое развитие обучающихся путем вовлечения их в активные
занятия военно-спортивной деятельностью и прикладными видами спорта.
1.7. Задачами обучения кадет основам военной службы являются:
- формирование морально-психологических и физических качеств,
необходимых для прохождения военной службы;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному
прошлому России, и ее вооруженным силам;
- изучение обучающимися основных положений законодательства
Российской Федерации в области обороны государства, законодательства о
воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной
подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и по
контракту, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих,
находящихся в запасе;
- приобретение знаний и навыков в области гражданской обороны;
- изучение основ военной службы, тактической, строевой и военномедицинской подготовки, устройства и правил обращения со стрелковым
оружием, сохранения боеспособности и здоровья, действий в чрезвычайных
ситуациях;
- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;
- проведение профессиональной ориентации в выборе профессии
офицера.
2. Создание кадетского класса
2.1. Открытие и комплектование кадетского класса осуществляется
приказом директора общеобразовательной организации после согласования с
учредителем с согласия и по инициативе участников образовательных
отношений.
2.2. Открытие кадетского класса осуществляется при наличии
учебно-методических, материальных, кадровых ресурсов.
2.3. Комплектование кадетских классов по профилю МЧС
осуществляется на 1 сентября нового учебного года из числа обучающихся
одной параллели обоих полов по заявлению родителей (законных
представителей) обучающихся, заявлению совершеннолетних обучающихся по
программам:
начального
общего
образования
(обучающиеся
являются
воспитанниками);
5

основного общего образования (обучающиеся являются кадетами после
принятия клятвы кадета по профилю МЧС - 27 декабря приуроченного ко Дню
Спасателя МЧС России);
среднего общего образования - предпрофессиональные классы
(обучающиеся являются старшими кадетами по профилю МЧС).
2.4. При комплектовании кадетских классов по профилю МЧС прием
или перевод в 1 - 4 кадетский класс осуществляется на основании
предварительного собеседования при выполнении следующих требований:
- кандидат не должен иметь противопоказаний по состоянию здоровья;
- кандидат должен добровольно согласиться с условиями обучения и
воспитания в кадетском классе, регламентированными соответствующими
локальными актами общеобразовательной организации.
2.5. При комплектовании кадетских классов по профилю МЧС прием
или перевод в 5-11 кадетский класс по профилю МЧС осуществляется на
основании предварительного собеседования обучающихся при выполнении
следующих требований:
- кандидат должен иметь отметки «хорошо» и «отлично» по всем
учебным предметам учебного плана;
- кандидат должен обладать достаточным уровнем физической
подготовленности;
- кандидат не должен иметь противопоказаний по состоянию здоровья;
- кандидат должен добровольно согласиться с условиями обучения и
воспитания в кадетском классе, регламентированными соответствующими
локальными актами общеобразовательной организации.
2.6. Для
проведения
собеседования
в
общеобразовательной
организации создается приемная и апелляционная комиссии, которые
осуществляют свою работу на основании локального акта общеобразовательной
организации.
2.7. Собеседование осуществляется на основании заявления родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с приложением
следующих документов:
- выписки из электронного классного журнала годовых отметок за
предшествующий учебный год, заверенной подписью руководителя и печатью
общеобразовательной организации;
- копии медицинской справки установленного образца с указанием
группы здоровья и возможности обучаться в кадетском классе;
- копии документов, подтверждающих индивидуальные успехи по
физической культуре (дипломы победителей, призеров спортивных
мероприятий муниципального, регионального, федерального уровня; документ
о присвоении спортивного разряда; протокол выполнения государственных
требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении
нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне»);
- копии документов, подтверждающих право обучающегося на льготы.
2.8. При участии обучающегося в собеседовании документы,
находящиеся в распоряжении общеобразовательной организации, родителем
6

