06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«02» июня 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№188 от «02» июня 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель
Дудник Наталья Васильевна
Учебный год
2025 – 2026
Класс
1-Б
Название учебного курса
«Функциональная грамотность»
Количество часов
33
Количество часов в неделю
1
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
пособия С. Федина «Функциональная грамотность» для 1-4 классов, а также
Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
На освоение курса в 1-Б классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утверждённому приказом директора школы.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
Цель: формирование современной информационной культуры
личности школьника в условиях информатизации современного общества.
Задачи:
формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно
важной в информационном обществе;
формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления
информации;
содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных
информационных источников;
мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности
(метапредметные результаты).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные:
правила пользования библиотекой;
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,
послесловие, форзац);
умение самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
знания основных этапов развития книжного дела, исторического процесса
формирования внешнего вида книги и её структуры;
понимание значения терминов, определённых программой;
знание рациональных приёмов и способов самостоятельного поиска информации в
соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
3
ориентирование в информационной среде библиотеки и Интернета, умение
критически оценить и обработать найденную информацию;
умение оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлению поиска нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказыванию в устной и письменной формах;
- владению основами смыслового чтения текста;
- анализу объекта, выделять главное;
- осуществление синтезу (целое из частей);
- проведение сравнения, классификации по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлению расширенному поиску информации в соответствии поставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксированию информации с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строиельству логического рассуждения, включающее установление причинноследственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовыванию информации из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принятию и сохранению учебной задачи;
- планированию своего действия;
- осуществлению итогового и пошагового контроля;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различию способов и результатов действия;
- оценке своих действий на уровне ретро-оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлению познавательной инициативы;
- преобразованию практической задачи в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- определению и формированию цели деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировке собственного мнения и позиции;
- соблюдению корректности в высказываниях;
- использование речи для регуляции своего действия;
- владению монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учёт разных мнений;
4
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Читательская грамотность.
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение
тексов из учебников русского языка, окружающего мира . Сходство и различие текстов.
В. Бианки. Лис и мышонок.Русская народная сказка. Мороз и заяц.В. Сутеев. Живые
грибы.Г. Цыферов. Петушок и солнышко.М. Пляцковский. Урок дружбы.Грузинская
сказка. Лев и заяц.Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Тема 2. Математическая грамотность.
Применение и интерпретирование математики в разнообразных контекстах.
Использование математических понятий, фактов, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления.Понимание роли математики в мире .
Про курочку рябу,золотые и простые яйца.Про козу, козлят и капусту.Про петушка и
жерновцы.Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.Про наливные яблочки.Про
Машу и трёх медведей.Про старика, старуху, волка и лисичку.Про медведя, лису и
мишкин мёд.
Тема 3. Финансовая грамотность
Понимание и правильное использование финансовых терминов.
Представление о семейных расходах и доходах.и способах экономии семейного бюджета.
За покупками.Находчивый колобок.День рождения мухи-цокотухи.Буратино и карманные
деньги.Кот Василий продает молоко.Лесной банк.Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Тема 4. Естественно-научная грамотность
Использование естественно-научных знаний для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов.Понимание основных особенностей
естествознания как формы человеческого познания.
Как Иванушка хотел попить водицы.Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.Про репку
и другие корнеплоды.Плывёт, плывёт кораблик.Про Снегурочку и превращения воды.Как
делили апельсин.Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.Иванова соль.В. Сутеев. Яблоко.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
ситуационная игра
образно-ролевые игры
исследовательская деятельность
урок-практикум
дискуссия, обсуждение
библиотечные уроки
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки,
конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учётом программы воспитания МБОУ
«ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребёнка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
№
1.
2.
3.
4.
Тема
Читательская
грамотность
Математическая
грамотность
Финансовая
грамотность
Естественно-научная
грамотность
Итого
Кол-во часов
8
ЭОР
https://easyen.ru
8
http://school-collektion.edu/ru
8
http://www.nachalka.com/biblioteka
9
https://www.planeta-kniga.ru
33
6