06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«02» июня 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№188 от «02» июня 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель
Григорчук Елена Викторовна
Учебный год
2025 – 2026
Класс
3-Б
Название учебного курса
«Моя информационная культура»
Количество часов
34
Количество часов в неделю
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Моя информационная культура» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, а также с учётом историко-культурного стандарта.
На освоение курса в 3-Б классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Цель: облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях
современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска,
анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного
самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать
информационные качества, которые могут характеризовать личность учащегося как
информационную.
Задачи:
-сформировать у школьников представление о месте и роли информации в жизни
человека, об информационных ресурсах общества;
-формирование умений информационного самообслуживания учащихся как в условиях
традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает
изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной
деятельности: адресным, фактографическим, тематическим;
-формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической
переработки информации. Теоретической основой, обеспечивающей овладение
практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения,
структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание
структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки;
-овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов),
обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников;
Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к
утверждению тезиса о том, массовое повышение уровня информационной культуры
общества возможно лишь при организации специального обучения людей, и прежде всего
детей и молодежи. Только специальная подготовка, только информационное образование
гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным
ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях
мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень
информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие
компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества.
Следует подчеркнуть, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни
библиотечно-библиографическая грамотность, ни медиаграмотность сами по себе,
изолированно, не дают человеку возможности уверенно чувствовать себя в современном
информационном обществе. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности
образующих информационную культуру личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение курса "Моя информационная культура" на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения внеурочного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета., в части:
Патриотическое воспитание:
2
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
3
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1)
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2)
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3)
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
4
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
2)
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3)
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,
таблица, диаграмма, схема);
5
•
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
•
составлять список используемой литературы и других информационных
источников, заполнять адресную и телефонную книги;
•
находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные,
отношения (например, математические) и зависимости;
•
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность;
•
упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и
убыванию);
•
интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных
частях текста детали сообщения;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная
культура (12 ч)
Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» Виды
информации. Первичные документы как составная часть информационных
ресурсов общества. (4 ч)
Расширение представлений об информации.
Ценность информации и цена неинформированности.
Многообразие информации, окружающее человека.
Виды информации по областям наук: медицинская (например, информация из
справочника по медицине о пробе Манту); техническая (например, информация из книги
по компьютерной технике о том, что такое сканер); историческая (например, информация
из книги по истории России о том, когда в космос впервые полетел человек);
географическая (например, информация из энциклопедии по географии о самом глубоком
озере в мире – о. Байкале).
Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о
первичных и вторичных документах.
Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные,
научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о
справочных документах.
Развитие представлений об электронных документах.
Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ. Ключевые слова как
результат анализа документов. (4 ч)
Представление о процессе анализа и синтеза информации.
Представление о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания
информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания,
составление аннотации и реферата. Представление о вторичных документах как
результатах свертывания информации.
Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших
школьников, организации их самостоятельной работы.
Библиотеки и Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная
безопасность личности. (4 ч)
Развитие представлений о библиотеке.
Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших
школьников.
Типичная структура и принцип работы веб-сайта.
Области применения Интернета:
для учебы (сайт «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»: http://nachalka.info);
6
для получения справочных сведений (энциклопедия для детей и родителей
«Потому.ру» http://potomy.ru);
для творчества (детский сайт Твидиhttp://tvidi.ru);
для общения (детская онлайн-игра Шарарам:http://www.smeshariki.ru/shararam);
для развлечения (сайт ежемесячного журнала для школьников
«Костер»http://www.kostyor.ru/redakcia.html).
Опасности, связанные с использованием Интернета. Информационная безопасность
личности.
Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности
младших школьников.
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и
алгоритмы их решения (4 ч)
Различные типы поиска и алгоритм их выполнения. Особенности поиска
информации в Интернете. (4 ч)
Адресный запрос и условия его успешного выполнения.
Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.
Фактографический запрос и условия его успешного выполнения.
Тематические запросы. Правила формулировки тематических запросов.
Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу –
чрезмерное сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы).
Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе
ключевых слов.
Поиск справочной информации с помощью поисковой системы Yandex. Сервис поиска по
орфографическим, орфоэпическим, толковым, фразеологическим словарям, словарям
синонимов и переводным словарям, энциклопедическим словарям, универсальным и
электронным энциклопедиям.
Приемы по улучшению результата поиска: «искать цитату», «искать все, кроме»,
операторы «и», «или», использование синонимов.
Раздел 3 Аналитико-синтетическая переработка источников
информации (12 ч)
Справочно-поисковые аппараты художественной и учебной книг. Структура текста
и его свойства. (4 ч)
Структура художественной книги. Оглавление как поисковое средство книги. Справочнопоисковый аппарат книги.
Справочно-поисковый аппарат учебной книги. Использование справочно-поискового
аппарата книги для продуктивной работы с учебной и научно-познавательной книгой.
