В мире физики 12-13 лет

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ ФИЗИКИ»

Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 12-13 лет
Составитель: Коломейченко
Валентина Петровна
Должность: педагог дополнительного
образования

г. Евпатория
2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы..............................3
1.1 Пояснительная записка..................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................8
1.3. Воспитательный потенциал программы...................................................10
1.4. Содержание программы.............................................................................10
1.5 Планируемые результаты…………………………………………………13
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий.....................15
2.1. Календарный учебный график...................................................................15
2.2. Условия реализации программы...............................................................15
2.3. Формы аттестации.......................................................................................18
2.4. Список литературы.....................................................................................19
Раздел № 3 Приложения.......................................................................................22
3.1 Оценочные материалы.................................................................................22
3.2 Методические материалы............................................................................25
3.3. Календарно-тематическое планирование.................................................29
3.4 Лист корректировки.....................................................................................31
3.5 План воспитательной работы......................................................................32

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире физики» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»
(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г.
№ 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ» (в действующей редакции);
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства
образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении мето дических рекомендаций»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
4

 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проекти рование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»;
 Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики
Крым» (МБОУ «ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11 мая 2017 года № Л03501251-91/00174925;
5

 Положение об организации дополнительного образования, Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах, Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам,
реализуемых в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» от
28.03.2025 г №108.
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной
направленности «В мире физики» и предназначена для реализации
естественнонаучного образования и воспитания подростков на основе знаний
об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе
выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.
Актуальность программы
Актуальность
программы
заключаются
в
реализации
естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на
основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в
процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.
Изучение элементов физики предполагает организацию и проведение
практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся
при обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов. Программа
позволяет дополнить и углубить знания по физике, приобретаемые на уроках
в школе, что особенно актуально в условиях усиления значения,
придаваемого физико-математическому образованию на современном этапе
развития Российской школы.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на
интерес и пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности к
творчеству и познанию, учитывает их возраст, индивидуальные
особенности и возможности.
Основу программы составляет выполнение доступных практических
заданий и возможность использовать знания в повседневной жизни.
Ученик формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели
и делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Отличительная особенность
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения
«В мире физики» является модифицированной, разработана на основе
6

дополнительной
общеразвивающей
программы:
реализация
образовательных программ естественнонаучной и технологической
направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка
роста»; «За страницами учебника «Физика» Яшина Л.А., МБУДО
«Кировский
ЦИТ»,
г.
Кировск,
2021
г.;
дополнительной
общеобразовательной программы «Физика в задачах» Товарнова О.Ю.,
ЧОУ «Школа экономики и права», г. Санкт-Петербург, 2020 г.
Программа адаптирована для детей 12-13 лет. Основу программы
составляет выполнение доступных практических заданий и возможность
использовать знания в повседневной жизни.
Ребенок формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели
и делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Педагогическая целесообразность
Изучение элементов физики предполагает организацию и проведение
практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся
при обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
сочетании фронтальных и индивидуальных методов решения задач на
занятиях, в использовании информации сети Интернет (сайт ФИПИ, другие
источники). Подведение итогов реализации программы в форме олимпиады
повышает интерес обучающихся к данному курсу, стимулирует на
самостоятельную работу по закреплению навыков решения задач
повышенной сложности.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире физики» рассчитана для реализации с детьми в возрасте 12-13 лет,
проявляющих интерес к естественным наукам.
Состав группы: разновозрастные группы, с количеством обучающихся
15-20 человек в каждой группе с учетом их возрастных особенностей,
интересов и способностей.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый уровень.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В мире физики» - 1 год.
Объем программы:
7

Стартовый уровень 1 год обучения – 1 час.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе
используется традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся разного возраста в пределах
указанной возрастной группы. Специального отбора в детское объединение
для обучения по разноуровневой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «В мире физики» не предусмотрено. Состав
групп – постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
В
процессе
реализации
учебного
процесса
применяется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Формы проведения занятий – аудиторные: учебное занятие, участие в
конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Режим занятий
Стартовый уровень
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу
по 45 минут. Всего — 34 часа в год, состав группы – 15-20 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель
программы:
для
удовлетворения
индивидуальных
потребностей в естественнонаучном образования и воспитания учащихся на
основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в
процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.
Основные задачи:
Образовательные (предметные):