(законным представителем) не предоставляются.
2.9. Без собеседования зачисляются в кадетские классы по профилю
МЧС:
- дети военнослужащих, погибших в ходе военных действий, при
выполнении других боевых задач или при выполнении служебных
обязанностей;
- дети военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга на
территориях других государств, умерших от ран, контузий, увечий или
заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени
наступления указанных последствий;
- дети военнослужащих, пропавших без вести в ходе военных действий,
дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах вооруженных
конфликтов;
- дети военнослужащих, сотрудников Росгвардии и граждан,
пребывающих в добровольческих формированиях, погибших (умерших) при
выполнении задач в специальной военной операции либо позднее, но
вследствие увечий (ранений, травмы, контузии) или заболеваний, полученных
при выполнении задач специальной военной операции;
- дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, находящиеся под опекой (попечительством);
- дети из многодетных и малообеспеченных семей;
- дети одиноких матерей (отцов).
2.10. Алгоритм формирования кадетского класса включает в себя:
2.10.1. Проведение собраний с родителями (законными представителями)
потенциальных обучающихся кадетского класса с целью их ознакомления с
организацией жизнедеятельности кадет, настоящим Положением, перечнем
документов для зачисления в кадетский класс, перспективами самоопределения
выпускников и освещения других вопросов;
2.10.2. Сбор документов осуществляется родителями (законными
представителями) обучающегося, поступающего в кадетский класс по профилю
МЧС, в соответствии с Порядком п.2.7.;
2.10.3. Анализ и рассмотрение представленных документов членами
приемной комиссии;
2.10.4. Утверждение списка обучающихся кадетского класса по профилю
МЧС приказом директора общеобразовательной организации;
2.10.5. Проведение собрания родителей (законных представителей)
обучающихся сформированного кадетского класса по профилю МЧС с целью
ознакомления с локальными нормативными актами общеобразовательной
организации, регламентирующими деятельность кадетских классов.
2.11. Отчисление обучающегося из кадетского класса и его перевод в
другой класс параллели возможен по следующим причинам:
- волеизъявление родителя (законного представителя) обучающегося
кадетского класса;
- по состоянию здоровья;
- наличие академической задолженности по предметам учебного плана
7

кадетского класса без уважительных причин;
- неоднократные
грубые
нарушения
обучающимся
Устава
общеобразовательной организации, настоящего Положения, Кодекса чести, а
также в случае грубого нарушения правил внутреннего распорядка
общеобразовательной организации;
- недостаточный уровень физической подготовки, определенный при
сдаче спортивных нормативов.
2.12. Восстановление и повторное зачисление обучающегося в кадетский
класс рассматривается приемной комиссией с учетом мнений участников
общеобразовательных отношений.
2.13. Форма одежды является неотъемлемым атрибутом обучающихся
кадетских классов по профилю МЧС, повышает их организованность и
дисциплину. Ношение одежды осуществляется обучающимися в соответствии с
Положением о внешнем виде обучающихся кадетских классов (приложение 1).
2.14. В период обучения в кадетском классе обучающиеся обязаны
сдавать нормы физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне».
3. Управление кадетским классом
3.1. Управление кадетским классом осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области образования, Уставом
общеобразовательной организации и настоящим Положением.
3.2. Управление кадетским классом строится на принципах
единоначалия и самоуправления.
Самоуправление выражается в функционировании Совета командиров и
общего кадетского собрания.
3.3. Директор общеобразовательной организации организует общее
руководство деятельностью кадетских классов и их материальное обеспечение,
взаимодействие с заинтересованными учреждениями, организациями и
органами военного управления, утверждает расписание занятий, издаёт приказы
о присвоении специальных званий, назначении на должности, поощрении и
наложении взысканий (специальные звания прописываются в Положении)
3.4. Непосредственное руководство кадетскими классами по профилю
МЧС в общеобразовательной организации МБОУ «ЗСШ» возлагается на
заместителя директора (куратора), учителя основ безопасности и защиты
Родины.
Заместитель директора (куратор), учитель ОБЗР:
- отвечает за организацию кадетской подготовки;
- готовит документы, регламентирующие деятельность кадетских
классов;
- взаимодействует с внешкольными организациями и учреждениями по
вопросам военно-патриотического воспитания;
- проводит заседания Совета командиров взводов (по мере
необходимости);
8

- не реже одного раза в четверть или по мере необходимости проводит
заседание Совета кадетской чести (с учетом всего класса) для подведения
итогов четверти.
- специализированная подготовка обучающихся
кадетских
классов
осуществляется на основе программ внеурочной деятельности, кадетских
традиций и ритуалов возлагается на учителя, преподающего предмет «Основы
безопасности и защиты Родины» в общеобразовательной организации.
- руководит работой командира взвода и командиров отделений,
оказывает им методическую и иную помощь в выполнении их обязанностей;
- проводит занятия с кадетскими классами по изучению основ военной
подготовки (ООО), начальной военной подготовки (СОО);
- ведет системный анализ уровня физической подготовленности кадет,
выполнения ими нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне».
3.5. Прямое руководство кадетским классом возлагается на классного
руководителя.
Классный руководитель кадетского класса:
- отвечает за состояние дисциплины и успеваемости в кадетских классах,
посещаемости занятий в системе кадетской подготовки, контроль за
соблюдением внутреннего распорядка, питание, взаимодействие с родителями
обучающихся;
- ежедневно проводит утреннюю проверку строевого смотра (соблюдение
правил ношения формы, внешний вид), готовность кадет к учебному процессу;
- организует подготовку команды кадетского класса к различным
школьным, муниципальным и региональным спортивно-массовым и
физкультурно-оздоровительным мероприятиям, смотрам, конкурсам, акциям,
военно-спортивным играм и специализированным соревнованиям;
- организует и проводит с кадетами трудовые десанты, природоохранные
мероприятия, походы и экскурсии;
- проводит работу по профилактике правонарушений.
3.6. Для организации жизнедеятельности кадетского класса из числа
наиболее дисциплинированных кадет класса, успевающих по всем дисциплинам
и обладающих определенными организаторскими навыками, приказом
директора общеобразовательной организации назначаются командир взвода и
командиры отделений. Командир первого отделения является заместителем
командира взвода и выполняет обязанности командира взвода в случае его
отсутствия.
3.7. Кадетский класс представляет собой взвод. Взвод делится на 2-3
отделения. При этом командир взвода не входит в состав какого-либо
отделения.
3.8. Командир взвода является ближайшим помощником классного
руководителя и куратора кадетского класса. Он координирует выполнение
классом распорядка дня, следит за соблюдением и выполнением командирами
отделений своих обязанностей.
3.9. Командир отделения осуществляет контроль за кадетами своего
9

