МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «ЗСШ»)
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Сердюк И.В.
«02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЗСШ» № 187
от «02» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель
Петухов Владимир Александрович
Учебный год
2025-2026
Класс
9К
Название учебного предмета
Основы пожарной безопасности
Количество часов в год
34
Количество часов в неделю
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный»
(сокращенное наименование движения - ВДЮОД «Юный пожарный») организовано по инициативе
Всероссийского добровольного пожарного общества и функционирует при поддержке ВДПО, в том
числе материально-финансовой. Движение является Всероссийским и распространяет свою
деятельность на территории субъектов Российской Федерации, представляет собой добровольное
массовое объединение детей и молодежи. Движение «Юный пожарный» осуществляет свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами
Российской Федерации. Сфера деятельности ВДЮОД «Юный пожарный» определена Положением
о Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Юный пожарный», принятым
постановлением ЦС ВДПО от 23 мая 2014 г. № 535. Рабочая программа разработана в соответствии
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, в редакции
приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 года №
1577), Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации.
Программа внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности» рассчитана на
обучающихся изучению знаний основ пожарного дела с целью привлечения их к массоворазъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарнопрофилактической работе и осуществлению помощи в области противопожарной пропаганды и
обучения населения мерам пожарной безопасности.
Актуальность данной программы.
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая
любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят
костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые
неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные
правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы
стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе
создан кружок внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности», который имеет социально
– педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к
возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более
700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и
эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это
свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем,
обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных
пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях,
уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной
2
ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров,
а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения,
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к
физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к
самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих
принципов:
⎯ гуманистических
начал,
многообразия
и
вариантности
форм
организации
жизнедеятельности и образования детей;
⎯ непрерывность образования и воспитания;
⎯ воспитывающего обучения;
⎯ приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и
психофизиологических личностных особенностей;
⎯ обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и
развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 6-9 кадетских классов по профилю МЧС. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов – 34.
Цель:
▪ воспитание обучающегося правилам поведения при пожаре;
▪ формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития;
▪ патриотическое воспитание подрастающего поколения;
▪ социальное становление личности ребенка;
▪ формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
▪ создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и
средне-специальных учебных заведениях МЧС Российской Федерации.
Задачи:
⎯ сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
⎯ обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
⎯ воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
⎯ развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией,
сообщением);
⎯ воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
⎯ воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
⎯ воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
⎯ воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
3
2. Образовательные:
⎯ дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
⎯ дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
⎯ научить основам строевой подготовки;
⎯ приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
⎯ развитие детского технического творчества,
⎯ развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
⎯ развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Работа кружка внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности» может стать
воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по
предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное
решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее
(проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную
учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую
общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего
результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года
зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности» включает в себя
3 этапа:
I.Теоретический этап накопления знаний;
II.Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
III.Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному
направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
Рабочая программа внеурочной деятельности, содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
4. Тематическое планирование.
5.Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
9К класс
Вводное занятие
Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.
История создания пожарной охраны России и МЧС России.
Пожары, их признаки и последствия.
Основные понятия о горении.
Опасные факторы пожара.
Первая помощь пострадавшим при пожарах.
Устройство огнетушителей
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности
Знаки пожарной безопасности
4
Виды пожаров.
Правила поведения при пожарах.
Пожарная техника и костюм пожарного.
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
Игра-викторина «Опасный огонёк»
Экскурсия в пожарную часть.
Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе», составление Акта.
Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.
Изучение планов эвакуации.
Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Соревновательная деятельность.
Подведение итогов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
9К класс
Результаты внеурочной деятельности учебного предмета «Основы пожарной безопасности»
направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни,
позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные
ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде
может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и
чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Планируемые результаты:
• умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
• воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному
здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества
и государства;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из
различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной
опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей.
5
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами программы, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации
опасных и чрезвычайных ситуаций), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
6
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
Формы проведения занятий: беседа; лекции; практические занятия; игры; викторины;
тестирование; соревнование; экскурсия.