научить обучающихся применять знания по физике для
объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач,
самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий;

сформировать умения строить модели, устанавливать границы их
применимости, на основе построенных моделей решать задачи;

научить применять приобретенные знания и умения для решения
практических, жизненных задач
8

Научить:

формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать
гипотезу;

находить и анализировать информацию о том, что известно об
исследуемом явлении;

проводить опыты и эксперименты;

соблюдать правила личной и общественной техники
безопасности; безопасности при проведении практических работ
(экспериментов, опытов);

анализировать результаты экспериментов, формулировать
выводы;

использовать лабораторное оборудование и инструменты,
необходимые для проведения исследования;

видеть красоту в физике природных явлений, более глубоко
чувствовать прекрасное, что должно способствовать воспитанию
неравнодушного отношения к проблемам окружающей среды.
Личностные:

сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;

развить качества, позволяющие эффективно работать в
коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии
на основе взаимного уважения;

развить творческий подход к исследовательской деятельности;

сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные:

формировать активную исследовательскую позицию;

сформировать навыки концентрации внимания, способности
быстро включаться в работу;

сформировать способность к самостоятельному анализу,
навыков устной и письменной речи, памяти.
Развить:

любознательность и увлеченность;

наблюдательность и умения поддерживать произвольное
внимание;

заинтересованность в результатах проводимого исследования.

9

1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся
естественно-научной грамотности, формирование морально-нравственных и
личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию различных конкурсах,
написанию научных работ, созданию различных макетов и стенгазет.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повысится интерес к творческим занятиям и уровень личностных
достижений
обучающихся. Дети будут доброжелательными в оценке
научных и творческих работ товарищей, критически относиться к своим
работам, у них будет воспитано чувство ответственности при выполнении
своей работы, они будут помогать другим детям при выполнении работы. У
обучающихся сформируются личностные качества: целеустремлённость,
стремление к совершенству и творческому росту, трудолюбие,
аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до
конца.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/
п
1
2
2.1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Наименование раздела,
темы
Вводный инструктаж по
охране труда в кабинете
физики. Вводное занятие.

Кинематика
Уравнение траектории
движения на плоскости.
Равнопеременное движение и
его графическое представление.

Основы динамики
Динамика прямолинейного
движения по наклонной
плоскости.
Динамика прямолинейного
движения связанных тел.

Динамика вращательного
движения.
Движение тела в поле силы
тяжести. Баллистическое
движение.
Движение планет и

Аудиторные часы
Всего
теория практика
часов

Форма
аттестации/
контроля

1

1

-

2

2

-

2

2

-

Решение задач

10

5
1

5
1

Решение задач

1

1

1

1

1

1

1

1

2
2
2
2
2
10

Устный опрос

Решение задач
Решение задач
Решение задач
Решение задач

4
4.1

4.2

4.3

4.4
5
5.1
5.2
8
8.1
8.2
9

9.1

9.2
10

искусственных спутников.
Законы сохранения
Закон сохранения импульса в
механике. Реактивное
движение. Изменение
импульса.
Закон сохранения и
превращения энергии в
механике.
Применение законов
сохранения к абсолютно
упругим столкновениям.

8

4
1

2

Решение задач
1

1

1

1

1

1

4

2

2

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

Решение задач

2

1

1

Решение задач

4

2

2

2

1

1

Решение задач

2

1

1

Лабораторная
работа

1

1

-

2

2

Применение законов
сохранения к неупругим
столкновениям
Динамика периодического
движения
Гармонические колебания

2

Математический и
пружинный маятники.
Электростатические
явления
Соединения конденсаторов и
их расчет
Энергия электростатического
поля.
Законы постоянного
электрического тока
Закон Ома для участка цепи.
Соединение проводников.
Закон Ома для полной цепи.
Правила Кирхгофа. Расчет
параметров , имеющей
смешанное
соединение(источников и
нагрузки).
Измерение силы тока и
напряжения. Тепловое
действие тока. Работа и
мощность электрического
тока.
Итоговое занятие
Всего