отделения в рамках Положения.
4. Основные характеристики организации учебно-воспитательного
процесса в кадетском классе
4.1. Обучение в кадетском классе осуществляют педагогические
работники общеобразовательной организации. Для преподавания профильных
учебных предметов администрация общеобразовательной организации может
привлекать специалистов других образовательных и профильных организаций в
порядке, установленном законодательством и уставом общеобразовательной
организации.
4.2. Режим дня кадетского класса, обеспечивающий чередование
обучения по общеобразовательным дисциплинам, специальной подготовки,
труда и отдыха, регламентируется правилами внутреннего распорядка
общеобразовательной организации и настоящим Положением. Режим
(распорядок дня) разрабатывается классным руководителем и утверждается
директором школы. Учебный день в кадетском классе начинается с утреннего
развода строевого смотра (соблюдение правил ношения формы, внешний вид),
готовность кадет к учебному процессу.
4.3. Основные образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования (соответствующие классу
(классам) кадетской направленности) обеспечивают реализацию федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных
программ с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), другие материалы, реализующие содержание
образования на основе историко- культурных традиций кадет, а также
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
4.4. Кадетская
составляющая
образовательной
деятельности
общеобразовательных организаций реализуется прежде всего посредством:
а) включения соответствующих предметов, курсов в часть основной
образовательной программы, формируемую участниками образовательных
отношений;
б) разработки плана и рабочих программ внеурочной деятельности по
всем тематическим направлениям;
в) внесения определенных дополнений в программы воспитания и
социализации;
г) разработки
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ различных направленностей (естественнонаучная,
техническая,
физкультурно-спортивная,
социально-гуманитарная,
туристско-краеведческая, художественная).
4.5. В части основной образовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений, обязательными являются
следующие курсы для реализации кадетского компонента (фиксируемое,
дополнительное к общеобразовательной подготовке содержание образования,
10

определяемое целями и задачами кадетского класса):
Для 1-4 классов - курсы внеурочной деятельности - 5 часов:
основы начальной военной подготовки (строевая подготовка, огневая
подготовка, уставы ВС РФ) - 1 час;
физическая подготовка - 1 час;
история государства Российского (история вооруженных сил, история
российского кадетства) - 1 час;
хореография - 1 час;
крымоведение - 1 час;
Для 5-9 классов - курсы внеурочной деятельности — 5 часов:
основы начальной военной подготовки (строевая подготовка, огневая
подготовка, уставы ВС РФ) - 1 час
физическая подготовка - 1 час;
история государства Российского (история вооруженных сил, история
российского кадетства) - 1 час;
хореография - 1 час;
курсы профессиональной ориентации с учетом ведомственной
направленности - 1 час.
Для 10-11 классов (предпрофессиональные «кадетские классы»):
Учебные предметы углубленного уровня (не менее 2-х на выбор):
- история - 4 часа;
- обществознание - 4 часа;
- математика — 8 часов;
- иностранный язык - 5 часов
Курсы по выбору:
- военная история России- 1 час;
- основы военной подготовки - 1 час.
Курсы внеурочной деятельности - 5 часов:
- основы начальной военной подготовки (строевая подготовка, огневая
подготовка, уставы ВС РФ) - 1 час;
- физическая подготовка - 1 час;
- история государства Российского (история вооруженных сил, история
российского кадетства) - 1 час;
- хореография - 1 час;
- курсы профессиональной ориентации с учетом ведомственной
направленности (по профилю МЧС) - 1 час.
4.6. Для кадетских классов обязательным условием является проведение
учебных сборов по предмету ОБЗР в 8, 10 классах (за исключением 9-х и 11-х
классов).
4.7. Воспитательная работа в кадетском классе является частью
образовательного процесса и одним из основных видов деятельности
общеобразовательной организации, нацеленных на подготовку подрастающего
поколения к служению Отечеству на военном поприще и на иной
государственной службе, в том числе государственной службе российского
казачества.
11

