Функциональная грамотность 3 класс

06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«02» июня 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№188 от «02» июня 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Григорчук Елена Викторовна

Учебный год

2025 – 2026

Класс

3-Б

Название учебного курса

«Функциональная грамотность»

Количество часов

34

Количество часов в неделю

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
На освоение курса в 3-Б классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции»,
«Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и
коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление
способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
3

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение
составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности» (14 ч)
Раздел 1. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации. Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Настоящий читатель много читает. Любимая книга. Составные части книги.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный
порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки»,
«лечение книг». Домашняя библиотека. Лента времени для учёта длительности
чтения. Писатели и их книги. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка
скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов
математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего
мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения. Продуктивное чтение – что это?
Высказывание предположений. Продуктивное чтение и значение слова «продукт».
Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение
человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное:
грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология –
последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой». Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор
подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над
проектом, подготовка проекта. Сбор информации. Выполнение проекта. Подготовка
презентации к защите проекта. Защита проекта.
Модуль «Основы математической грамотности» (12 ч)
Раздел 1. История развития математики. Из истории чисел и цифр. Римская
нумерация. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами с
календарем. Числовые множества, их сравнение и отображение. Закономерности в
ряду чисел. Ребус. Правила разгадывание ребусов. Решение математических ребусов.
4

Раздел 2. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи на сообразительность. Задачи на
комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Раздел 3. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Закономерности в геометрических узорах. Составление геометрических узоров.
Задачи на разрезание, склеивание.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1. Что такое экология. Человек – часть природы. Активная хозяйственная
деятельность человека уничтожает природу. Что делать? Наука экология.
Движение Зеленых. Чем мы можем помочь нашей планете уже сейчас? Проблемы,
которые надо решать! Составление плана по решению экологических проблем.
Раздел 2. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в природе, фиксация наблюдений, выводы. Необычные
явления природы.
Раздел 3. Необычные растения и животные. Находить общие и отличительные
признаки растений и животных двора, дома. Учимся удивляться окружающей нас
природе. Древние ящеры и современные ящерицы. Что надо знать о бактериях.
Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
Раздел 4. Удивительное дома. Наука в помощь человеку. Ежедневные опыты и
фокусы на кухне и в ванной. Вода - удивительный растворитель. Огонь – враг или
друг? Природа -источник сил, вдохновения и оздоровления.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Экскурсия, круглый стол, беседа. Игра с ролевым акцентом, интеллектуальные
игры, исследовательские проекты, этические беседы, дискуссии, выставки, коллективнотворческие дела, трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
трудовая (производственная) деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
МБОУ «ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
5

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
№
1.
2.
3.

Тема
Читательская
грамотность
Математическая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Итого

Кол-во часов
14

ЭОР
https://easyen.ru

12

https://www.planeta-kniga.ru

8

https://easyen.ru

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».