06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 5 от «03» июня 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР И.И.Бильчук «03» июня 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 190 от «03» июня 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель Иевлева Наталья Владимировна Учебный год 2024 – 2025 Класс 1-Б Название учебного курса «Функциональная грамотность» Количество часов 17 Количество часов в неделю 0,5 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две изучение темы темы за урок Колво часов Причина корректировки Дата изучения пропущенного материала 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия С. Федина «Функциональная грамотность» для 1-4 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность». На освоение курса в 1-Б классе отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Цель: формирование современной информационной культуры личности школьника в условиях информатизации современного общества. Задачи: формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе; формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов; формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации; содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников; мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметные: правила пользования библиотекой; основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); умение самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; знания основных этапов развития книжного дела, исторического процесса формирования внешнего вида книги и ее структуры; понимание значения терминов, определенных программой; знание рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; 3 ориентирование в информационной среде библиотеки и Интернета, умение критически оценить и обработать найденную информацию; умение оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлению поиска нужной информации для выполнения учебной задачи; - высказыванию в устной и письменной формах; - владению основами смыслового чтения текста; - анализу объекта, выделять главное; - осуществление синтезу (целое из частей); - проведение сравнения, классификации по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлению расширенному поиску информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксированию информации с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строиельству логического рассуждения, включающее установление причинноследственных связей; - использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; - преобразовыванию информации из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принятию и сохранению учебной задачи; - планированию своего действия; - осуществлению итогового и пошагового контроля; - адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; - различию способов и результатов действия; - оценке своих действий на уровне ретро-оценки. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлению познавательной инициативы; - преобразованию практической задачи в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; - определению и формированию цели деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - формулировке собственного мнения и позиции; - соблюдению корректности в высказываниях; - использование речи для регуляции своего действия; - владению монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учет разных мнений; 4 аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. Тема 2. Любимые книги. Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто Тема 3. Подведение итогов года. Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение, рисунок и т.п.) ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: ситуационная игра образно-ролевые игры исследовательская деятельность урок-практикум дискуссия, обсуждение ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки, конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ». Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; 5 - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. № 1. 2. Тема Настоящий читатель Любимые книги Итого Кол-во часов 8 9 17 ЭОР https://easyen.ru https://www.planeta-kniga.ru 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата по плану Дата по факту 1 2 3 Колво ч 1 1 1 4 5 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 1 1 Тема занятия Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Представление о настоящем читателе. Представление о настоящем читателе. Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Сходство и различие текстов. Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака. Любимые писатели. Книги С.В. Михалкова. Любимые писатели. Книги А.Л. Барто. Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе» Конкурс чтецов Итоговое занятие 7