МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «ЗСШ»)
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «02» июня 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Сердюк И.В.
«02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЗСШ» № 189
от «02» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель
Петухов Владимир Александрович
Учебный год
2025-2026
Класс
11К
Название учебного предмета
Начальная военная подготовка
Количество часов в год
34
Количество часов в неделю
1
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Начальная военная подготовка» составлена в соответствии с
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441
«Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной
службе», Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации
к военной службе на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, Приказом Министерства обороны
Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24
февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах».
Актуальность программы
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрдо
и последовательно отстаивающих свой политический, экономический, культурный и духовнонравственный суверенитет.
Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны США и их
союзников, которые для сохранения своего глобального доминирования развернули
масштабную кампанию, направленную на разрушение Российского государства, разложение
гражданского общества и уничтожение культурно-исторической самобытности российских
народов, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Современные
вызовы
и угрозы
диктуют
необходимость
укрепления
обороноспособности нашей Родины и повышения боеспособности её вооружённых
защитников. В этих условиях в системе военно-патриотического воспитания на первый план
выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного чувства
верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству
и подготовки старшеклассников к честному выполнению воинского долга.
Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военнопатриотического воспитания, наполнение её конкретным содержанием, обучение
допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам, отвечающим актуальным потребностям
и уровню развития современной Российской армии и соответствующим решаемым ею сегодня
задачам.
Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы
в соответствие с требованиями новой редакции Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования.
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре
Вооружённых Сил Российской Федерации, овладеть начальными элементами тактической,
инженерной и технической подготовки, приобрести практические навыки обращения с
оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях радиационного,
химического и биологического заражения местности, получить физическую и
психологическую закалку.
Программа по основам военной службы организуются в соответствии с Федеральным
законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об
утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»,
Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной
службе на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 3 февраля 2010 г . № 134-р, Приказом Министерства обороны Российской
2
Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010
г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах».
В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся. Программа предусматривает изучение военного дела
в объёме одиночной подготовки военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет
в короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации
при призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения
Минобороны России, Росгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного
дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков
и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний,
полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых
юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной
техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных
условиях, выполнение практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил
Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни
и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать
понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской
Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации
в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной
и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в
добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях
и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции
и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строе вой,
инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной,
химической и биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения
к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному
прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции,
готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных
ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
3
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих,
воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военноучётными специальностями и выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе
жизни и желания быть полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные
виды деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия
в совместной коллективной деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
В учебном плане Программа ориентирована на обучающихся 10-11 классов
общеобразовательных организаций.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы
и встречи с военнослужащими и ветеранами СВО, показные занятия, экскурсии в воинские
части, военно-тактические и военно-спортивные игры.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом. Занятия
проводятся в практико-ориентированном формате. По итогам обучения целесообразно
проведение комплексного занятия, предусматривающего демонстрацию обучающимися
компетенций, сформированных в ходе освоения учебной программы.
Учебный план программы выполняется через основные занятия по десяти учебным
модулям: тактическая подготовка, огневая подготовка, основы технической подготовки
и связи, инженерная подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, первая
помощь (тактическая медицина), общевоинские уставы, строевая подготовка, основы
безопасности военной службы, ратные страницы истории Отечества.
В целях обеспечения соблюдения требований безопасности обучающимися
предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя инструктаж и ознакомление
с требованиями безопасности перед каждым занятием. Кроме того, запланировано изучение
вопросов безопасного обращения с оружием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых
ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по
завершении обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная
подготовка», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности
и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за
российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению
воинского долга и вооружённой защите Отечества.
4
Гражданское воспитание:
- сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества,
соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства,
воинской обязанности и военной службы;
- осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите
Отечества;
- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма
и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения
военной безопасности государства;
- готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций
и институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской
армии и флота;
- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому
наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской
Федерации, достижениям России в области обороны;
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость
и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
- сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах
ведения войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное
отношение к соблюдению норм международного гуманитарного права;
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к безопасности общества и государства;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре
и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
- понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых
традиций.
Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
- знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность
применять их в случае необходимости;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- интерес к военно-прикладным видам спорта;
- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности
в процессе военной службы;
5
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы;
-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
- расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
военной науки, современных представлений о воинской деятельности;
- понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военнопрофессиональной деятельности в жизни общества и государства;
- способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей
военной службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях
ведения боевых действий.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной
деятельности «Начальная военная подготовка», должны отражать овладение универсальными
учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной
безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения
и классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности
и противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев
в парадигме военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных
действий;
- моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой,
анализировать их различные состояния для решения практических задач, переносить
приобретённые знания в повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи;
- развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию
и применению для решения различных учебных задач;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
6
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия
в профессиональную среду;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения учебных задач, связанных с военной службой,
переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение
социальных ролей «начальник» — «подчинённый»;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов,
и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям; 6 осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям; 6 оценивать
приобретённый опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
7
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы
и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность
понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики
содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных занятий.
