УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ БИОЛОГИИ»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 16 – 17 лет
Составитель: Кидыба Владимир
Степанович
Должность: педагог дополнительного
образования
г. Евпатория
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы... ....... …...............3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цели и задачи программы ...................................................................... 8
1.3. Воспитательный потенциал программы ............................................... 9
1.4. Содержание программы ....................................................................... 10
1.5. Планируемые результаты ..................................................................... 11
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий .................. 13
2.1. Календарный учебный график ............................................................. 13
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 13
2.3. Формы аттестации ................................................................................ 16
2.4. Список литературы ............................................................................... 17
Раздел № 3 Приложения .................................................................................... 18
3.1 Оценочные материалы.......................................................................... 18
3.2 Методические материалы..................................................................... 23
3.3 Календарно-тематическое планирование ............................................ 26
3.4 Лист корректировки ............................................................................... 31
3.5 План воспитательной работы................................................................ 32
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
биологии» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»
(в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской
Федерации на период до 2030 года»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
− Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования
3
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года» (в действующей редакции);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
− Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки
РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их
родителями (законными представителями)»;
4
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума
для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования»,
«Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным
развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число
десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно технологического и культурного развития
страны»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
− Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ
«ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 11 мая 2017 года № Л035-01251-91/00174925;
− Положение об организации дополнительного образования, Положение о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах,
Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам,
реализуемых
в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Заозерненская
средняя школа города Евпатории Республики Крым» от 28.03.2025 г №108.
Направленность
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «В мире биологии» предназначена для
реализации естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на
основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе
5
выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.
Актуальность программы
Актуальность программы заключаются в реализации естественнонаучного
образования и воспитания детей и подростков на основе знаний об окружающем
мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебноисследовательских и проектных работ. Изучение элементов биологии предполагает
организацию и проведение практических работ на основе самостоятельной
деятельности обучающихся при обсуждении наблюдаемых и получаемых
результатов.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и
пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности к творчеству и
познанию, учитывает их возраст, индивидуальные особенности и возможности.
Основу программы составляет выполнение доступных практических заданий и
возможность использовать знания в повседневной жизни.
Ребенок формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели и
делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Отличительная особенность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского
объединения «В мире биологии» является модифицированной, разработана на
основе дополнительной общеразвивающей программы: реализация образовательных
программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста»;
Программа адаптирована для детей 16-17 лет. Основу программы составляет
выполнение доступных практических заданий и возможность использовать знания в
повседневной жизни.
Ребенок формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели и
делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Педагогическая целесообразность
Основное место в программе занимает эксперимент и наблюдения, рефлексия.
Это развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону
предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Изучение элементов биологии предполагает организацию и проведение
практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся при
6
обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов.
Данная программа направлена на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального и профессионального самоопределения;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья.
Принцип компетентностного подхода, который акцентирует внимание на
результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма
усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных
проблемных ситуациях:
• Учебно-познавательные компетенции учат умению ставить цель и задачи,
выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, анализировать и делать вывод.
• Информационные компетенции способствуют овладению навыкам
самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, умению
преобразовывать, сохранять и передавать её.
• Проблемная компетенция включает моделирование деятельности в аспектной
или иной реальной ситуации, готовность к решению проблемы
Компетенция личностного совершенствования направлена на освоение способов
интеллектуального, духовного, физического саморазвития, эмоциональной
саморегуляции, самоподдержки, самоуправления, самоисследования.
Коммуникативная компетенция развивает:
1.Умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями,
2. Приобретение навыков работы в группе,
3. Владение социальной ролью в коллективе.
В формах и методах обучения:
- дифференцированное обучение;
- индивидуальная, исследовательская, экспериментальная и опытническая
деятельность.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
биологии» рассчитана для реализации с детьми в возрасте 16 – 17 лет, проявляющих
интерес к естественным наукам.
Степень предварительной подготовки обучающихся не обязателен.
