Мои помощники-словари 3 класс

06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«02» июня 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№188 от «02» июня 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Григорчук Елена Викторовна

Учебный год

2025 – 2026

Класс

3-Б

Название учебного курса

«Мои помощники - словари»

Количество часов

34

Количество часов в неделю

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мои помощники-словари» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
На освоение курса в 3-Б классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Цель данного курса: формирование представлений младших школьников о различных
видах современных словарей, знакомство с малоизвестными младшим школьникам
словарями русского языка, совершенствование навыка поиска необходимой справочной
информации с помощью компьютера.
Цель реализуется в конкретных задачах:
 познакомить обучающихся с разнообразными видами словарей;
 научить пользоваться обучающихся словарной статьёй различных словарей;
 помочь осознать значение словарей как источника обогащения словарного запаса;
 развивать устную и письменную речь;
 пробуждать интерес и любовь к родному языку через использование словарей;
 мотивировать обучающихся к систематическому использованию словарей в
урочной, внеурочной, проектно-исследовательской деятельности;
 совершенствовать навык поиска необходимой справочной информации с помощью
компьютера.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
В результате занятий будут сформированы следующие личностные новообразования:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через работу с различными видами словарей;
 уважение к родному языку и языкам других народов, формируемое, в том числе, на
основе примеров из художественных произведений, работы со словарями;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, литературе,
восприимчивость традициям и творчеству своего и других народов;
2

 стремление к самовыражению в искусстве слова;
 осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
Экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
словарями;
 неприятие действий, приносящих ей вред;
 культура использования технических устройств (компьютера, планшета,
смартфона).
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты.
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия:
Познавательные учебные действия:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи;
 уметь строить причинно-следственные связи, структурировать, строить схемы,
таблицы;
 адекватное восприятие и понимание информации;
 способность извлекать информацию из различных источников;
 свободно пользоваться словарями различных типов;
 умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
 способность правильно излагать свои мысли;
 соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
 способность участвовать в речевом общении;
Коммуникативные учебные действия:
 умение задавать вопросы;
 навык контролировать действия партнера;
 навык позитивно проявлять себя в общении;
 толерантное отношение к другому участнику диалогу;
 адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач, построение монологических высказываний, овладение
диалогической формой речи.
3

 умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные учебные действия:
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
 умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 умение различать способ и результат действия;
 навык выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и
умственной форме.
Совместная деятельность:
 организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя/лидера
и
подчинённого;
осуществлять
продуктивное
сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания; оказывать при необходимости помощь;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной
деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
 применять базовые понятия лексики;
 проводить лексический анализ слова;
 осознавать эстетическую функцию родного языка.
 опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их;
 понимать особенности построения словарной статьи в различных словарях;
 пользоваться разными видами словарей;
 понимать роль словарей в овладении словарным богатством и литературными
нормами современного русского литературного языка;
 проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая
прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или
пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую
окраску слова;
 аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство со словарем
Определение словаря. Типология словарей. Типология словарей Л.В.Щербы. Параметры
классификации словарей. Основные словари русского языка. Функции словарей.
Устройство словарей. Основные структурные компоненты словаря. Лексикография как
4

теория и практика составления словарей. Словари энциклопедические и лингвистические,
важнейшие их отличия. Электронные словари и компьютерная лексикография.
Роль словарей в жизни человека
Роль лексических словарей в жизни человека. Основные социальные функции. Методы
увеличения активного словарного запаса.
Из истории русской лексикографии
Рукописные словари. Словарь Древнерусского языка. Предшественники академических
толковых словарей. Словари Академии Российской. Словарь 1848 г. Словарь Даля.
История создания первого лексического словаря. Словарь Ушакова. Словарь Ожегова.
Словарь современного языка: в 17 томах. Толковый словарь русского языка конца 20 века.
Словарная статья
Понятие о словарной статье и её устройстве. Особенности словарной статьи различных
лексических словарей. Заглавное слово. Структура словарной статьи. Составитель словаря
и пользователь словаря. Обучение умению пользоваться различными словарями, в том
числе электронными.
Толковые словари. Однозначные и многозначные слова
Знакомство с однозначными и многозначными словами. Способы и причины образования
нескольких значений у слова. Практическая работа с толковым словарём «Найди
многозначные и однозначные слова». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Создание памятки «Как работать с толковым словарём».
Орфографические словари
Знакомство с орфографическим словарем. Функция словаря. Орфографические словари В.И.
Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова. Практическая работа со словарем. Создание памятки
«Как работать с орфографическим словарём».
Словари омонимов
Омоним. Разграничение многозначности и омонимии. Омографы, омофоны, омоформы.
«Словарь омонимов русского языка» О.С. Ахмановой, «Словарь омонимии в русского
языка» Н.П. Колесникова. Создание памятки «Как работать со словарём омонимов».
Словари синонимов
Синоним. Синонимический ряд, стержневое слово. Синонимия у разных частей речи.
Пути возникновения синонимов. Работа со словами-синонимами и правильным
употреблением их в речи. З. Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка».
Создание памятки «Как работать со словарём синонимов».
Этимологические словари
Понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с
различными этимологическими и историческими словарями. Архаизмы, историзмы.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Определение
первоисточников слова.
Словари антонимов
Антонимы. Работа с пословицами и поговорками, фразеологизмами, стихотворными и
прозаическими текстами. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Создание
памятки «Как работать со словарём антонимов».
Словарь фразеологизмов
Понятие «фразеологические обороты». Изучение особенностей фразеологических
сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов
в речи. Нахождение
фразеологизмов
в отрывках литературных произведений. Молотков А.И.
«Фразеологический словарь русского языка». Праздник фразеологизмов, пословиц,
поговорок и крылатых слов.
Словари иностранных слов.
Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Понятие «устойчивые
обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Создание памятки «Как работать со словарём иностранных слов».
5

Словарь паронимов
Паронимы. Словари паронимов, словарная статья. Виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Создание памятки «Как работать со словарём паронимов».
Словарь неологизмов
Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим
значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых
слов в русском языке. Виды неологизмов.
В.И.Даль «Пословицы и поговорки»
Отличие пословицы от поговорки. Тематические группы. Использование в речи пословиц
и поговорок. Сборник В.И.Даля «Пословицы и поговорки».
Словарь диалектизмов
Сбор диалектных слов. Работа с толковым словарём. Составление словарных статей.
Создание памятки «Как работать со словарём диалектизмов».
Электронные словари
Электронная форма словарей. Знакомство с электронными носителями. Практические
занятия с использованием компьютера, планшета, смартфона. Культура использования
технических устройств.
Творческий проект «В гостях у словарей»
Инсценировка заседания словарей. Работа учеников, исполняющих роли словарей, с
соответствующими словарями: толковым, фразеологическим, орфографическим, словарем
синонимов, словарём антонимов. Представление продукта проекта в виде
театрализованного представления.
ФОРМЫ РАБОТЫ
-

Имитационные игры;
Беседы;
поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера;
психологические игры;
чтение обсуждение художественных произведений;
дискуссии;
просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим
моделированием новых версий;
диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой
проблеме;
обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ
«ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоёмы);
6

- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
№
1
2

Тема
Вводное занятие

Кол-во часов
1

Виды словарей

33

Итого

34

ЭОР
https://erudiit.ee/slovaridlja-shkolnika
https://erudiit.ee/slovaridlja-shkolnika

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».