В период проведения учебных занятий, обучающиеся получают ряд новых знаний,
навыков и умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны
мотивировать их к получению военно-учётной специальности, способствовать быстрой
адаптации к службе в Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной
деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- героическую историю Российского государства, Государственные символы
Российской Федерации;
- историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции;
- структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации; 6
назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении
Сухопутных войск;
- порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия; 6 основы оказания первой
помощи на поле боя;
- боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
- основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки
и связи;
- приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
- основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
- нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
- о боевых и технических характеристиках боевой техники;
- об основах общевойскового боя;
- об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск;
- о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
об особенностях применения БПЛА на поле боя.
8
Обучающиеся должны уметь:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приёмы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя; 6 оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
- оказать первую помощь;
- пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
- демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным
раскрытием для каждого модуля курса.
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»:
- классифицировать основные виды тактических действий подразделений;
- иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного
состава в бою;
- характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий;
- выработать алгоритм действий в бою;
- знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении;
- владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении
наблюдения, действовать по сигналам оповещения и управления;
- действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении
противника, решать ситуационные задачи;
- выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции,
преодолевать заграждения;
- актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на
местности;
- знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть
приёмами выживания;
- классифицировать приборы наблюдения;
- владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником;
- обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества;
- решать ситуационные задачи;
- выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении
противника, преодолении заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»:
иметь
представление
о вооружении
отделения
и тактико-технических
характеристиках стрелкового оружия;
- классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат;
- иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия;
- знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов
и принадлежностей, общее устройство ручных гранат;
- уверенно и безопасно обращаться с оружием;
- выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата
Калашникова;
- знать порядок подготовки к бою ручных гранат;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке
и обращении с оружием;
- самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности;
- владеть навыками прицеливания и производства выстрела;
- выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений;
- знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат;
- выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для
стрельбы из положения лёжа;
- выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных
гранат.
9
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»:
- иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники,
классифицировать виды боевых машин;
- знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;
- иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных
аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА;
- знать алгоритм противодействия БПЛА противника; 6 выполнять практические
действия по управлению БПЛА;
- иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках
средств связи; 6 классифицировать средства связи отделения;
- иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
- знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций;
- знать основные требования к ведению радиопереговоров; 6 иметь представление
о способах обмана противника при ведении радиопереговоров;
- выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению
и ведению радиопереговоров.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»:
- иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции
отделения и окопа для стрелка;
- знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента;
- иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа;
- выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
- классифицировать типы мин;
- знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных
мин;
- иметь представление о типах мин и порядке их установки;
- выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых
и противопехотных мин;
- знать демаскирующие признаки установки мин;
- иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных
предметов;
- выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием
миноискателя, щупа, кошки.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»:
- иметь представление о об оружии массового поражения;
- классифицировать виды ядерных взрывов;
- знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках
применения отравляющих веществ и биологического оружия;
- уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения;
- знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты;
- обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
- знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим
и бактериологическим (биологическим) оружием;
- знать правила поведения на заражённой местности;
- выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите;
- уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля;
- знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора
химической разведки;
-выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона.
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»:
- иметь представление о алгоритме оказания первой помощи;
- знать состав и назначение средств оказания первой помощи;
- классифицировать типы ранений;
10
- знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации
конечностей, действий при отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости
дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении, перегревании и ожогах;
- выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение
сердечно-лёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка
кровотечения, наложение повязок, иммобилизация, психологическая поддержка);
- иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная);
- знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации;
- иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств
эвакуации;
- выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»:
- знать права и обязанности военнослужащих;
- иметь представление о принципах единоначалия;
- уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих;
- оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать
модель поведения в воинском коллективе;
- знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его
поддержании;
- иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
- обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте;
- классифицировать виды караулов и их предназначение;
- знать смысл понятия «неприкосновенность часового»;
- понимать обязанности часового и особенности применения оружия;
- оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым
к несению караульной службы.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»:
- иметь представление об основных положениях строевого устава;
- знать и практически выполнять строевые приёмы на месте;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении;
- знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием;
- знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте;
- знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения
в движении.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»:
- классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер
безопасности;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке
и обращении с оружием;
- оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками
минимизации рисков.