Состав группы: разновозрастные группы, с количеством обучающихся от 15 до
20 человек в каждой группе с учетом их возрастных особенностей, интересов и
способностей.
7
В группу стартового уровня 1 года обучения принимаются школьники 16-17
лет. Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый уровень.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире биологии» - 1 год.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 34 часа.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе используется
традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся разного возраста в пределах указанной
возрастной группы (16 – 17 лет). Специального отбора в детское объединение для
обучения
по
разноуровневой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «В мире биологии» не предусмотрено. Состав групп –
постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое занятие,
тематическое занятие, мастер-класс, выполнение самостоятельной и лабораторной
работы, оформление выставочных работ и другие.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Режим занятий
Стартовый уровень
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу по 45
минут. Всего — 34 часа в год, состав группы – 15-20 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: для удовлетворения индивидуальных потребностей в
естественнонаучном образования и воспитания учащихся на основе знаний об
окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебноисследовательских и проектных работ.
Основные задачи:
Образовательные (предметные):
8
• сформировать понимание всеобщей связи явлений природы;
•познакомить с основными методами и принципами ведения
исследований и экспериментов.
Научить:
•формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать
гипотезу;
•находить и анализировать информацию о том, что известно об
исследуемом явлении;
•проводить опыты и эксперименты;
•соблюдать правила личной и общественной техники безопасности;
безопасности при проведении практических работ (экспериментов, опытов);
•анализировать результаты экспериментов, формулировать выводы;
•использовать лабораторное оборудование и инструменты, необходимые
для проведения исследования;
•видеть красоту в химии природных явлений, более глубоко чувствовать
прекрасное, что должно способствовать воспитанию неравнодушного
отношения к проблемам окружающей среды.
Личностные:
•сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;
•развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе,
решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе
взаимного уважения;
•развить творческий подход к исследовательской деятельности;
•сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные:
•формировать активную исследовательскую позицию;
•сформировать навыки концентрации внимания, способности быстро
включаться в работу;
•сформировать способность к самостоятельному анализу, навыков устной
и письменной речи, памяти.
Развить:
•любознательность и увлеченность;
•наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание;
•заинтересованность в результатах проводимого исследования.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся
естественно-научной грамотности, формирование морально-нравственных и
личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию различных конкурсах,
написанию научных работ, созданию различных макетов и стенгазет.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к
9
творческим занятиям и уровень личностных достижений
обучающихся. Дети будут
доброжелательными в оценке научных и творческих работ товарищей, критически
относиться к своим работам, у них будет воспитано чувство ответственности при
выполнении своей работы, они будут помогать другим детям при выполнении
работы. У обучающихся сформируются личностные качества: целеустремлённость,
стремление к совершенству и творческому росту, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
раздела, темы
Введение
Раздел 1.Царство
Прокариоты
Раздел 2. Царство
Грибы.
Лишайники
Раздел 3. Царство
Растения
1.4. Содержание программы
Учебный план
Аудиторные часы
Всего
теория практика
часов
1
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Устный опрос
3
2
1
Фронтальный
опрос.
8
5
3
3
Индивидуальный
фронтальный опрос.
Отчеты по л/р и
пр/р
Индивидуальный
фронтальный опрос.
Отчеты по л/р.
Заполнение таблиц
5
Раздел 4. Царство
животных
10
7
6
Раздел 5. Царство
Вирусы
Всего
1
1
34
20
14
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Теория. Цель: данный раздел предполагает знакомство с воспитанниками.
Раздел 1. Царство Прокариоты
Теория. Бактерии - доядерные организмы. Отличительные способности
доядерных организмов. Бактериальная клетка, особенности строения, питания,
размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки
растений и животных
Раздел 2. Царство Грибы.
Теория. Лишайники Грибы - царство живой природы.
Практика. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения
10
различных грибов.
Раздел 3. Царство Растения
Теория. Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания
водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение
водорослей
Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика.
Жизненный цикл высших споровых растений.
Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания
Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и
особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами.
Практика. Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение
семенного размножения- важный этап в эволюции растений. Отличие семени от
споры.