4.8. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих
ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории
Российского государства, выдающихся примерах служения Отечеству на
военном поприще и иной государственной службе.
4.9. Организация воспитательной работы в кадетском классе
осуществляется на основании:
- комплексного подхода к решению задач патриотического, правового,
нравственного и эстетического воспитания обучающихся;
- четкого определения патриотической и нравственной направленности
всего процесса воспитания, основывающегося на потенциале традиций
отечественной педагогики;
- учета особенностей подростка (физических, психологических,
социальных);
- предоставления возможности личностного роста при условии
ценностного отношения к собственному здоровью;
- реализации притязаний на признание в социально и личностно
значимой деятельности;
- формирования ценностного отношения к истории своего народа, а
также к прошлому, настоящему и будущему своей страны и человечества;
- ориентации на служение своему Отечеству;
- сочетания
принципов
национального
патриотизма
и
интернационализма, учёта многонациональное и многоконфессиональности
Российской Федерации;
- формирования у подростков активной гражданской позиции, правовой
культуры;
- развития лидерских качеств как способности к самоорганизации и
организации других, взаимовыручке и дружбе;
- суворовского принципа «Сам погибай, а товарищей выручай»;
- формирования основных качеств, свойств, навыков, привычек,
необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или
государственной службы.
4.10. Воспитательный процесс в кадетском классе организуется на основе
комплексного подхода к решению задач интеллектуального, патриотического,
духовно-нравственного, физического, правового и эстетического воспитания.
При этом его основные задачи реализуются в процессе повседневной жизни
кадетов в совместной учебной и других видах деятельности кадетов и
остальных участников образовательного процесса.
4.11. Эффективность воспитательного процесса в общеобразовательной
организации достигается поддержанием образцового внутреннего порядка,
созданием необходимых условий для успешной учебы и досуга кадетов,
всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой
требовательности к кадетам и уважения к их личности.
4.12. Основной формой воспитания в кадетском классе является
систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с
каждым кадетом.
12

5. Права и обязанности кадет и их родителей (законных
представителей)
5.1. Отношения общеобразовательной организации с обучающимися
кадетского класса, их родителями (законными представителями) регулируются
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в
области образования, уставом общеобразовательной организации и настоящим
Положением.
5.2. Кадеты, кроме прав, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, настоящим Положением,
уставом общеобразовательной организации, и иными ее локальными актами,
имеют следующие права:
- участие в обсуждении и решении вопросов жизнедеятельности
кадетского класса, в том числе и через органы управления общеобразовательной
организацией;
- поощрение в соответствии с установленным настоящим Положением
порядком.
5.3. Кадеты, кроме обязанностей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, уставом общеобразовательной
организации и другими ее локальными актами, обязаны:
- носить форму установленного образца;
- знать и образцово выполнять свои обязанности;
- строго соблюдать Кодекс чести и настоящее Положение;
- соблюдать правила внутреннего распорядка и правила поведения,
установленные в кадетском/казачьем классе;
- точно и в срок выполнять приказы и распоряжения начальников;
- быть всегда опрятно и по форме одетыми, подтянутыми, содержать в
чистоте обмундирование и обувь, носить аккуратную прическу;
- закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовыми к
преодолению трудностей;
- строго соблюдать требования техники безопасности, не допускать
причинения вреда своему здоровью и здоровью своих товарищей (умышленно
или по неосторожности);
- не допускать недостойных поступков, быть нетерпимыми к
нарушениям дисциплины;
- уважительно относиться к равным, младшим и старшим;
- с высоким почтением относиться к воинской службе, труду, традициям
семьи, школы, города, республики, страны, их истории;
- знать историю России, историю Крыма, историю кадетства, историю
казачества;
- знать и соблюдать Заповеди кадета;
- знать и соблюдать Заповеди казака.
5.4. Обучающимся кадетского класса запрещается:
- употреблять психоактивные вещества (табак, алкоголь, наркотики),
играть в азартные игры и употреблять бранные выражения;
- оскорблять товарищей, неуважительно относиться к старшим,
13

