Функциональная грамотность 1

06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 5
от «03» июня 2024г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«03» июня 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№ 190 от «03» июня 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Иевлева Наталья Владимировна

Учебный год

2024 – 2025

Класс

1-Б

Название учебного курса

«Функциональная грамотность»

Количество часов

17

Количество часов в неделю

0,5

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
Раздел
тематического
планирования

Кол-во
часов
отмены
занятий

Дата
по
плану

Форма изучения
пропущенного
материала
Самост.
Две
изучение темы
темы
за
урок

Колво
часов

Причина
корректировки

Дата
изучения
пропущенного
материала

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
пособия С. Федина «Функциональная грамотность» для 1-4 классов, а также
Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
На освоение курса в 1-Б классе отводится 17 часов в год (0,5 часа в неделю)
согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
Цель: формирование современной информационной культуры
личности школьника в условиях информатизации современного общества.
Задачи:
формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно
важной в информационном обществе;
формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления
информации;
содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных
информационных источников;
мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности
(метапредметные результаты).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные:
правила пользования библиотекой;
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,
послесловие, форзац);
умение самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
знания основных этапов развития книжного дела, исторического процесса
формирования внешнего вида книги и ее структуры;
понимание значения терминов, определенных программой;
знание рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в
соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
3

ориентирование в информационной среде библиотеки и Интернета, умение
критически оценить и обработать найденную информацию;
умение оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлению поиска нужной информации для выполнения учебной задачи;
- высказыванию в устной и письменной формах;
- владению основами смыслового чтения текста;
- анализу объекта, выделять главное;
- осуществление синтезу (целое из частей);
- проведение сравнения, классификации по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлению расширенному поиску информации в соответствии поставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксированию информации с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строиельству логического рассуждения, включающее установление причинноследственных связей;
- использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовыванию информации из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принятию и сохранению учебной задачи;
- планированию своего действия;
- осуществлению итогового и пошагового контроля;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различию способов и результатов действия;
- оценке своих действий на уровне ретро-оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлению познавательной инициативы;
- преобразованию практической задачи в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- определению и формированию цели деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировке собственного мнения и позиции;
- соблюдению корректности в высказываниях;
- использование речи для регуляции своего действия;
- владению монологической и диалогической формами речи. 
Обучающийся получит возможность научиться:
учет разных мнений;
4

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Настоящий читатель.
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение
тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и
различие текстов.
Тема 2. Любимые книги.
Любимая книжка. Обложка любимой книжки.
Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто
Тема 3. Подведение итогов года.
Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение,
рисунок и т.п.)






ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
ситуационная игра
образно-ролевые игры
исследовательская деятельность
урок-практикум
дискуссия, обсуждение

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки,
конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
МБОУ «ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
5

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
№
1.
2.

Тема
Настоящий читатель
Любимые книги
Итого

Кол-во часов
8
9
17

ЭОР
https://easyen.ru
https://www.planeta-kniga.ru

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата
по
плану

Дата
по
факту

1
2
3

Колво
ч
1
1
1

4
5

1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17

1
1

Тема занятия
Кого можно считать настоящим читателем?
Представление о настоящем читателе.
Настоящий читатель много читает. Представление о
настоящем читателе.
Представление о настоящем читателе.
Чтение текстов из учебников русского языка,
окружающего мира и математики.
Лента времени.
Писатели и их книги. Портреты писателей.
Сходство и различие текстов.
Любимая книжка.
Обложка любимой книжки.
Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака.
Любимые писатели. Книги С.В. Михалкова.
Любимые писатели.
Книги А.Л. Барто.
Творческая работа «Твое представление о предстоящем
читателе»
Конкурс чтецов
Итоговое занятие

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».