УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Направленность: туристско-краеведческая
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 15-16 лет
Составитель: Романенко Людмила
Владимировна
Должность: педагог дополнительного
образования
г. Евпатория
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы .............................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Воспитательный потенциал программы ..................................................... 9
1.4. Содержание программы ............................................................................. 10
1.5 Планируемые результаты…………………………………………………14
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий ..................... 15
2.1. Календарный учебный график ................................................................... 15
2.2. Условия реализации программы .............................................................. 16
2.3. Формы аттестации ....................................................................................... 18
2.4. Список литературы ..................................................................................... 20
Раздел № 3 Приложения ....................................................................................... 22
3.1 Оценочные материалы ................................................................................. 22
3.2 Методические материалы ............................................................................ 24
3.3. Календарно-тематическое планирование ................................................. 28
3.4. Лист коректировки………………………………………………………..29
3.5 План воспитательной работы...................................................................... 30
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музееведение» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
− Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
− Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019 г.
№ 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
− Приказ
Минобрнауки
России
и
Минпросвещения
России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
3
− Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года» (в действующей редакции);
− Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
− Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
4
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и
их родителями (законными представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации
в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного
развития страны»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
− Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ
«ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 11 мая 2017 года № Л035-01251-91/00174925;
− Положение об организации дополнительного образования, Положение о
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах,
Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по дополнительным
5
общеобразовательным общеразвивающим программам, реализуемых в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Заозерненская
средняя школа города Евпатории Республики Крым» от 28.03.2025 г №108.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музееведение» имеет туристско-краеведческую и дает возможность детям
проявить и реализовать свои творческие способности в области музееведения.
Актуальность программы
Особое место в современных образовательных учреждениях России
отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных
детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и
культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить
для других поколений исторические, природные, материальные, художественные
и культурные ценности. Программа «Музееведение» предполагает организацию
деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к
описанию
конкретных
экспонатов
и
событий,
самостоятельному
исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ
научной музейной работы.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и
пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности, познанию,
учитывает их возраст, индивидуальные особенности и возможности.
Реализация программы поможет раскрыть творческие способности каждого
ребенка. Обучение и воспитание уважения к героической истории России и
Крыма, культурному наследию своего народа, привитие интереса к истории и
культуре своей Родины, к истокам народного творчества осуществляется в
процессе творческой работы.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музееведение» реализуется в школьном музее. Отличительной особенностью
данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
является её практическая значимость. Теоретические знания и навыки,
полученные в ходе освоения образовательной программы, не только
способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию обучающегося, но
помогают в профессиональном самоопределении. Программа деятельности
кружка открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать,
корректировать. Особенностью программы является её вариативность:
6
возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем.
Программа не ограничена временными рамками и предполагает следующее
содержание: изучение документальных, вещественных свидетельств истории
(предметов, памятников), расширение представлений об образе жизни, мыслей
свидетелей и участников разных исторических периодов жизни страны
(дореволюционный, предвоенный, военный, современный). Программа
соотнесена с программами по истории, географии, обществознанию,
историческому краеведению. После проведения вводных занятий и утверждения
плана работы, каждый участник кружка выбирает тему для исследования. Это его
индивидуальное задание. В течение года проводит поисковую работу.
Систематически
получает индивидуальные консультации.
Итогом работы
является написание исследовательской работы и выступление с проектом на
мероприятии любого уровня. Отводятся часы для самостоятельной работы
учащихся по выполнению практического задания в рамках заданного проекта.
Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем работы по
необходимости и корректировка в планировании по мере выявления новых
направлений в работе в соответствии с найденными материалами в ходе
проводимых исследований. Дополнительно параллельно с поисково –
исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа
учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным
материалам для учащихся школы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
направлена на мотивацию личности к познанию и творчеству, формированию у
обучающихся практических навыков, творческой активности, воспитание
художественного вкуса. Программа поможет обучающимся раскрыть
творческие способности, быть самостоятельными и ответственными,
усидчивым, терпеливым, аккуратным.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музееведение» рассчитана для реализации с подростками в возрасте 15-16
лет, проявляющих интерес к истории и героическому прошлому нашей
страны.
Степень предварительной подготовки обучающихся не обязателен.
Состав группы: разновозрастная группа, с количеством обучающихся 1520 человек в группе с учетом их возрастных особенностей, интересов и
способностей.
Объем и срок освоения программы
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 34 часа.
7
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Музееведение» - 1 год.
Уровень программы
Стартовый уровень – 1 год обучения.