4
1

34

19

11

15

Решение задач
Решение задач

Решение задач

Решение задач
Решение задач
Лабораторная
работа

Содержание учебного плана
Вводный инструктаж по охране труда в кабинете физики. (1 ч)
Кинематика (2 ч)
Цель изучения физики. Связи между физическими величинами.
Практические задачи как основной критерий теории. Материальная точка и
способы описания ее движения в различных системах отсчета. Уравнение
движения материальной точки на плоскости. Графическое представление
неравномерного движения с помощью различных кинематических
характеристик. Вращательное движение твердого тела и его кинематические
характеристики.
Основы динамики (10 ч)
Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и
системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтали и в
вертикальной плоскости. Вращательное движение в горизонтальной и
вертикальной плоскостях. Движение в поле тяготения (вблизи поверхности
Земли, для других небесных тел и их систем).
Законы сохранения (8 ч)
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение
Мещерского. Закон сохранения и превращения энергии в механике и его
применение к абсолютно упругим и абсолютно неупругим взаимодействиям.
Динамика периодического движения (4 ч)
Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза
колебаний. Изменение основных кинематических и динамических
характеристик системы. Динамические системы, содержащие математический или пружинный маятники. (Физический маятник.)
Электростатические явления (4 ч)
Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда.
Плотность электрического заряда. Напряженность заряженной сферы,
плоскости. Диаграммы напряженности различных заряженных тел и их
систем. Соединения конденсаторов. Расчет различных соединений
конденсаторов. Энергия электростатического поля.
Законы постоянного электрического тока (4 ч)
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для
полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров цепи, имеющей
смешанное соединение (источников и нагрузки). Тепловое действие тока.
Работа и мощность электрического тока. КПД электрической сети. Расчет
параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели. Законы
электролиза.
Итоговое занятие (1 ч)

12

1.5. Планируемые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных результатов:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
• убеждённость в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
метапредметных результатов:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников, и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
 освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
13

 формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
предметных результатов:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего
мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь
изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике,
решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности
науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования
умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить
модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения: докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.

14

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
Стартовый

Дата
начала
занятий
01.09.2025

Дата
окончания
занятий
30.05.2026

Количество
Количество
учебных часов в учебных
неделю
часов в год
1
34

Режим
занятий
1 раз
в неделю

В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
планом работы учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
обучающихся, объединение учебных групп, сокращение численности их
состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее
время.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной
программы «В мире физики» осуществляется педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование и профессиональное
образование в области, соответствующей профилю программы, в
соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», а также постоянно повышающим уровень
профессионального мастерства.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
 Ноутбук (Россия)
 МФУ Pantum M7108DW/RU (Россия)
 Цифровая лаборатория для школьников (физика) (Россия)
 PC-Oscilloscope Hantek
 Стандартный набор физического оборудования для проведения
демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета
физики, сборники задач (см. литературу), а также разнообразный
дидактический материал, разработанный автором программы;
 школьная доска, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и
принадлежностей.
15

Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка практических
навыков);
 метод показа (показ педагогом правильности выполнения работы
обучающимся, с исправлением неточностей и ошибок);
 объяснительно-иллюстративный
(показ
педагогом
последовательности выполнения работы с разъяснением);
 репродуктивный;
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает
проблему, показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
 поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
 игровой.
Методы воспитания:
 личный пример;
 мотивация;
 стимулирование, похвала;
 поощрения;
 замечания;
 убеждение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, самостоятельная
работа, тестирование, лабораторная работа, решение задач.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано
на сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет
следующие технологии:
 личностно-ориентированные технологии;
16













технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
технология группового обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология проблемного обучения;
технологии коллективной творческой деятельности;
здоровье сберегающая технология;
технология игровой деятельности;
технология развития ассоциативно-образного мышления;
коммуникативная технология обучения;
информационно-коммуникативная технология.

Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из четырёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие
обучающихся,
создание
благоприятного
психологического климата, настраивание обучающихся на совместную
работу.
II. Основная часть
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
3.Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
4.Физкультминутка;
5.Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
III. Заключение
Рефлексия, подведение итогов занятия, выставка и анализ работ.
Методические и дидактические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- учебные пособия, книги по физике;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
Методический и дидактический материал
В процессе обучения используются методический и дидактический
материал:
 наглядные пособия;
 методическая и специальная литература, журналы, книги;
 иллюстративный материал (видеоматериалы).
Наглядный материал
- оборудование для фронтальных лабораторных работ;
- дидактические пособия: задания для устного опроса, практические
17

задания;
- интернет-ресурсы.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, отчетная выставка,
проводимая в конце учебного года.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы отслеживания образовательных результатов: готовая работа, фото
работ или выставки, перечень готовых работ, грамота, диплом, статья,
информационное сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных
результатов Форма предъявления и демонстрации образовательных
результатов: готовая творческая работа, выставка, конкурс, открытое
занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в
форме входного, текущего, промежуточного и итогового контроля.
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и
отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества.
Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся и по итогам
просмотра ранее выполненной им работы.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом
занятии в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения
обучающимися учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих
или опережающих обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или
выполнения практической работы, изучается динамика освоения
содержания
программы,
контролируется
эффективность
работы
обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой
теме. Форму промежуточного контроля определяет педагог по своему
усмотрению - педагогическое наблюдение, устный опрос, викторины,
самостоятельная практическая работа.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с
целью определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного
опроса и отчетной выставки или участия в творческих конкурсах.
18

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце
каждого учебного года с целью определения усвоения знаний, умений и
навыков по программе в форме опроса, тестирования, решения задач.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос,
тестирование, решение задач, участие в конкурсах.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
устного или письменного опроса (форма опроса – по выбору педагога).
Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти
бальной системе (5 баллов –высокий уровень, 4 балла – достаточный
уровень, 3 балла – минимальный уровень) и заносится в лист диагностики
уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
форме решения задач по темам программы. Работы обучающихся
оцениваются по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла
– достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень). Критерии оценки
результативности по каждой теме программы определяются в соответствии
с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой и отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся
(Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист
диагностики уровня сформированности практических навыков и
теоретических знаний (диагностическую карту) и должны отражать уровень
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
2.4. Список литературы
Для педагога:
1.
Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 2023.
2.
Гольдфарб, Н. И. Физика: сборник задач для 9-11 кл. — М.: Провещение, 2021.
3.
Физика-10 и Физика - 11: учебники для классов с углубленным
изучением физики / под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2023
3.
Элементарный учебник физики / под ред. С. Г. Ландсберга. - М.:-Наука, 2022.
4.
В.И.Лукашик, Е.В.Лукашик. Сборник школьных олимпиадных задач
по физике. 7-11.М.: Просвещение. 2023 г.
5.
Л.А.Горлова. Олимпиады по физике. 9-11 классы. М.: ВАКО, 2007г.
19

6.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Методические рекомендации к учебникам
"Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс" под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. М.: «Просвещение», 2023г.
7.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный
уровни. Для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение,
2022г.
8.
Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе. Части 1 и 2:
пособие для учителя / Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов. – М. Мнемозина, 2020
9.
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики
под редакцией Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина (М.: Просвещение, 2022)
10. Физика. 10 класс. Контрольные работы в новом формате. /И.В. Годова
– М.: «Интеллект-Центр», 2021 г.
11. Кабардин О. Ф. Физика. Задачник: 9—11 кл. / О. Ф. Кабардин, В. А.
Орлов, А. Р. Зильберман. — М.: Дрофа, 2024 г.
12. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2022 г.
13. Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике: 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2020 г.
14. А.В. Авдеева, А.Б. Долицкий Физика. Тематическое и поурочное планирование 11 класс. / М.: Дрофа, 2023
15. Баканина Л. П., Сборник задач по физике: 10—11 кл. с углубленным
изучением физики / Л. П. Баканина, С. М. Козел; под ред. С. М. Козела. —
М.: Просвещение, 2021 г.
16. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,
2023 г.
17. Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических
работ по физике/ О.Ф. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.; под ред. Ю.И. Дика, В.А.
Орлова. - М.: АСТ, Астрель,2024г.
18. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Тесты по физике. Для
классов физико-математического профиля. – М.: Верблум, 2023 г.
19. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа,
2022 г.
20. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в
средней школе. – М.: Просвещение, 2020 г.
21. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика.
22. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков,
Илекса, 2019 г.
23. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2022 г.
20

24. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2021 г.
25. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 2023 г.
26. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. –
27. Мнемозина, 2020-2023
28. Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные
задачи по физике 10 класс. М. Просвещение, 2019
29. Марон А.Е., Е.А. Марон. Опорные конспекты и дифференцированные
задачи по физике 11 класс. М. Просвещение, 2019
30. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2023
31. Марон Е.А., Марон А.Е. Контрольные работы по физике 10-11 М.:Просвещение,2021
32. Москалев А.Н., Никулова Г.А. Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва:
Дрофа, 2020
33. Тульчинский М.Е.
Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по
физике/
34. М.Е.Тульчинский.- М.: Просвещение,2021.
35. Тульчинский М.Е.
Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,2021.
Список пособий для подготовки к Единому государственному экзамену
Для обучающихся и родителей:
1.
ЕГЭ 2023. Физика. Эксперт. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов
В.А. и др. Изд-во «Экзамен»
2.
ЕГЭ 2023. Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф.
3.
ЕГЭ 2023. Физика. Типовые тестовые задания. Кабардин О.Ф.
4.
Демидова М.И.: «Оптимальный банк заданий по физике»
5.
Демидова М.И., Лукашева Е.В: Тематические и типовые варианты ЕГЭ
2023 по физике
6.
Лукашева Е.В, Чистякова Н.И. Тренажер. Физика. ЕГЭ. 2023
7.
Лукашева Е.В, Чистякова Н.И. Физика. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. 32 варианта 2023
8.
ЕГЭ 2023. Физика. 1000 задач с ответами и решениями. Демидова
М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И.
21

9.
Дик Ю.И. и др.: Большой справочник школьника и поступающих в
ВУЗы
10. ФИПИ: Открытый банк заданий по физике
Дидактические материалы
1.
2.

Карточки-задания для выполнения практических работ./ В.Ф. Шилов –
М.: Просвещение , 2022.
Раздаточный материал по физике / Ушакова М.А. – М.: Просвещение ,
2020.
Раздел № 3 Приложения
Приложение № 1 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
3.1 Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации

Цель проведения промежуточной аттестации - определение степени
усвоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «В мире физики» по окончании стартового уровня обучения.
Задача проведения аттестации - проверка знаний по темам программы
стартового уровня.
Форма проведения: устный опрос, тестирование (проверка усвоения
теоретических знаний), лабораторная работа, проект (проверка
практических умений).
Продолжительность выполнения работы: 45 минут.
Для объективной оценки качества усвоения программы каждым
обучающимся педагогом заполняется Лист диагностики уровня
теоретических знаний и практических навыков, где учитывается уровень
теоретических знаний и практических навыков и умений, творческие
достижения (Приложение № 1).

22

Уровни и критерии оценки умений и навыков у обучающихся по окончании стартового уровня 1 года обучения
Уровень
освоения

Теоретические
знания

Высокий уровень (5 баллов)

Достаточный уровень (4 балла)

Минимальный уровень (3 балла)

Владеет
теоретическими
знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Учащийся
показывает
верное
понимание
физической
сущности
рассматриваемых
явлений
и
закономерностей, законов и теорий,
дает
точное
определение
и
истолкование
основных
понятий,
законов, теорий, а также правильное
определение физических величин, их
единиц
и
способов
измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и
графики; строит ответ по собственному
плану, сопровождает рассказ новыми
примерами, умеет применить знания в
новой ситуации при выполнении
практических
заданий;
может
установить связь между изучаемым и
ранее изученным материалом по курсу
физики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других
предметов.

Владеет
теоретическими
знаниями
согласно программе. Отвечает более, чем
на 50 % задаваемых вопросов.
Если ответ ученика удовлетворяет
основным требованиям к ответу на
оценку «5», но дан без использования
собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без
использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным
при изучении других предметов; если
учащийся допустил одну ошибку или не
более двух недочётов и может их
исправить
самостоятельно
или
с
небольшой помощью учителя.