нарушать правила ношения формы одежды;
- приносить в учреждение и иметь при себе взрывоопасные,
легковоспламеняющиеся и пожароопасные предметы;
- приносить иные предметы, представляющие угрозу для жизни и
здоровья окружающих или не относящиеся к учебному процессу;
- приносить игральные карты, фишки и другие аксессуары азартных игр.
5.5. Командир взвода обязан:
- знать количественный состав класса (взвода) на каждом занятии и
причины отсутствия кадет;
- быть примером для кадет/казаков класса, соблюдать правила ношения
формы, знаков различия и требовать того же от кадет взвода;
- контролировать соблюдение дисциплины личным составом в учебное и
во внеурочное время;
- принимать меры к устранению выявленных нарушений;
- обо всех происшествиях немедленно докладывать классному
руководителю, куратору;
- доводить до кадет класса информацию об изменениях в расписании
занятий, плане работы на день;
- перед началом каждого урока отдавать рапорт учителю (педагогу) о
готовности взвода к занятию и отсутствующих на занятии кадетах (Приложение
3);
- вести график дежурства по классу;
- контролировать выполнение дежурными по классу своих обязанностей;
- оказывать посильную помощь обучающимся взвода в учёбе и
контролировать выполнение ими учебных заданий.
5.6. Командир взвода имеет право:
- требовать от кадетов соблюдения правил ношения формы, дисциплины,
точного выполнения приказов и распоряжений;
- ходатайствовать о поощрение кадет класса;
- вносить предложения, направленные на повышение эффективности
кадетской подготовки.
5.7. Командир отделения обязан:
- знать количественный состав отделения на каждом занятии, причины
отсутствия кадет и докладывать об этом командиру взвода перед началом
каждого занятия;
- строго соблюдать правила ношения формы, знаков различия и
требовать этого же от кадет отделения;
- строго следить за соблюдением кадетской дисциплины личным
составом отделения в учебное и во внеурочное время;
- принимать меры к устранению выявленных нарушений;
- обо всех происшествиях немедленно докладывать командиру взвода;
- в случае отсутствия командира взвода перед началом каждого урока
отдавать рапорт преподавателю о готовности взвода к занятиям и
отсутствующих на занятии кадетов;
- оказывать посильную помощь кадетам отделения в учёбе и
контролировать ими учебных заданий.
14

5.8. Командир отделения имеет право:
- требовать от кадет соблюдение правил ношения формы, дисциплины,
точного выполнения приказов и распоряжений;
- ходатайствовать о наложении взыскания на кадета отделения за
совершение проступка;
- ходатайствовать о поощрении кадета отделения;
- вносить предложения, направленные на повышение эффективности
кадетской подготовки.
5.9. Родители (законные представители) кадет, помимо прав,
предоставляемых им законодательством Российской Федерации, уставом
общеобразовательной организации и иными ее локальными актами, имеют
право:
- получать информацию от должностных лиц общеобразовательной
организации об уровне дисциплины кадета, о степени освоения им
образовательных программ, а также о взаимоотношениях в коллективе;
- посещать занятия в кадетском классе (в соответствии с локальным
актом общеобразовательной организации);
- участвовать в проводимых в рамках учебных программ учебных сборах,
военно-спортивных играх, соревнованиях, экскурсий и др.
5.10. Родители (законные представители) кадетов, помимо обязанностей,
предоставляемых им законодательством Российской Федерации, уставом
общеобразовательной организации и иными ее локальными актами, обязаны:
- обеспечить приобретение форменного обмундирования кадетов, знаков
отличия, погон, наградных элементов, аксельбантов и другой атрибутики;
- обеспечить выполнение требований, предъявляемых к кадету;
- обо всех происшествиях, произошедших с кадетом во внеурочное время
или во время каникул, а также о причинах опоздания или отсутствия кадета на
занятиях сообщать классному руководителю.
6. Поощрения и дисциплинарные взыскания кадетов
6.1.
Поощрения являются важным средством воспитания кадетов и
укрепления дисциплины.
За успехи в учебе, примерную дисциплину, отличное поведение,
добросовестное отношение к своим обязанностям, активное участие в
общественной жизни и другие достижения к кадетам/казакам применяются
следующие виды поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение грамотами, дипломами;
- награждение кадетскими знаками отличия, медалями, нагрудными
знаками;
- награждение личной фотографией кадета, снятой при развернутом
знамени общеобразовательной организации;
- помещение фотографии на школьную доску почета, класса;
- снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
15

6.2. Дисциплинарное взыскание является мерой ответственности за
дисциплинарный проступок, совершенный кадетом, и применяется в целях
предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
На кадетов могут налагаться следующие взыскания:
- замечание;
- выговор;
- снижение в должности;
- снижение в сержантском кадетском звании на одну ступень;
- лишение кадетского звания и запрет ношения погон;
- отчисление из кадетского класса и перевод в общеобразовательный
класс.
Дисциплинарное взыскание накладывается на срок от 1 до 3 месяцев в
зависимости от степени тяжести проступка.
6.3. Применять дисциплинарные взыскания имеют право:
- командир отделения - замечание;
- командир взвода - замечание, рассмотрение нарушения на кадетском
собрании класса;
- классный руководитель - замечание, рассмотрение нарушения на
кадетском собрании класса, рассмотрение нарушения на заседании. Совета
командиров, вызов родителей (законных представителей) и предупреждение их
о необходимых мерах воздействия на кадета;
- директор, заместитель директора (куратор) - замечание, рассмотрение
нарушения на кадетском собрании класса, рассмотрение нарушения на
заседании Совета командиров, вызов родителей (законных представителей) и
предупреждение их о необходимых мерах воздействия на кадета, снижение в
кадетском звании на одну ступень, снижение в должности, выговор, перевод в
общеобразовательный класс в случае грубого нарушения кадетом учебной или
общественной дисциплины (после обсуждения этого проступка на заседании
педагогического совета общеобразовательной организации).
Дисциплинарное взыскание может быть снято применившим его
должностным лицом или по ходатайству классного руководителя или куратора,
если подвергшийся взысканию кадет не совершил нового проступка и проявил
себя с положительной стороны. Меры поощрения в течение срока действия
дисциплинарного взыскания к кадету не применяются. Все поощрения и
взыскания, за исключением устных замечаний, учитываются куратором и
классным руководителем.
7. Кадетские звания и должности
7.1. Кадетам в соответствии с приказом по общеобразовательной
организации устанавливаются следующие специальные звания: воспитанник,
кадет, старший кадет, младший вице-сержант, вице-сержант, старший
вице-сержант. Досрочное присвоение звания и присвоение звания на одну
ступень выше занимаемой должности одновременно не допускается.
7.2. Звание «воспитанник» присваивается обучающимся 1 класса,
успешно прошедшим собеседование и зачисленным приказом директора
16