Покрытосеменные или Цветковые, растения как высокоорганизованная и
господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных.
Значение покрытосеменных в природе и жизни человека
Раздел 4. Царство животных
Теория. Общие сведения о животном мире
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Практика. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных
Тип Кишечнополостные
Теория. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
Тип Круглые черви и
тип Кольчатые черви
Практика. Класс Брюхоногие и Двустворчатые моллюски
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные
Тип Хордовые
Теория. Строение и жизнедеятельность рыб
Практика. Класс Земноводные
Практика. Класс Пресмыкающиеся
Практика. Класс Птицы
Практика. Класс Млекопитающие, или Звери
Этапы эволюции органического мира
Среда обитания организмов. Экологические факторы
1.5 Планируемые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных результатов:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
• убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к
11
биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
метапредметных результатов:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля
и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
с использованием различных источников, и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
предметных результатов:
знания о природе важнейших биологических явлений окружающего мира и
понимание смысла биологических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
12
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по биологии на практике, решать
биологические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых
гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей
биологические законы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Стартовый
01.09.2025
30.05.2026
Количество
учебных
часов в
неделю
1
Количество
учебных часов
в год
Режим
занятий
34
1 раз
в неделю
по 45 мин.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
обучающихся, объединение учебных групп, сокращение численности их состава,
корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее время.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы «В
мире биологии» осуществляется педагогом дополнительного образования,
имеющим высшее образование и профессиональное образование в области,
13
соответствующей профилю программы, в соответствии с Профессиональным
стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», а также
постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
• Ноутбук (Россия)
• МФУ Pantum M7108DW/RU (Россия)
• Цифровая лаборатория для школьников (биология) (Россия)
• PC-Oscilloscope Hantek
• стандартный набор биологического оборудования для проведения
демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета биологии,
сборники задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический материал,
разработанный автором программы;
• школьная доска, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и
принадлежностей.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
•
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
•
метод упражнений и повторений (выработка практических навыков);
•
метод показа (показ педагогом правильности выполнения работы
обучающимся, с исправлением неточностей и ошибок);
•
объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
•
репродуктивный;
•
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
•
поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленной
задачи);
•
игровой.
Методы воспитания:
•
личный пример;
•
мотивация;
•
стимулирование, похвала;
•
поощрения;
•
замечания;
14
•
убеждение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, самостоятельная работа,
тестирование, лабораторная работа, решение задач.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на
сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет
следующие технологии:
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология развивающего обучения;
•
технология индивидуализации обучения;
•
технология группового обучения;
•
технология разноуровневого обучения;
•
технология проблемного обучения;
•
технологии коллективной творческой деятельности;
•
здоровье сберегающая технология;
•
технология игровой деятельности;
•
технология развития ассоциативно-образного мышления;
•
коммуникативная технология обучения;
•
информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из четырёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, создание благоприятного психологического
климата, настраивание обучающихся на совместную работу.
II. Основная часть
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
3.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
4.Физкультминутка;
5.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
III. Заключение
Рефлексия, подведение итогов занятия, выставка и анализ работ.
Методические и дидактические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- журналы по биологии;
- учебные пособия, книги по химии;
15
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
Методический и дидактический материал
В процессе обучения используются методический и дидактический материал:
• наглядные пособия;
• методическая и специальная литература, журналы, книги;
• иллюстративный материал (видеоматериалы).
Наглядный материал
- оборудование для фронтальных лабораторных работ;
- дидактические пособия: задания для устного опроса, практические задания;
- интернет-ресурсы.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, отчетная выставка,
проводимая в конце учебного года.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы отслеживания образовательных результатов: готовая работа, фото работ или
выставки, перечень готовых работ, грамота, диплом, статья, информационное
сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов Форма
предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовая творческая
работа, выставка, конкурс, открытое занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля.