Владеет теоретическими знаниями
согласно программе не в полном
объеме. Отвечает менее, чем на 50 %
задаваемых вопросов. Учащийся
правильно понимает физическую
сущность рассматриваемых явлений
и закономерностей, но в ответе
имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не
препятствующие
дальнейшему
усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания
при решении простых задач с
использованием готовых формул, но
затрудняется при решении задач,
требующих
преобразования
некоторых формул; допустил не
более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более
двух-трёх негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трёх недочётов;
допустил четыре или пять недочётов.

23

Лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
по программе «В мире физики»
Учебный год 2025-2026
Детское объединение «В мире физики» 12-13 лет
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Фамилия, имя
обучающегося

Теоретические знания и практические умения и навыки
Теоретические
знания
5
4
3
5

Уровни оценивания обучающихся:
5 баллов – высокий
4 балла – достаточный
3 балла – минимальный

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

Общее
количеств
о баллов
3

5

4

3

Средний показатель качества знаний:
35 – 31 баллов – программа усвоена обучающимися на высоком уровне
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне
25 – 21 баллов – программа усвоена обучающимися на минимальном уровне

24

Уровень
усвоения
программы

Приложение № 2 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
3.2 Методические материалы
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
Блок методико-прикладных средств
№
п/
п

Название темы
(раздел)

Форма занятия

1

Вводный
инструктаж по
охране труда в
кабинете
физики. Вводное
занятие.

Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.
Диагностическое

Методы и приемы
Дидактический
материал.
Оборудование
Наглядноиллюстративный
метод.
Объяснительноиллюстрированны
й
метод.
Словесный метод.
Проблемный
метод.

Правила
поведения
обучающихся
при нахождении
в кабинете.
Техника
безопасности в
кабинете физики

25

Методическое оснащение УМК
Средства
Учебно обучения
методические
пособия
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные
пособия:
презентация
«Техника
безопасности
»

Вид и форма
контроля,
форма
предъявлени
я результата
Теоретическ
ая - в форме
проведения
опроса.

2

Кинематика

Занятие –
групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция.
Практическое:
решение задач

Наглядноиллюстративный
метод. Словесный
метод.
Практический
метод.

3

Основы
динамики

Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.
Практическое:
решение задач

Объяснительноиллюстрированный
метод.
Словесный метод.
Практический
метод.

Штатив
лабораторный,
механическая
скамья,
брусок
деревянный,
электронный
секундомер
с датчиками,
магнитоуправляе
мые герконовые
датчики
секундомера
Штатив
лабораторный,
механическая
скамья,
брусок
деревянный,
электронный
секундомер
с датчиками,
магнитоуправляе
мые герконовые
датчики
секундомера,
набор грузов,
блок
неподвижный,
нить.
26

Рассказ.
Объяснение
Беседа.
Решение
задач и
практически
е задания.
Демонстрац
ия

Наглядные
пособия:
презентации,
методички

Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
решения
задач.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение
задач и
практически
е задания.
Демонстрац
ия

Наглядные
пособия:
презентации,
методички

Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
решения
задач.

4

Законы
сохранения

Занятие –
групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция.
Практическое:
решение задач

Объяснительноиллюстрированный
метод.
Словесный метод.
Практический
метод.

Штатив, рычаг,
линейка, набор
грузов, набор
блоков, нить
нерастяжимая,
линейка
измерительная,
динамометр,
набор пружин,
деревянный
брусок,
механическая
скамья

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение
задач и
практически
е работы.

Наглядные
пособия:
презентации,
методички,

Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
решения
задач..

5

Динамика
периодического
движения

Занятие –
групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция. Решение
задач

Объяснительноиллюстративные
методы обучения.
Репродуктивные
методы обучения.
Частичнопоисковые методы
обучения
Решение задач на
применение
законов
гармонических
колебаний.

Датчик
ускорения,
штатив с
крепежом, набор
грузов, нить,
набор пружин.
Лекционный
класс,
мультимедийный
проектор;
технологические
карты.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Практическа
я работа.