общеобразовательной организации в кадетский класс.
7.3. Звание «кадет», «старший кадет», «младший сержант», «сержант»
присваивается обучающимся 5-9 классов, имеющим положительные результаты
в учебе, примерную дисциплину, освоившим основные обязанности и
прошедшим церемонию посвящения в кадеты.
7.4. Звание
«старший
сержант»,
«старшина»
присваивается
обучающимся 10-11 классов, имеющим положительные результаты в учебе,
примерную дисциплину.
8. Взаимоотношения участников образовательных отношений в
кадетском классе
8.1. Правила,
регламентирующие
взаимоотношения
внутри
кадетского/казачьего класса, определяются нормами локальных актов и
Положения о кадетском классе, уставом школы, общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с этими правилами
все педагогические работники и кадеты являются начальниками или
подчиненными.
8.2. Начальник имеет право отдавать подчиненным приказы и
распоряжения, требовать их исполнения. Начальник должен быть для
подчиненных примером тактичности и выдержанности, не допускать в своих
поступках предвзятости. Подчиненный обязан выполнять приказы и
распоряжения начальника точно и в срок.
8.3. По своему положению начальниками являются:
- директор общеобразовательной организации и его заместители - для
всех педагогических работников и кадет;
- педагогические работники, классный руководитель и куратор - для кадет
на период их нахождения в общеобразовательной организации или на время
занятий, определенных планами и расписанием вне общеобразовательной
организации;
- командир взвода - для всех кадет данного класса на время их
нахождения в общеобразовательной организации или на время занятий,
определенных планами и расписанием вне общеобразовательной организации;
- командир отделения - для всех кадет данного отделения кадетского
класса на время их нахождения в общеобразовательной организации или на
время занятий, определенных планами и расписанием вне общеобразовательной
организации.
8.4. В социально-педагогическом и воспитательном пространстве
кадетского класса понятие приказа трактуется в соответствии с положениями
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации как распоряжение
начальника, обращенное к подчиненному и требующее обязательного
выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или
устанавливающее особый порядок.
Приказ может быть отдан в письменной форме или устно. Письменный
приказ является локальным нормативным актом (основным распорядительным
17

документом),
издаваемым
на
правах
единоначалия
директором
общеобразовательной организации и фиксируемым в установленном порядке в
книге приказов общеобразовательной организации. Приказы отдаются в
порядке подчиненности.
8.5. Во время занятий и в повседневных взаимоотношениях кадеты
обязаны выполнять правила кадетской (воинской) вежливости, определенные
общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, и
соблюдать правила кадетского приветствия.
8.6. Кадетское (воинское) приветствие является выражением
товарищества, сплоченности, свидетельством взаимного уважения начальника и
подчиненных, проявлением общей культуры.
8.7. Учебный день в кадетском классе начинается с общего построения.
8.7.1. Утренний осмотр проводит классный руководитель и командир
кадетского взвода.
8.7.2. Во время проведения утреннего осмотра все кадеты должны
находиться в строю.
8.7.3. На утреннем осмотре проверяется:
- присутствие кадет;
- их внешний вид (платок, расчёска);
- выборочно опрос обязанности кадета во время учебных занятий,
порядок отдачи и выполнения приказаний;
- удостоверение кадета.
8.7.4. В ходе утреннего осмотра:
- командир взвода и классный руководитель указывают на выявленные
недостатки и определяют время на их устранение;
- проверяют устранение замечаний, указанных в предыдущий день;
- командир взвода объявляет дежурного по классу.
8.7.5. Дежурный по классу:
- обеспечивает порядок в учебных кабинетах на всех занятиях;
- перед началом каждого урока отдает рапорт учителю (педагогу) о
готовности взвода к занятию и отсутствующих кадетах;
8.7.6. Во время учебных занятий кадет обязан:
- при безличном обращении преподавателя к кадету встать, назвать своё
звание и фамилию;
- при личном обращении преподавателя, например, «кадет Иванов»,
встать и ответить: «я»;
- отвечать на вопросы, стоя (если только преподаватель не разрешит
отвечать сидя), садиться с разрешения преподавателя, сказав: «есть!»; кратко
отвечая на вопросы, употреблять выражения: «Так точно!», «Никак нет!», на
приказания, приказы, указания отвечать: «Есть!» и выполнять их;
- при ответе с места выходить из-за стола и принимать строевую стойку
(если только преподаватель не разрешит отвечать сидя) или стоя, не выходя
из-за стола;
- за столом сидеть прямо, руки держать на столе, если требуется задать
вопрос - поднять руку;
18