В результате освоения программы обучающийся должен:
Знать:
- основные направления, формы и методы пожарной безопасности;
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и
электрическими приборами;
основные направления работы ГПС;
специфику применения первичных средств пожаротушения;
порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
правила разведения костра в лесу;
- значение профилактической работы с учащимися образовательного
учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при
пожарах.
Уметь:
- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
- оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и
привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
7
- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по
ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;
- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по
противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
- взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе
проведения профилактической работы;
- эвакуироваться из здания школы.
- пользоваться видами огнетушителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
9К класс
№
п/п
Темы/раздел
урока
1
Вводное занятие
Оперативная обстановка с
пожарами – обзорная
беседа.
История создания
пожарной охраны России и
МЧС России.
Пожары, их признаки и
последствия. Основные
понятия о горении.
Опасные факторы пожара.
Первая помощь
пострадавшим при
пожарах.
Устройство огнетушителей
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Внеклассное мероприятие
по пожарной безопасности
Знаки пожарной
безопасности
Виды пожаров.
Правила поведения при
пожарах.
Пожарная техника и
костюм пожарного.
Причины возникновения
Количество часов,
отводимых на освоение темы
Всего
Теория
Практика
1
1
-
Форма
проведения
занятий
беседа
лекция
1
1
-
1
1
-
просмотр
видеороликов
2
1
1
практическая
работа
3
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
-
1
1
-
практическая
работа
практическая
работа
экскурсия в
пожарную часть
опрос
опрос
изготовление
памяток
беседа
лекция
8
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Итого
пожаров в жилье и
общественных зданиях
Ответственность за
нарушение требований
правил пожарной
безопасности.
Оказание первой
медицинской помощи
пострадавшим при пожаре.
Игра-викторина «Опасный
огонёк»
Экскурсия в пожарную
часть.
Проведение рейда
«Пожарная безопасность в
школе»
Разъяснительные работы о
ППБ в пожароопасный
период.
Изучение планов
эвакуации.
Разъяснительная работа
среди учащихся о правилах
эвакуации по плану.
Система автоматического
пожаротушения и
пожарной сигнализации.
Соревновательная
деятельность.
Подведение итогов.
2
2
-
4
1
3
1
1
-
1
-
1
1
-
1
тестовые
задания
практическая
работа
игра-викторина
экскурсия в
пожарную часть
практический
рейд
беседа
2
-
2
практическая
работа
1
-
1
2
1
1
беседа
2
-
2
34
16
18
соревнование
между
дружинами
Юных
пожарных
ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Движение «Юный пожарный» // Официальный сайт ВДПО - Режим доступа:
http://vdpo.ru/main/yunii-pozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
2.Движение «Юный пожарный»: группа в социальной сети «ВКонтакте» - Режим доступа:
https://vk.com/yuniipozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
3.Культура безопасности жизнедеятельности // Официальный сайт МЧС России – Режим доступа:
http://www.culture.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
4.Спас – экстрим// Портал детской безопасности МЧС России – Режим доступа: - Режим доступа
http://www.spas-extreme.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
5.Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ
свободный – Рус. яз.
6.Дети01: информационно-образовательный портал – Режим доступа: www.deti01.ru -Загл. с экрана.
– Доступ свободный – Рус. яз.
9
7.Пожарная безопасность: федеральная целевая программа РФ до 2017 года – Режим доступа:
http://fire.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
7.Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методический журнал МЧС России –
Режим доступа: http://obj.mchsmedia.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
8. Официальный школьный сайт: http://school-zaozernoe.ru/bezopasnost_2/ , раздел пожарная
безопасность http://school-zaozernoe.ru/pozharnaya_bezopasnost/,
9. ДЮП «ВЫМПЕЛ» МБОУ «ЗСШ»: http://school-zaozernoe.ru/druzhina_yunyh_pozharnyh/,
http://school-zaozernoe.ru/kadetskiy_vestnik_vneurochnaya_deyatelnost_yunyy-kadet_spasatel/
10.
Ведомственные
издания
МЧС
России:
Журналы
«Гражданская
защита»
http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/grazhdanskaya-zaschita/issues/08-2023/pages/1/,
«Пожарное
дело» http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/pozharnoe-delo/issues/08-2023/pages/1/
10