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и отношение
ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества. Входной контроль
проводится в форме беседы с обучающимся и по итогам просмотра ранее
выполненной им работы.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии в
форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися учебного
материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих обучение, это
позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или выполнения
практической работы, изучается динамика освоения содержания программы,
контролируется эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме. Форму промежуточного контроля
определяет педагог по своему усмотрению - педагогическое наблюдение, устный
опрос, викторины, самостоятельная практическая работа.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса и отчетной
16
выставки или участия в творческих конкурсах.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого
учебного года с целью определения усвоения знаний, умений и навыков по
программе в форме опроса, тестирования, решения задач.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос, тестирование,
решение задач, участие в конкурсах.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
устного или письменного опроса (форма опроса – по выбору педагога). Результат
опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти бальной системе (5
баллов –высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный
уровень) и заносится в лист диагностики уровня сформированности практических
навыков и теоретических знаний (диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в форме
решения задач по темам программы. Работы обучающихся оцениваются по 5-ти
бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3
балла – минимальный уровень). Критерии оценки результативности по каждой теме
программы определяются в соответствии с реализуемой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и отражают уровень знаний,
умений, навыков обучающихся (Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист диагностики
уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых результатов
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.4. Список литературы
Для педагога:
• Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений:
Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1991. 2-е изд.
• Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие
растения.- М.: Дрофа, 2005.
• Миркин Б.М., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и
перспективы// Биология в школе, 2004. № 8.
• Красная книга РСФСР (растения) АН СССР/ Сост. А.Л. Тахтаджян.- М.:
Росагропромиздат, 1988.
• Лисицин Л.И., Папченков В.Г., Артеменко В.И. Флора водоемов волжского
бассейна. Определитель цветковых растений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993.
• Конвекция ООН по сохранению биоразнообразия. Рио-де-Жанейро, 1992.
• Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Биология. Покрытосеменные растения.- М.:
Дрофа, 2003.
17
Для обучающихся:
• В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Учебник. М: Дрофа 2008
• Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Методическое пособие.
• В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Рабочая тетрадь.
• П.Е. Старцев, А.А. Наумов «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Биологические лабиринты.
• Н.Б. Огородова, Н.Б.Сысолятина, , Н.И.Сонин Тетрадь для лабораторных
работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Многообразие живых
организмов». 7 класс.
• П.Е. Старцев, А.А.Наумов «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Биологические карты.
• Н.И. Сонин, В.Н. Семенцева,
В.Н. Мишакова Наумов «Биология.
Многообразие живых организмов». 7 класс. Дидактические карточки-задания.
• С.И. Гуленов, , Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7
класс. Тестовые задания.
Для родителей:
• 1С: Репетитор.Биология
• CD-ROM «Открытая биология» Версия 2.5
• CD-ROM «Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ 6-11 классы»
• Серия «Биология в школе»
• CD-ROM «Биология. 6-9 классы. Электронные наглядные пособия»
• CD-ROM «Биология, химия, экология»
Раздел № 3 Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации
Цель проведения промежуточной аттестации - определение степени усвоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире
биологии» по окончании стартового уровня обучения.
Задача проведения аттестации - проверка знаний по темам программы
стартового уровня.
Форма проведения: устный опрос, тестирование (проверка усвоения
теоретических знаний), лабораторная работа, проект (проверка практических
умений).
18
Продолжительность выполнения работы: 45 минут.
Для объективной оценки качества усвоения программы каждым обучающимся
педагогом заполняется Лист диагностики уровня теоретических знаний и
практических навыков, где учитывается уровень теоретических знаний и
практических навыков и умений, творческие достижения (Приложение № 1).
19
Уровни и критерии оценки умений и навыков у обучающихся по окончании стартового уровня 1 года
обучения
Уровень
усвоения
Раздел
программы
Высокий уровень
(5 баллов)
Достаточный уровень
(4 балла)
Раздел
1.Царство
Прокариоты
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает
на
задаваемые
вопросы на 100 %.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Раздел 2.
Царство
Грибы.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает
на
задаваемые
вопросы на 100 %.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Лишайники
Раздел 3.
Царство
Растения
Раздел 4.
Царство
животных
Владеет теоретическими знаниями Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на согласно программе. Отвечает
задаваемые вопросы на 100 %.