Уровень программы – стартовый
Освоение основ поисково-исследовательской деятельности и получение
умений в оформлении результата поисково-исследовательской деятельности.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе
используется традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся 15-16 лет. Состав группы –
постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое
занятие, тематическое занятие, мастер-класс, выполнение самостоятельной
работы, оформление выставочных работ, выставка, экскурсия и другие.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Режим занятий
Стартовый уровень:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу 45
минут. Всего - 34 часа в год, состав группы – 15-20 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Совершенствование навыков поисковой, исследовательской,
проектной, экспозиционной, экскурсоводческой деятельности учащихся,
формирование научных и профессиональных интересов.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
- познакомить с историей музейного дела;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
-познакомить с формами проведения поисковой, исследовательской работы по
систематизации и обобщению материалов, связанных с историей семьи, школы,
посёлка, города, Республики Крым.
- побудить интерес обучающихся к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные (развивающие):
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
8
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой
результат и необходимость своей деятельности.
- развивать умение исследовать, общаться, взаимодействовать при организации
поиска материалов
Личностные (воспитательные):
-воспитывать уважение к истории и культуре своего народа через организацию
научно – исследовательской работы;
-воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;
- воспитывать чувство ответственности и долга перед малой Родиной;
-воспитывать познавательную активность;
-формировать общие этические нормы и правила поведения.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся
общероссийской гражданской идентичности и гражданской ответственности,
чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального
общения с использованием культурного наследия, традиций народов России и
Крыма, формирование морально-нравственных и личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию в мероприятиях города,
учреждения, детского объединения, формирующие чувства патриотизма и
гражданственности: благотворительных акциях «Белый цветок»; выставках
творческих работ «Новогодняя игрушка», «Символ года», «Пасхальная
Ассамблея»; конкурсах «Космические фантазии» и «Наследники традиций»,
«Судьба моей семьи в судьбе моей страны», «Школьный музей».
Воспитывают
самостоятельность,
ответственность
за
результат
подготовленной экскурсии в соответствии с возрастными особенностями
школьников. Беседы на актуальные темы воспитывают доброту, щедрость,
сопереживание, любовь к Родине, близким, природе, животным, формируют
культуру поведения, общения с людьми и окружающим миром.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повысится интерес к творческим занятиям и уровень личностных достижений
обучающихся.
В процессе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся
сформируются чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре, ее традициям, героическому прошлому отцов, дедов и прадедов. У
обучающихся сформируются личностные качества: целеустремлённость,
стремление к совершенству и творческому росту, трудолюбие, аккуратность,
ответственность, умение довести начатое дело до конца.
9
1.4. Содержание программы
Учебный план
Стартовый уровень
№
1
2
3
4
5
6
Название раздела, темы
Вводное, организационное
занятие. Основы теории и
организации музейного
дела. Инструктаж по ТБ
История музейного дела в
России. Школьный музей.
Сущность и специфические
Особенности историкокраеведческого
музея. Посещение музеев
города.
Фонды музея. Организация
фондовой работы.
Хранение материалов
Школьного музея.
Поисковая работа.
Принципы систематизации,
сбор и оформление
материала. Встреча с
ветеранами войны, труда,
выпускниками школы
Подготовка музейной
Кол-во часов
Формы
аттестации
Всего
Теория
Практика
1
1
-
Беседа, опрос
1
1
-
Беседа, опрос
2
1
1
опрос,
практическая
работа
4
2
2
практические
занятия
7
2
5
написание
творческих работ,
рефератов,
защита работ.
3
1
2
подготовка и
проведение
экскурсий для
учащихся
(групповая и
индивидуальная
работа)
подготовка и
проведение
экскурсий для
учащихся
оформление
выставок
экскурсии.
7
Проведение экскурсий.
5
-
5
8
Подготовка материалов для
новых экспозиций
5
2
3
10
9
Культурно-массовая и
учебновоспитательная работа.
Участие
в мероприятиях различного
уровня.
5
2
3
участие в
мероприятиях,
конкурсах.
10
Итоговое занятие
(итоговая аттестация)
1
-
1
игра-викторина,
выставка
творческих работ
Всего:
34
12
22
Содержание учебного плана
Стартовый уровень 1 год обучения
1.Вводное занятие (1 час).
Теория:
Цель: формировать представление детей о правилах поведения в творческом
объединении «Музееведение», правилах дорожного движения, техники
безопасности, противопожарной безопасности; развивать умение применять
полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к
труду, друг к другу.
Организационное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Основы
теории и организации музейного дела. Проводится экскурсия по музею. Ребята
должны соблюдать следующие правила поведения, установленные в
объединении:
Приходить на занятия по расписанию, не опаздывать, чтобы не отвлекать других.
Разговаривать вполголоса, не бегать во избежание травматизма. При плохом
самочувствии сообщить педагогу.