- в классе кадет внимательно слушает преподавателя и ответы других
кадетов, не отвлекаясь и не отвлекая других, не подсказывая и не списывая, в
готовности отвечать;
- свой стол, учебники, тетради, пособия кадет содержит в порядке, записи
ведёт аккуратно и чётко, не нарушает чистоту в классе;
- на учебном столе у кадета не должно быть ничего лишнего.
1.1.8. Порядок отдачи и выполнения приказаний.
Приказания отдаются, как правило, в порядке подчинённости.
Кадет, получив приказание, отвечает: «есть» - и затем его выполняет.
При необходимости убедиться в правильном понимании кадетом
полученного приказания командир требует краткого повторения, отданного им
приказания. О выполнении полученного приказания кадет обязан доложить
командиру, отдавшему приказание.
В случае невозможности выполнения полученного приказания кадет
обязан доложить о причинах командиру, отдавшему приказание.
В кадетском классе соблюдаются правила воинской вежливости (нормы
поведения) и правила, обеспечивающие поддержание дисциплины и проведение
мероприятий, предусмотренных распорядком дня.
Выполнение воинского приветствия:
8.9. Кадеты обязаны выполнять воинское приветствие:
- у могилы Неизвестного солдата;
- Государственному флагу Российской Федерации, Государственному
флагу Республики Крым и боевым знамёнам воинских частей (при проведении
торжественных мероприятий);
- братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость
нашего Отечества;
Кадетские взводы и отделения при нахождении в строю выполняют
воинское приветствие по команде директору общеобразовательной
организации, стоя по стойке СМИРНО с поворотом головы в сторону
руководства.
Для выполнения воинского приветствия в строю на месте и во время
движения командир подает команду: «СМИРНО, равнение на - ПРАВО (на ЛЕВО, на - СЕРЕДИНУ)» и докладывает.
Например, «Товарищ директор. Кадетский класс для развода построен.
Командир взвода кадет Иванов».
При нахождении вне строя, как во время занятий, так и в свободное от
занятий время кадетские отделения и взвода выполняют воинское приветствие
по команде «СМИРНО»:
- директору общеобразовательной организации;
- заместителям директора общеобразовательной организации;
- учителю перед началом занятий.
Команду «СМИРНО» подаёт командир взвода или (в его отсутствие)
любой из присутствующих командиров, первый увидевший прибывшего
начальника, или дежурный кадет. По этой команде все присутствующие
поворачиваются в сторону прибывшего начальника и принимают положение
19

«СМИРНО». Командир взвода или дежурный подходит к прибывшему
начальнику или учителю и докладывает.
Например, «Товарищ преподаватель. Кадетский класс в количестве 33
человек для проведения занятий построен. Отсутствуют 3 человека.
Командир взвода (дежурный) кадет Иванов».
Прибывший начальник или учитель, приняв доклад, подаёт команду
«ВОЛЬНО», Командир взвода или дежурный дублирует команду, после чего все
присутствующие принимают положение «ВОЛЬНО».
Команда «СМИРНО» подаётся при каждом посещении директора и
заместителей директора.
Команда «СМИРНО» (без доклада командира взвода или дежурного)
подается в конце каждого часа учебных занятий.
При исполнении Государственного гимна Российской Федерации
кадеты/казаки, находящиеся в строю, принимают положение «СМИРНО» без
команды.
На приветствие начальника «Здравствуйте, товарищи кадеты» все кадеты
отвечают «Здравия желаем, товарищ учитель».
Если начальник поздравляет кадета с награждением, присвоением
специального звания или благодарит, то кадет отвечает: «СЛУЖУ РОССИИ».
8.10. Если начальник поздравляет кадетское отделение, взвод, то кадеты
отвечают троекратным протяжным «УРА», а если начальник благодарит, то
кадеты/казаки отвечают «СЛУЖИМ РОССИИ».
8.11. Когда на вопрос начальника или старшего по званию нужно дать
утвердительный ответ, кадеты отвечают «ТАК ТОЧНО», когда нужно дать
отрицательный ответ - «НИКАК НЕТ».
8.12. Все кадеты в обращении между собой обязаны соблюдать
вежливость и проявлять выдержку.
Кадетам запрещается держать руки в карманах.