более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает
на
задаваемые
вопросы на 100 %.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе.
Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
20
Минимальный уровень
(3 балла)
Владеет
теоретическими
знаниями
согласно
программе не в полном
объеме. Отвечает менее, чем
на 50 %
задаваемых
вопросов.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе
не в полном объеме. Отвечает
менее, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе
не в полном объеме. Отвечает
менее, чем
на 50 %
задаваемых вопросов.
Владеет
теоретическими
знаниями
согласно
программе не в полном
объеме. Отвечает менее, чем
Раздел 5.
Царство
Вирусы
на 50 %
задаваемых
вопросов.
Владеет
теоретическими Владеет
теоретическими Владеет
теоретическими
знаниями согласно программе. знаниями согласно программе. знаниями согласно программе
Отвечает
на
задаваемые Отвечает более, чем на 50 % не в полном объеме. Отвечает
вопросы на 100 %.
задаваемых вопросов.
менее, чем
на 50 %
задаваемых вопросов.
21
Лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
по программе «В мире биологии»
Учебный год 2025-2026
Детское объединение «В мире биологии» 16-17 лет
№
п/
п
Теоретические знания и практические умения и навыки
Фамилия, имя
обучающегося
Теоретические
знания
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
Общее
количество
баллов
4
3
5
4
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровни оценивания обучающихся:
5 баллов – высокий
4 балла – достаточный
3 балла – минимальный
Средний показатель качества знаний:
35 – 31 баллов – программа усвоена обучающимися на высоком уровне
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне
25 – 21 баллов – программа усвоена обучающимися на минимальном уровне
22
Уровень
усвоения
программы
3.2. Методические материалы
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире биологии»
Блок методико-прикладных средств
№
п/
п
Название
темы
(раздел)
1
Введение
Форма занятия
Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.
Диагностическое.
Методы и
приемы
Методическое оснащение УМК
Дидактичес
Средства
Учебно Вид и форма
кий
обучения
методическ контроля,
материал
ие пособия
форма
предъявлени
я результата
Правила
Рассказ.
Наглядные
Теоретическ
поведения
Объяснени пособия:
ая - в форме
обучающих
е. Беседа.
презентаци
проведения
ся при
я «Техника
опроса.
нахождении
безопаснос
в кабинете.
ти»
Техника
безопасност
и в кабинете
биологии
Наглядноиллюстративный метод.
Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный
метод.
Проблемный
метод.
23
2
Раздел
1.Царство
Прокарио
ты
Занятие –
групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция.
Наглядноиллюстративный метод.
Словесный
метод.
Практический
метод.
Методически
е
рекомендаци
и по
выполнению
лабораторны
х работ
Рассказ.
Объяснени
е.
Беседа.
Решение
задач и
практичес
кие
задания.
3
Царство
Грибы.
Лишайни
ки
Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.
Лабораторная
работа
Объяснительноиллюстрирован
ный
метод.
Словесный
метод.
Практический
метод.
Методически
е
рекомендаци
и по
выполнению
лабораторны
х работ
Рассказ.
Объяснени
е.
Беседа.
Решение
задач и
практичес
кие
работы.
24
Наглядные
пособия:
презентации
, методички
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я
Дидактичес
кие,
развивающи
е
упражнения.
Наглядные
Теоретическ
пособия:
ая - в форме
презентации выполнения
, методички задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
4
Царство
животных
Занятие –
групповое,практиче
ское,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное.
Объяснительноиллюстрирован
ный
метод.
Словесный
метод.
Практический
метод.
Методически
е
рекомендаци
и по
выполнению
лабораторны
х работ
Рассказ.
Объяснени
е.
Беседа.
Решение
задач и
практичес
кие
работы.
Наглядные
пособия:
презентации
, методички,
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
5
Царство
Вирусы
Занятие –
групповое,практиче
ское,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное..
Наглядноиллюстративн
ый метод.
Словесный
метод.