Модуль №10 «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов»
Участники сборов получат представление:
- о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России;
- о причинах начала Великой Отечественной войны и усилиях СССР по её
предотвращению;
- об основных битвах и операциях Великой Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция);
- о вкладе народа в победу на трудовом фронте; 6 о героях Великой Отечественной
войны;
11
- о значении Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов.
В ходе изучения спортивной программы участники сборов получат представление:
- о технике выполнения базовых упражнений общей физической подготовки (ОФП);
- о технике безопасности при занятиях физической культурой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
11К класс
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»
Основы общевойскового боя. Основные виды боя: оборона, наступление. Понятие
тактических действий.
Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового
отделения Сухопутных войск Российской Федерации. Задачи отделения в различных видах
боя.
Ознакомление с организационно-штатной структурой подразделений иностранных
армий (НАТО, КНР).
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки.
Действия отделения в обороне. Способы перехода к обороне. Позиция отделения
в обороне. Назначение ориентиров. Система огня отделения и сектора обстрела стрелков.
Сигналы оповещения, управления и взаимодействия. Действия наблюдателя.
Действия отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в наступлении.
Преодоления заграждений. Перебежки и переползания. Действия в составе боевых групп.
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения. Ориентирование на местности
с использованием карты, компаса, местных предметов, а также современного навигационного
оборудования.
Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения. Приборы наблюдения.
Выживание в особых условиях.
Сигналы оповещения. Действия личного состава по тревоге. Получение оружия,
средств индивидуальной защиты и экипировки. Походный порядок взвода. Задачи и способы
действий дозорного отделения и пеших дозорных.
Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка
местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»
Вооружение мотострелкового отделения. Назначение и тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия и ручных гранат. Перспективы развития
современного стрелкового оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей.
Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их
устранение. Порядок неполной разборки автомата Калашникова и сборки после неполной
разборки. Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО.
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время
стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Классификация целей на поле боя и их
краткая характеристика. Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм решения.
Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, виды и приёмы
производства выстрела. Выбор момента выстрела. Изготовка для стрельбы из различных
положений. Условия выполнения начальных стрельб.
Занятие на учебно- тренировочных средствах. Отработка нормативов,
усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со стрелковым оружием.
Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний.
12
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»
Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных
войск Виды, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных
образцов боевых машин Сухопутных войск (БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90).
Боевая робототехника - оружие будущего в настоящем. Виды, предназначение,
тактико-технические характеристики и общее устройство БПЛА. Ведение разведки местности
с использованием БПЛА. Способы противодействия БПЛА противника.
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных
радиостанций. Подготовка радиостанции к работе, настройка частот (диапазонов).
Порядок ведения радиообмена. Особенности назначения позывных. Переход на
запасные и резервные частоты. Меры по обману противника при ведении радиопереговоров
по открытым каналам связи.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка
инструмента. Порядок оборудования позиции отделения.
Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа для стрелка.
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные
заграждения.
Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного
и зарубежного производства. Средства разведки и разминирования. Особенности разведки
дорог, мостов, зданий. Способы обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения.
Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы
защиты от них.
Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки
применения бактериологического (биологического) оружия.
Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Назначение,
устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их
в положениях «походное», «наготове» и «боевое», подаваемые при этом команды.
Сигналы оповещения о применении противником оружия массового поражения
и порядок действий по ним.
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила
пользования им. Правила поведения на заражённой местности. Назначение, устройство
и порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД-1 и войсковым прибором химической
разведки (ВПХР).
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи.
Основные типы ранений на поле боя. Приёмы первой помощи. Остановка
кровотечения. Наложение повязок. Иммобилизация конечностей.
Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя. Штатные и подручные
средства эвакуации раненых. Реанимационные мероприятия.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»
Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих. Содержание воинской
дисциплины. Правила взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их
нарушение.
Сущность единоначалия и приказа командира (начальника). Воинские звания.
Обязанности солдата (матроса).
Организация размещения и быта военнослужащих. Распределение времени
и внутренний порядок. Состав и назначение суточного наряда. Обязанности дежурного
и дневального по роте. Ответственность за нарушение порядка несения внутренней службы.
Виды
караулов.
Назначение
и состав
караула.
Подготовка
караула.
Неприкосновенность часового. Обязанности часового, порядок применения оружия.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»
13
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Развёрнутый и походный строи отделения (взвода). Строевые приёмы на месте.
Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подход к начальнику
и возвращение в строй.
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. Строевые
приёмы с оружием на месте (автоматом).
Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена направления движения.
Выполнение воинского приветствия в движении. Ответ на приветствие в составе
подразделения.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»
Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой
подготовки. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы.
Модуль№10 «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов»
События, ставшие основой государственных праздников и памятных дат России.
Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР по её
предотвращению.
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте.
Герои Великой Отечественной войны.
Значение Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
11К класс
№
п/п
Учебный модуль
урока
Количество часов,
отводимых на освоение темы
Всего
6
Теория
2
Практика
4
1
Тактическая подготовка
2
Огневая подготовка
6
1
5
3
Основы технической
подготовки и связи
Инженерная подготовка
3
1
2
3
2
1
3
1
2
7
Радиационная, химическая
и биологическая защита
Первая помощь
(Тактическая медицина)
Общевоинские уставы
3
3
8
Строевая подготовка
4
1
4
5
6
3
3
3
Форма
проведения
занятий
беседа,
практические
занятия
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
теоретическое
занятие
практическое
занятие
14
9
10
Основы безопасности
военной службы
Ратные страницы истории
Отечества.
Итого
1
1
2
2
34
14
теоретическое
занятие
практическое
занятие
20
ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Название сайта
Федеральный образовательный портал по
Основам безопасности жизнедеятельности
Совет безопасности Российской Федерации
Министерство просвещения Российской
Федерации
Электронный адрес
http: //www. obzh.ru/
http: //www. sсrf. gov. ru
http: //www. edu.gov.ru
Министерство обороны Российской Федерации http: //www. mil. ru
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Министерство внутренних дел Российской
Федерации
Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации
Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Академия повышения квалификации
работников образования
Федеральный российский
общеобразовательный портал
http: //www. mchs.gov.ru
http: //www. mvd. ru
http: //www. minzdrav.gov.ru
http: //www. mnr. gov. ru
http: //www. mecom. ru/roshy dro/pub/rus/ index.htm
http: //www. gan. ru
http://www.gov.ed.ru
http: //www. apkro. ru
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское
образование»
Образовательный портал «Учеба»
http: //www. edu. ru
Журнал «Вестник образования»
http: //www. ve stnik. edu. ru
Издательский дома «Профкнига»
http://www.pr0fkni2a.ru
Издательский дом «Первое сентября»
Энциклопедия безопасности
http://www. lseptember.ru
http: //www. opasno. net
Личная безопасность
http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности
http: //www. alleng. ru
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
http://moikompas.ru/compas/bezopasnos tdet
http://www.uroki.ru
15
Название сайта
Электронный адрес
Информационно-методическое издание
для преподавателей ОБЖ-МЧС России
http://www. school-obz.org/topics/bzd/bzd.
html
Эконавт-CATALOG (электронный каталог
интернет ресурсов по Охране труда,
Безопасности дорожного движения,
Безопасности жизнедеятельности)
http://www.econavt-catalog.ru
Портал Всероссийской олимпиады школьников http://rusolymp.ru/
Образовательные ресурсы Интернета Безопасность жизнедеятельности
http: //www. alleng. ru/edu/saf. htm
Безопасность. Образование. Человек.
Информационный портал ОБЖ и БЖД:
Всё о Безопасности Жизнедеятельности
http: //www. bezopasno st. edu66. ru
Безопасность и выживание в экстремальных
ситуациях
http:// www.hardtime.ru
Информационно-консультационный портал
ФЦПРО
http://fgos74.ru
Центр методической и технической поддержки
внедрения ИКТ в деятельность ОУ и
http://ikt.ipk74.ru
обеспечения доступа к образовательным
услугам и сервисам
Сайт для родителей особых детей
http://ovz.ipk74.ru
Единая коллекция цифровых образовательных
http://school-collection.edu.ru
ресурсов
Единое содержание общего образования
http:// edsoo.ru
Реестр примерных основных
общеобразовательных программ
fgosreestr.ru/?ysclid=ljqxds78yg585033848
Портал Учеба - posobie.ru, uroki.ru, metodiki.ru ucheba.com
Журнал «ОБЖ в школе» электронное научнометодическое издание для учителей ОБЖ
http://www.scliool-obz.org
Библиотека электронных наглядных пособий
по ОБЖ для 5-11 классов
http://www. school-collection. edu.ru/catalog/rubr/7ed3 8401 -26b8-l lda-8cd60800200c9a66/37/
Для учителя ОБЖ материалы к урокам,
сценарии внеклассных мероприятий,
документы
Уроки школьной программы (видео,
конспекты, тесты, тренажеры)
http://www.uroki.net/docobgd.htm
http: //interneturok. ru
Учительский портал. Методические разработки
http: //www. uchportal. ru/load/81
по ОБЖ
ОБЖ в школе
school-obz.org
16
Название сайта
Электронный адрес
Министерство образования, науки и молодежи
rk.gov.ru
Республики Крым Официальный портал
ГБОУ ДПО РК КРИППО
krippo.ru
Основы безопасности жизнедеятельности
krippo.ru
17