20

Приложение 1 к Положению о
кадетском образовании в МБОУ
«ЗСШ» в 2024/2025 учебном году

Положение
о внешнем виде обучающихся кадетского класса
1. Общие положения
1.1. Настоящие Положение о внешнем виде обучающихся кадетского
класса (далее - Положение) определяет порядок ношения предметов военной
формы одежды обучающихся кадетского класса, знаков различия кадетов.
1.2. Данное Положение разработано с целью выработки единых
требований к одежде и внешнему виду обучающихся кадетских классов
Республики Крым.
1.3. Кадетская форма, так же, как и любой другой вид детской одежды,
должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в
санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Забота о
здоровье и гигиене обучающихся» и СанПиН 2.4.7/1.1286-03 «Гигиенические
требования к одежде для детей, подростков и взрослых».
1.4. Расходы на приобретение форменной одежды, знаков различия,
классных знаков, аксельбантов и другой атрибутики осуществляются за счет
родителей (законных представителей).
1.5. Кадетская форма приучает к деловому стилю одежды,
воспитывает чувство принадлежности к данной школе и гордости за нее.
Воспитывая эстетический вкус, культуру одежды, смягчает видимые признаки
социального расслоения среди детей и подростков, оказывает
дисциплинирующее воздействие на обучающихся.
1.6. Форма подразделяется по категориям обучающихся и видам
формы на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм по
сезону - на летнюю и зимнюю.
1.7. Воспитанники 1-4 классов носят форму с дополнением, внесенным
общеобразовательной организацией (без кадетских погон, с шевронами и
эмблемами). Воспитанники 5 класса получают погоны - принадлежность к
кадетскому классу по профилю МЧС, после принятия клятвы кадета в единый
день - 27 декабря. С этого дня воспитанники кадетских классов именуются
кадетами МЧС.
1.8. Правильное ношение форменной одежды, содержание ее в чистоте
и исправном состоянии обязанность каждого воспитанника кадетского класса.
1.9. Ежедневно на утреннем разводе проверяется внешний вид,
состояние форменной одежды, задачи предстоящего дня.

Приложение 2 к Положению о
кадетском образовании в МБОУ
«ЗСШ» в 2024/2025 учебном году

КОДЕКС КАДЕТСКОЙ ЧЕСТИ
(Правила, обязательные для соблюдения каждым обучающимся
кадетского класса)
I. Общие правила
1. Быть верным гражданином Российской Федерации, гордиться
историей своей страны, уважать её традиции и обычаи.
2. Хранить и умножать кадетские традиции.
3. С достоинством и честью нести звание Российского Кадета.
4. Помнить, что главной обязанностью кадета является учеба.
5. Вести себя в соответствии с Кодексом кадетской чести не только в
школе, но и за ее пределами.
Помни всегда, что ты кадет!
ТОРЖЕСТВЕННАЯ КЛЯТВА КАДЕТА
Добровольно принимая на себя благородное и почетное звание кадета
Республики Крым и Российской Федерации, клянусь:
Самоотверженно готовить себя к служению Отечеству!
Воспитывать в себе лучшие человеческие качества патриота и
гражданина своей Родины!
Дорожить честью кадетского класса и школы!
Быть честным и верным товарищем!
КЛЯНУСЬ!
КЛЯНУСЬ!
КЛЯНУСЬ!
II. Облик кадета
- Соблюдать установленную для кадет форму одежды.
- Сохранять уставные правила русского воинского строя и выправку.
- Закалять свою волю.
- Быть честным во всём. Слово кадета - слово чести.
- Соблюдать чистоту, вести здоровый образ жизни, помнить о правилах
приличия в общественных местах.
- Держаться скромно, достойно.
- Не бросать тень на высокое звание кадета.
22

- Правильно реагировать на критику педагогов и товарищей.
- Работать над слабыми сторонами своего характера и поведения.
- Совершенствовать свой духовный и культурный уровень.
- Совершенствовать свою физическую форму.
- Уметь быть благодарным.
III. Взаимоотношения
- Помогать товарищам. Не бросать друга в беде.
- Не завидовать.
- Не хвастаться.
- Не обманывать и не делать бесчестного даже ради товарищества.
Помнить, что бесчестие ради товарищества все равно остается бесчестьем.
- Не оскорблять окружающих.
- Поддерживать взаимную уважительность.
- Не грубить.
- Не сквернословить.
- Охранять младших кадетов как братьев.
- Старшие кадеты недолжны злоупотреблять своим старшинством и
силой.
- Не драться. Поссорившись, думай о мире. Не доносить.
- Не сплетничать.
- Не воровать.
Данное положение вступает в силу с 01 ноября 2024 года.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».