Практический
метод:
Выполнение
лабораторной
работы
Компьютер,
интерактивна
я
доска или
экран
с проектором
для
демонстраци
и графиков,
Рассказ.
Объяснени
е.
Беседа.
Практичес
кая работа.
Наглядные
пособия:
презентации
, методички
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
Решение
задач
25
3.3 Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3
4
5
10
Название темы
занятия
Колво
часов
Введение
1
Мир живых
организмов.
Уровни
организации и
свойства живого.
Естественная
система живой
природы.
Царство
прокариоты
1
Общая
характеристика
прокариот..
Царство грибы)
Царство грибов,
особенности
строения и
жизнедеятельност
и на примере
шляпочных
грибов.
1
Классификация
грибов. Отдел
оомециты.
Лишайники
Лишайники
Царство
растения
Общая
характеристика
растений
Растительный
организм как
1
Дата по
расписанию
По
плану
По
факту
Форма
аттестации
/
контроля
Устный
опрос
1
Фронталь
ный
опрос.
2
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Отчеты
по л/р.
Заполнен
ие таблиц
1
1
8
1
Устный
опрос
1
26
Примечание
(корректиро
вка)
11
12
13
14
15
16
целостная
система.
Основные
признаки
растений.
Подцарство
«Низшие
растения»
Общая
характеристика
водорослей,
особенности
строения.
Подцарство
«Высшие
растения»
Общая
характеристика,
происхождение,
особенности
организации и
развития высших
растений.
Отдел моховидные
Отдел
голосеменные
растения
Происхождение и
особенности
организации
голосеменных.
Отдел
покрытосеменны
е
Происхождение,
особенности
организации,
строение
покрытосеменных
растений.
Размножение
покрытосеменных
растений.
1
Фронталь
ный
опрос.
1
2
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
1
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
1
6
1
Индивиду
альный
фронталь
1
27
ный
опрос
17
18
19
20
21
Класс
однодольные.
Семейства
лилейных и
злаковых растений
Класс двудольные.
Семейство
крестоцветные.
Распознавание
наиболее
распространенных
растений
определение их
систематического
положения в
жизни человека.
Царство
животные
Общая
характеристика
животных.
Общая
характеристика
животных.
Систематика
животных.
Подцарство
одноклеточных
Общая
характеристика
простейших.
Подцарство
многоклеточные
Общая
характеристика
многоклеточных.
1
1
1
20
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
1
1
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
28
22
23
24
25
26
27
Двуслойные
животные. Тип
кишечнополостн
ые
1
Особенности
строения и
жизнедеятельности
Кишечнополостных
.
1
Трехслойные
животные. Тип
плоские черви
Особенности
организации и
строение плоских
червей.
Первичнополост
ные. Тип
круглые черви
Особенности
организации и
строение круглых
червей.
Паразитизм.
1
Тип кольчатые
черви
Особенности
организации и
строение
кольчатых червей.
Тип моллюски
Особенности
организации и
строение
моллюсков
Тип
членистоногие
Происхождение и
особенности
организации
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
1
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
1
1
1
3
1
29
28
29
30
31
32
33
членистоногих.
Класс
ракообразные.
Класс насекомые.
Общая
характеристика и
внешнее строение
насекомых.
Представители
типа
членистоногих
значение.
Тип иглокожие
Общая
характеристика
типа иглокожие.
Многообразие и
значение
иглокожих.
Тип хордовые.
Бесчерепные
животные
Общая
характеристика
типа хордовые.
Подтип
Бесчерепные.
Подтип
Позвоночные
(черепные)
Надкласс Рыбы
Общая
характеристика
позвоночных.
Рыбы. Внешнее и
внутреннее
строение рыб.
Класс
земноводные
Общая
характеристика
класса. Внешнее и
Индивиду
альный
фронталь
ный
опрос.
Заполнен
ие таблиц
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
внутреннее
строение
земноводных
Класс
пресмыкающиес
я
34
Общая
характеристика,
внутреннее и
внешнее строение
на примере
ящерицы.
