06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №_
от «__» ________ 2024г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«__» _________ 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№ от «__» _______ 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель
Григорчук Елена Викторовна
Учебный год
2024 – 2025
Класс
2-Б
Название учебного курса
«Наш школьный журнал»
Количество часов
34
Количество часов в неделю
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Наш школьный журнал» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
На освоение курса во 2-Б классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной
грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие
способности работать в команде.
Задачи:
— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности;
—создание необходимых условий для её самореализации;
— выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их
профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;
— организация проектной деятельности;
— участие обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, школьного уклада.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
— развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении воспитательно-образовательных целей и путей
их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2
Программа внеурочной деятельности «Создание школьного журнала» имеет тесную
связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования. В частности, в изучении предметных областей «Русский
язык», лежащих в основе человеческого общения, формирования гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека.
Форма организации: творческая студия «Наш школьный журнал», создание
ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, его редактирование,
конструирование структуры, формы организации и оформления журнала.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа будет способствовать:
— осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому
и познавательному развитию;
— обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов;
— совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное
владение разными учебными предметами и взаимодействие с другими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
— пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника начальной школы»), таких как:
— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной языки и уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки
с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа
жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её
участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих
формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению.
Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой
начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа
по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом.
Цель программы: формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения
учиться (информационная, коммуникативная), активной гражданской позиции,
повышение речевой культуры и культуры общения детей и подростков.
3
Задачи:
— создать условия для развития нравственных качеств личности обучающихся
— изучать основы журналистского мастерства;
— повышать речевую грамотность;
— обучать умениям работы в команде
— развивать организаторские и лидерские способности.
воспитательные – обеспечить уровень усвоения содержания программы; воспитывать
позитивную атмосферу среди учащихся; умение работать в коллективе, воспитывать
чувство любви к прекрасному, формировать эстетический вкус, повышать уровень
информационной культуры школьников
образовательные - обучать работе с разными источниками информации, обучать
редактированию текста, систематизации материала и т.п.
развивающие – развивать у учащихся речь, мышление, внимание, память, фантазию,
интерес к чтению, способствовать развитию художественных способностей школьников.
С помощью этого кружка можно вести активную пропаганду по вопросам
нравственного воспитания школьников, создавая условия, способствующие развитию
личностных качеств учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессия журналиста (2 часа) Формирование представлений о профессии журналиста.
Функции журналиста: информационная; коммуникативная; выражение мнений
определенных групп; формирование общественного мнения. Требования к журналисту:
компетентность, объективность, соблюдение профессиональных и этических норм,
глубокие знания в области литературы, философии и др., владение литературным языком.
История российской журналистики (1 час) Журналистика XVIII века. Журналистика
XIX века. Журналистика XX века. Нравственные основы журналистской этики.
Язык журналистики (4 часа) Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые
слова, пословицы.
Практическая работа. 1. Подготовить рассказ «Пословицы и крылатые слова в
журналистике».
Стилистические фигуры речи (4 часа) Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение,
метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора,
антитеза, градация, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос,
многосоюзие и бессоюзие.
Практические работы. 2. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и
стилистических фигур, определить их роль в тексте. 3. Написать зарисовку, используя
определенные стилистические фигуры.
Композиция материала (3 часа) Основные типы построения текстов: повествование,
описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании и описании.
Основные структурные связи в рассуждении.
Практическая работа. 4. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры
повествования, описания, рассуждения.
Информационные жанры (4 часа) Основные требования к информативной
публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной
жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки,
4
свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные
жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление
(программа, афиша).
Практическая работа. 5. Создание и презентация текста определенного жанра.
Аналитические жанры (4 часа) Назначение произведений аналитических жанров –
сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика
аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Практическая работа. 6. Рецензирование статьи.
Художественные жанры (4 часа) Основные функции произведений художественнопублицистических
жанров:
информационная;
эстетическая;
экспрессивная;
просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе и др.
Практические работы. 7. Анализ текстов-образцов. 8. Создание чернового варианта эссе
или фельетона.
Технические средства журналиста (6 часов) Знакомство с техническими средствами и
приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотографирование.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотомонтаж,
видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ
MS WORD).
Практические работы. 9. Фотографирование живых объектов. 10. Оформление
фоторепортажей.
Газетный язык и авторский почерк (2 часа) Особенности газетного языка. Понятие об
авторском почерке.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесные;
- наглядные;
- игровой;
- анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
- практические (создание, издание и распространение школьной газеты);
- проблемный;
- диалоговый;
- лабораторные работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
индивидуальная
групповая
выставка
творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как
индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном
подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Рейтинг готового изделия.
Выставки поделок.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
МБОУ «ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
5
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
№
1
2
3
4
5
Тема
Вводное занятие
Журналистика
Стилистика
Жанры
Средства
Итого
Кол-во часов
1
ЭОР
https://stranamasterov.ru
7
https://stranamasterov.ru
8
https://stranamasterov.ru
10
https://stranamasterov.ru
8
34
https://stranamasterov.ru
6