Наглядные
пособия:
презентации,
методички
Демонстрации
«Колебания
нитяного
маятника и
свободные
колебания груза
на
пружине»

Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
Решение
задач

Электростатиче

Занятие –

Наглядно-

Электроскоп,
27

Рассказ.

https://
www.youtube.c
om/watch?
v=OVehvd
Um5bU

Демонстрация

Теоретическ

ские явления

групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное.
Практическое:
решение задач

иллюстративный
метод.
Словесный метод.
Практический
метод: решение
задач

эбонитовая
палочка,
стеклянная
палочка, мех,
шелк.

Объяснение.
Беседа.
Решение
задач и
практически
е задания.
Демонстрац
ия

Получение
электростатич
еского
заряда».
Демонстрация
«Взаимодельс
твие
разноименных
зарядов»

Законы
постоянного
электрического
тока

Занятие –
групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное.
Практическое:
решение задач

Наглядноиллюстративный
метод.
Словесный метод.
Практический
метод: решение
задач

Датчик тока,
датчик
напряжения,
амперметр
двухпредельный,
вольтметр
двухпредель
ный, резисторы,
источник
питания,
комплект
проводов, ключ

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение
задач и
практически
е задания.
Демонстрац
ия

Демонстрация
«Измерение
работы и
мощности
электрическог
о тока»
Демонстрация
«Измерение
сопротивлени
я проводника
при помощи
вольтметра и
амперметра»»

Итоговое
занятие

Теоретическое

Словесный метод.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные
пособия:
проекты
обучающихся

28

ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
Решение
задач
Теоретическ
ая - в форме
выполнения
задания и
практическа
я - в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихс
я.
Решение
задач
Опрос.
Обсуждение

Приложение № 3 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
3.3. Календарно-тематическое планирование
№

п/п

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

Наименование раздела,
темы

Вводный инструктаж по
охране труда в кабинете
физики. Вводное занятие.
Уравнение траектории
движения на плоскости.
Равнопеременное движение и
его графическое
представление.
Динамика прямолинейного
движения по наклонной
плоскости.
Динамика прямолинейного
движения связанных тел.
Динамика вращательного
движения.
Движение тела в поле силы
тяжести. Баллистическое
движение.
Движение планет и
искусственных спутников.

Закон сохранения импульса в
8. механике. Реактивное
движение. Изменение
импульса.
Закон сохранения и
9.
превращения энергии в
механике.
Применение законов
10.
сохранения к абсолютно
упругим столкновениям.
11.

Применение законов
сохранения к неупругим
столкновениям

Кол-во
часов

Дата по расписанию
По
плану

По
факту

Опрос

1
2

Форма
Примечание
аттестации (корректировка)
/
контроля

Кинематика

Основы динамики

Решение
задач

2

Решение
задач

2

Решение
задач
Решение
задач

2

Решение
задач

2

Решение
задач

2
Законы сохранения
2

Решение
задач

2

Решение
задач

2

Решение
задач

2

Решение
задач

29

12.

Динамика периодического движения

2

Гармонические колебания

13. Математический и

пружинный маятники.

2
Электростатические явления

14. Соединения конденсаторов и

их расчет
15. Энергия электростатического
поля.

2
2

Решение
задач
Лабораторн
ая работа

Решение
задач
Решение
задач

Законы постоянного электрического тока

Закон Ома для участка цепи.
Соединение проводников.
Закон Ома для полной цепи.
16. Правила Кирхгофа. Расчет
параметров , имеющей
смешанное
соединение(источников и
нагрузки).
Измерение силы тока и
напряжения. Тепловое
17.
действие тока. Работа и
мощность электрического
тока.
18.

Итоговое занятие

Всего:

2

Решение
задач

2

Лаборатор
ная работа

1
34

30

Приложение № 4 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
3.4 Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В мире физики»
№
п/п

Причина
корректировки

Дат
а

Согласование с заместителем
директора (подпись)

31

Приложение № 5 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире физики»
3.5 План воспитательной работы
с обучающимися детского объединения
«В мире физики» на 2025-2026 учебный год
Направление
воспитательной работы

Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности

Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей

Приобщение детей
к культурному
наследию

Мероприятия

Беседа «Символы
России», «Символы
Крыма».
Беседа на тему
«День народного
единства».
Беседа,
посвященная Дню
защитника
Отечества.
Мероприятие,
посвященное
Великой Победы.
Участие в конкурсе
детских работ ко
Дню Победы
Беседа о традициях
и обычаях
празднования
Рождества
Христова.
Старинные
народные гадания.
Фестиваль
творческих детских
работ «На радость
мам»,
Беседа «Семья и
семейные
ценности».
Благотворительност
ь «Спеши делать
добро». Беседа.
Новогодние
посиделки в духе
народных традиций.
Посещение

Дата
проведения
мероприятия

Место
проведения

Декабрь

МБОУ
«ЗСШ»

Ноябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Февраль

МБОУ
«ЗСШ»

Апрель-май

МБОУ
«ЗСШ»

Декабрь

МБОУ
«ЗСШ»

Март

МБОУ
«ЗСШ»

Сентябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Декабрь

МБОУ
«ЗСШ»

Март-

МБОУ

32

Отметка о
выполнении

Популяризация
научных знаний
среди детей
Эстетическое
воспитание

Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья

выставки
«Наследники
традиций».

Апрель

«ЗСШ»

Беседа «Всемирный
день авиации и
космонавтики».
Беседа «Моя
любимая книга».
Беседа «Твой
внешний вид».
Просмотр
интересных
вышитых моделей с
Международных
показов мод.
Беседа о повторении
элементарных
правил этикета.
1.Разъяснительные
профилактические
беседы;
- Месячник
профилактики ДТП.
- По
противопожарной
безопасности.
- профилактика
коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
отравлений грибами
и ядовитыми
растениями.
- По профилактике
гриппа и
простудных
заболеваний.
- Об опасности
применения легко
воспламеняющихся
и взрывоопасных
предметов, петард.
- Профилактика
травматизма в быту.
- По безопасности
на воде и льду.
- По профилактике
ОРВИ, гриппа и

Апрель

МБОУ
«ЗСШ»

Февраль

МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь
В течении
года

Январь

Сентябрь

МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Ноябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Декабрь

МБОУ
«ЗСШ»

Январь

МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь,
Февраль

МБОУ
«ЗСШ»

33

коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
заболеваний
туберкулезом.
- Поведение ребенка
в чрезвычайных
ситуациях.
- По профилактике
заболеваний
клещевым
энцефалитом.
- По безопасному
поведению на воде.
- Здоровое питание,
здоровый образ
жизни.
2. Беседы по
правилам поведения
при угрозе
осуществления
террористического
акта и
профилактические
беседы:
- «Терроризм –
это…»
- «Что делать при
получении
подозрительных
почтовых
отправлений».
- «Что делать при
обнаружении
подозрительного
предмета».
- «Что делать при
поступлении угрозы
по телефону».
- «Что делать в
случае угрозы
захвата в
заложники».
- «Что делать, если
стреляют».

Март

МБОУ
«ЗСШ»

Апрель

МБОУ
«ЗСШ»

Май

МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Ноябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Декабрь

МБОУ
«ЗСШ»

Январь

МБОУ
«ЗСШ»

Февраль

МБОУ
«ЗСШ»

Март

МБОУ
«ЗСШ»

- «Что делать для
того, чтобы уцелеть
от взрыва».

34

Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение

Экологическое
воспитание

Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах

- «Что делать при
поступлении угрозы
в письменном
виде».
- «Как вести себя в
городе, где
существует угроза
террористических
актов».
Выполнение
творческих работ
для подведения
итогов.
Беседа о
преимуществах
профессии швеи,
вышивальщицы.
Беседа на тему
«Всемирный день
защиты животных».
Проведение беседы
об охране природы.
Проведение на
занятиях «минуток
безопасности»
с напоминанием,
обучающимся о
необходимости
соблюдать ПДД,
обращать внимание
на погодные
условия и
особенности
улично-дорожной
сети.
Статистика ДТП.
Напоминание о
мерах
предосторожности.
Дорога в школу.

Апрель

МБОУ
«ЗСШ»

Май

МБОУ
«ЗСШ»

В течение
учебного
года

МБОУ
«ЗСШ»

Май

МБОУ
«ЗСШ»

Октябрь

МБОУ
«ЗСШ»

Март
В течение
года

МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»

В течение
года

МБОУ
«ЗСШ»

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».