Всего:
1
1
34
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире биологии» 16-17 лет
№
п/п
Причина
корректировки
Дата
31
Согласование с
заместителем
директора (подпись)
3.5. План воспитательной работы с обучающимися детского
объединения «В мире биологии» на 2025-2026 учебный год
Направление
воспитательной
работы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение детей
к культурному
наследию
Популяризация
научных знаний
среди детей
Мероприятия
Беседа «Символы
России», «Символы
Крыма».
Беседа на тему
«День народного
единства».
Беседа, посвященная
Дню защитника
Отечества.
Мероприятие,
посвященное
Великой Победы в
ВОВ. Участие в
конкурсе детских
работ ко Дню
Победы
Беседа о традициях и
обычаях
празднования
Рождества Христова.
Старинные
народные гадания.
Фестиваль
творческих детских
работ «На радость
мам», Беседа «Семья
и семейные
ценности».
Благотворительность
«Спеши делать
добро». Беседа.
Новогодние
посиделки в духе
народных традиций.
Посещение выставки
«Наследники
традиций».
Экскурсия
«Исторические
памятники
Евпатории».
Беседа «Всемирный
день авиации и
космонавтики».
32
Дата
проведения
мероприятия
Декабрь
Место
проведен
ия
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
Апрель-май
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
Сентябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
МартАпрель
МБОУ
«ЗСШ»
Май
МБОУ
«ЗСШ»
Апрель
МБОУ
«ЗСШ»
Отметка о
выполнении
Эстетическое
воспитание
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
Беседа «Моя
любимая книга».
Беседа «Твой
внешний вид».
Просмотр
интересных
вышитых моделей с
Международных
показов мод.
Беседа о повторении
элементарных
правил этикета.
1.Разъяснительные
профилактические
беседы;
- Месячник
профилактики ДТП.
- По
противопожарной
безопасности.
- профилактика
коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
отравлений грибами
и ядовитыми
растениями.
- По профилактике
гриппа и простудных
заболеваний.
- Об опасности
применения легко
воспламеняющихся
и взрывоопасных
предметов, петард.
- Профилактика
травматизма в быту.
- По безопасности на
воде и льду.
- По профилактике
ОРВИ, гриппа и
коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
заболеваний
туберкулезом.
- Поведение ребенка
в чрезвычайных
ситуациях.
- По профилактике
заболеваний
33
Февраль
Октябрь
В течении
года
Январь
Сентябрь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Январь
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь,
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
Апрель
МБОУ
«ЗСШ»
клещевым
энцефалитом.
- По безопасному
поведению на воде.
- Здоровое питание,
здоровый образ
жизни.
2. Беседы по
правилам поведения
при угрозе
осуществления
террористического
акта и
профилактические
беседы:
- «Терроризм –
это…»
- «Что делать при
получении
подозрительных
почтовых
отправлений».
- «Что делать при
обнаружении
подозрительного
предмета».
- «Что делать при
поступлении угрозы
по телефону».
- «Что делать в
случае угрозы
захвата в
заложники».
- «Что делать, если
стреляют».
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение
- «Что делать для
того, чтобы уцелеть
от взрыва».
- «Что делать при
поступлении угрозы
в письменном виде».
- «Как вести себя в
городе, где
существует угроза
террористических
актов».
Выполнение
творческих работ
для подведения
итогов.
34
Май
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Январь
МБОУ
«ЗСШ»
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
Апрель
МБОУ
«ЗСШ»
Май
МБОУ
«ЗСШ»
В течение
учебного
года
МБОУ
«ЗСШ»
Экологическое
воспитание
Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах
Беседа о
преимуществах
профессии швеи,
вышивальщицы.
Беседа на тему
«Всемирный день
защиты животных».
Проведение беседы
об охране природы.
Проведение на
занятиях «минуток
безопасности»
с напоминанием,
обучающимся о
необходимости
соблюдать ПДД,
обращать внимание
на погодные условия
и особенности
улично-дорожной
сети.
Статистика ДТП.
Напоминание о
мерах
предосторожности.
Дорога в школу.
35
Май
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
В течение
года
В течение
года
МБОУ
«ЗСШ»