Развитие представление о тексте.
Понятие о структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу
части текста. Представление о микротемах частей текста. Смысловые связи между
частями текстов.
Основные приемы интеллектуальной работы с текстами. Медиатекст как объект
аналитико-синтетической переработки. (4 ч)
Общие представления о порядке анализа содержания текста. Самостоятельное
осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию,
иллюстрациям. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное
формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов,
самоконтроль). Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного.
Поиск значения непонятных слов в толковом словаре при чтении текста, устранение
многозначности слов. Роль выявления смысла неизвестных слов в понимании смысла
текста.
7
Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста. Выявление смысловых
связей между частями текста.
Формулирование темы и основной мысли в собственном высказывании.
Восстановление деформированных текстов (текстов с пропущенными словами,
незавершенными фразами и т.п.) как прием, выявляющий уровень понимания текста.
Медиатекст как сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа: газетная статья,
телепередача, видеоклип, фильм и др. Наглядность и образность, обращенность к
массовой аудитории как отличительные черты медиатекста.
Виды медиатекстов: по форме создания (устный, письменный); по каналу
распространения (печать, радио, телевидение, Интернет); по функционально-жанровому
типу текста (информационные, художественные, рекламные).
Критический анализ текста, медиатекста. (4 ч)
Представление о достоверной и недостоверной информации. Понятие «критический
анализ текста».
Критический анализ текста как оценка текста с точки зрения истинности приведенных
фактов и суждений, обнаружение нелогичности, непоследовательности или ложности в
аргументации, различение подтвержденных и неподтвержденных высказываний.
Условия проведения критического анализа текста: хорошее знание предмета анализа
(отрасли знания); полное понимание текста, включая понимание используемых терминов;
умение четко аргументировать собственную позицию.
Алгоритм критического анализа текста: внимательное чтение текста; осмысление текста;
выявление в тексте смысловых ошибок, логических несоответствий; поиск доказательств
или опровержений данного текста; формулирование выводов. Использование нескольких
источников информации для установления ее достоверности.
Особенности критического анализа различных видов медиатекстов. Виды рекламных
медиатекстов. Рекламный плакат как объект критического анализа. Структура рекламного
плаката как вида рекламного медиатекста. Алгоритм выполнения критического анализа
рекламного медиатекста. Коллективное обсуждение результатов критического анализа.
Раздел 4 Технологии подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся (5 ч)
Технология подготовки планов готовых текстов. Технология подготовки планов
создаваемых текстов. (3 ч)
Различение планов по объекту планирования: 1) план готового текста (рассказа, статьи,
книги); 2) план текста, который еще предстоит подготовить (сочинения, доклада,
реферата, обзора и т.п.).
План как основа подробного, сжатого и выборочного пересказов. Использование плана
при пересказе прочитанного (фрагментов или текста в целом), при подготовке ответов на
вопросы.
Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как
заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста,
систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Назначение плана
– служить логической моделью подготовки устного или письменного текста.
Основные требования к плану: логичность, последовательность, соразмерность, полнота
охвате вопросов рассматриваемой темы.
Алгоритм составления плана создаваемого текста: анализ и осмысление темы, по которой
создается текст (выделение ключевых слов и выяснение смысла терминов);
предположение о количестве частей в создаваемом тексте; условная формулировка темы
каждой из частей; поиск информации по сформулированным темам; анализ выявленных
источников информации; группировка и систематизация выявленных понятий;
определение порядка следования частей; нумерация пунктов и подпунктов плана в
соответствии с последовательностью их расположения; редактирование плана.
8
Использование плана при подготовке письменных творческих работ: сочинений на
заданные темы, описаний, сказок, рассказов, докладов, рефератов и т.п.
Технология подготовки традиционных и электронных писем (2 ч)
Значение переписки в жизни человека. Правила оформления и редактирования писем.
Сходство традиционных и электронных писем: единая структура письма, наличие адреса,
соблюдение правил этикета.
Правила электронной переписки.
Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной
переписки. Опасность сообщения личных данных, номера телефона, пароля, домашнего
адреса по электронной почте.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесные;
- наглядные;
- игровой;
- анализ, обобщение, систематизация материалов;
- практические;
- проблемный;
- диалоговый;
- лабораторные работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
индивидуальная
групповая
выставка
творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как
индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном
подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Рейтинг.
Выставки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
МБОУ «ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
9
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
№
1
2
3
4
Тема
Информационные
ресурсы
общества и информационная
культура
Основные типы
информационно-поисковых
задач и алгоритмы их решения
Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации
Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной учебной и
познавательной работы
учащихся
Итого
Кол-во часов
12
ЭОР
«Вебики»http://www.webiki.ru/);
4
«Яндекс – семейный поиск»
http://family.yandex.ru/ .
12
«Все для
детей»http://allforchildren.ru
4
Электронная детская
энциклопедияhttp://poznaiko.ru
34
10