06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №5 от «03» июня 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР И.И.Бильчук «03» июня 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 190 от «03» июня 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель Иевлева Наталья Владимировна Учебный год 2024 – 2025 Класс 1-Б Название учебного курса «Крымоведение» Количество часов 33 Количество часов в неделю 1 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две изучение темы темы за урок Колво часов Причина корректировки Дата изучения пропущенного материала 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы А.Н.Рудякова, Л.В.Наумовой «Крымоведение». На освоение курса в 1-Б классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы. Программа курса «Крымоведение» предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; формирование целостного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. 3 Предметные результаты: формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; работать со справочно-энциклопедическими изданиями; использовать полученные знания в жизни. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона». Введение. Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!». «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. 4 Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: Групповая, индивидуальная, коллективная. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ». Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; 5 - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Итого Кол-во часов 1 ЭОР https://infourok.ru 3 https://infourok.ru 16 https://infourok.ru 4 https://nsportal.ru 5 https://nsportal.ru 4 https://nsportal.ru 33 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Дата по плану Дата по факту Колво ч Тема занятия Введение (1ч) 1 Введение. Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3ч) 1 Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. 1 Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. 1 Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (16ч) 1 «По горам, по долам…». Рельеф полуострова 1 «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. 1 Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. 1 Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. 1 Растительный мир Крыма. 1 Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». 1 Животный мир Крыма. 1 Млекопитающие крымских лесов и степей. 1 Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. 1 Полезные и вредные насекомые. Класс насекомых. 1 Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. 1 Морские и пресноводные рыбы. 1 Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. 1 Охрана растений и животных. Красная книга. 1 Черное и Азовское моря 1 Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4ч) 1 Экскурсия, путешествие, туризм. 1 Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. 1 Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). 1 Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»(5ч) 1 Города-герои. 1 Важнейшие исторические объекты полуострова. 7 27 28 29 30 31 32 33 Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. 1 Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. 1 Крымские периодические издания для детей. Экскурсия в районную библиотеку. 1 Проект «Крым в моих рисунках». Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4ч) 1 Особенности сельского хозяйства Крыма. 1 Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. 1 Животноводство. 1 Домашние животные. 8