Бережно относится к музейным экспонатам. Приводить в порядок свое рабочее
место после окончания занятия. Напомнить правила дорожного движения,
техники безопасности, противопожарной безопасности.
На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных
экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.
Беседа, опрос
2. История музейного дела в России (1 час).
Теория:
Цель: рассказать о развитии музейного дела в России, о первых музеях.
Дать представление сущности музея, его специфику, социальные задачи,
основные направления музейной деятельности. Дети должны получить знания о
развитии музейного дела, об истории музея. Беседа, опрос
11
3. Сущность и специфические особенности краеведческого музея (2 часа).
Теория:
Цель: особенности, структуру и значение школьного историко-краеведческого
музея.
История создания школьного музея, его значение в воспитании и образовании.
Специфические особенности музея.
Знакомство с музеями города.
- Опрос, практ. работа
4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Хранение
материалов музея (4 часа).
Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными
принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной
документации.
Теория: Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники,
фото- и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный
материал. Вспомогательный фонд. Его состав. Критерии отбора материалов для
школьного музея. Учет фондов и научное описание музейных материалов.
Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов.
Картотеки.
Практика: Практические занятия
Оформление,
систематизация,
сортировка
накопленных
материалов.
Изготовление
учетных карточек, наклеивание этикеток, ведение музейной документации.
5. Поисковая работа (7 часов).
Принципы систематизации, сбор и оформление материала.
Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.
Цель: обучение принципам поисковой работы, сбору и систематизации
материалов.
Теория: Проводится инструктаж по правилам сбора материалов,
Интервьюировании респондентов, знакомство со средствами и способами сбора
материалов. Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным
материалом.
Практика: Встречи с респондентами, с выпускниками школы разных лет. Сбор и
систематизация материала. Составление презентаций, составление альбомов на
основе собранного и систематизированного материала.
Написание творческих работ, рефератов. Защита работ.
6. Подготовка музейной экскурсии (3 часа).
Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида,
составление плана экскурсии, описание экспонатов.
Теория: Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с
музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием
экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов. Изучение материалов,
12
относящихся к теме экскурсии, разработка целей, плана экскурсии, итоговых
вопросов и ответов.
Практика: Составление плана экскурсии, осмотр и описание экспонатов. Запись
экскурсии, тренинговые занятия, пробные экскурсии.
7. Проведение экскурсий (5 часов).
Практика:
День открытых дверей в музее. (Сентябрь )
Экскурсии:
Обзорная.
Живая нить времён.
Мы- наследники Великой Победы.
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли…
От рубеля до электрического утюга.
Народы Крыма.
Крестьянский быт в конце 19-нач. 20 вв.
История СССР в ёлочных игрушках.
Оружие II-й мировой войны.
3. Встреча в музее ветеранов педагогического труда школы.
4. Подготовка и проведение экскурсий на тему «Чтобы выжить…», «Письма с
фронта», «Дети войны», «Герои Евпаторийского десанта». «История одного
класса». Подготовка и проведение экскурсий для учащихся (групповая и
индивидуальная работа)
8. Подготовка материалов для новых экспозиций (5 часов).
Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые
экспозиции.
Теория: Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», Некоторые вопросы
методологии разработки музейной экспозиции. Принципы построения музейных
экспозиций. Этапы создания музейной экспозиции.
Практика: Создание новых экспозиций.
Оформление выставок
9. Культурно-массовая и воспитательная работа. Участие в мероприятиях
различного уровня (5 часов).
Цель: учить подбору материала к внеклассным мероприятиям, развивать умение
публичного выступления.
Теория: Обучение принципам и правилам подготовки материалов к
мероприятиям.
Практика: Подготовка и проведение тематических классных часов и праздников.
Подготовка материалов к мероприятиям и конкурсам.
Участие в мероприятиях, конкурсах.
10. Итоговое занятие. Итоговая аттестация (1 час).
Цель: сплочение коллектива, развитие коммуникативных качеств у детей.
Практика: Проведение викторины. Игра – викторина. Выставка материалов к
экскурсиям «История одного экспоната».
13
1.5.
Планируемые результаты
Стартовый уровень 1 год обучения
Предметные результаты:
-повышение образовательного уровня учащихся;
-формирование навыков получения новых знаний;
- ориентироваться в музейной терминологии;
-научиться первичным навыкам использования полученных знаний, умений, как
основы исторического мышления;
-знать основополагающие знания об истории родного края;
- уметь работать с историческим материалом своего региона.
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета.
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научномузейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного
значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и
презентации работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
14
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в
различные исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как
основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
- анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая их с
действиями других учащихся;
-проводить экскурсии дли обучающихся первых-девятых классов;
- принимать активное участие в проведении школьных, муниципальных,
региональных, всероссийских конкурсов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
обучения
начала
(уровень)
занятий
01.09.2025 г.
1 год
обучения
(стартовый)
Дата
окончания
занятий
30.05.2026 г.
Количество
учебных часов в
неделю
1
Количество
учебных
часов в год
34
Режим
занятий
1 раз
в неделю
по 45 мин.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и
планом работы учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
обучающихся, сокращение численности их состава, корректировка расписания
с перенесением занятий на утреннее время.
15
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка
и
реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Музееведение» осуществляется педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
высшее
образование
и
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», а также постоянно
повышающим уровень профессионального мастерства. При реализации
программы осуществляется сотрудничество с учителями начальных классов,
учителями ИЗО, труд (технологии), истории, географии, классными
руководителями, педагогами дополнительного образования краеведческой
направленности. Сотрудничество с работниками краеведческого музея.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
1. Проектор -1 шт.
2. Информационный стенд – 1 шт.
3. Акустическая система -1шт.
4. Экран для проектора -1 шт.
5. Демонстрационная система -1шт.
6. Витрины демонстрационные – 4 шт.
7. Ноутбук – 1 шт.
8. МФУ Pantum V7108DW/RU -1 шт.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка практических навыков);
• метод показа;
• объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
• репродуктивный;
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
16
• частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
• игровой.
Методы воспитания:
• личный пример;
• мотивация;
• стимулирование, похвала;
• поощрения;
• замечания;
• убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие,
самостоятельная работа, открытое занятие, игра, выставка, конкурс, мастеркласс, наблюдение, экскурсия.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на
сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет
следующие технологии:
• личностно-ориентированные технологии;
• технология развивающего обучения;
• технология индивидуализации обучения;
• технология группового обучения;
• технология разноуровневого обучения;
• технология проблемного обучения;
• технологии коллективной творческой деятельности;
• здоровье сберегающая технология;
• технология игровой деятельности;
• технология развития ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативная технология обучения;
• информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из четырёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, создание благоприятного психологического
климата, настраивание обучающихся на совместную работу.
II. Основная часть
1.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
17
2.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
3.Физкультминутка;
4.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
III. Заключение. Рефлексия, подведение итогов занятия.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, экскурсия, отчетная
выставка, проводимая в конце учебного года, тестирование.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы отслеживания образовательных результатов: готовая экскурсия,
презентация, видео-экскурсия, фото работ или выставки, грамота, диплом,
статья, информационное сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: текст
экскурсии, презентация, выставка, конкурс, открытое занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, самостоятельная работа, участие в конкурсах).
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и
отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества.
Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом
занятии в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения
обучающимися учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих или
опережающих обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или
выполнения практической работы, изучается динамика освоения содержания
программы, контролируется эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме. Форму
промежуточного контроля определяет педагог по своему усмотрению педагогическое наблюдение, устный опрос, викторины, самостоятельная
практическая работа, участие в выставках и конкурсах.
18
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса и
экскурсии или участия в творческих конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце года на итоговом занятии, контроль
позволяет определить эффективность обучения детей по программе, выявить
определенные результаты и по необходимости внести изменения в учебный
процесс.
Оценочные материалы
Результатом обучения детей является определенный объем знаний, умений
и навыков. Для того, чтобы определить какие знания и умения получили дети,
необходимо проводить контроль знаний по разделам образовательной программы
согласно учебно-тематического плана и содержанию программы «Музееведение».
Для оценки качества обучения используются тесты, викторины, кроссворды.
Проводятся конкурсы мастерства, выставки, игры. Используются контрольноизмерительные материалы как имеющиеся в методической литературе, так и
разрабатываемые педагогом и являющиеся
приложением к данной программе.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос и выставка
творческих работ, обучающихся по темам программы.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в
форме устного или письменного опроса (форма опроса – по выбору педагога).
Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти
бальной системе (5 баллов –высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень,
3 балла – минимальный уровень) и заносится в лист диагностики уровня
сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
форме экскурсии по темам программы. Работы обучающихся оцениваются по
5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный
уровень, 3 балла – минимальный уровень). Критерии оценки результативности
по каждой теме программы определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся (Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист
диагностики уровня знаний (диагностическую карту) и должны отражать
уровень
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
19
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24
апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от
08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
4.Письмо Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристскокраеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
1.Концептуальные и нормативно – методические основы изучения
краеведения в образовательных организациях Ульяновской области. Сборник
нормативных документов под редакцией Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского.
Ульяновск; Центр ОСИ, 2015 г
2.Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред.
Т.Б.Табардановой. Ульяновск.2011г.
3. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации,
библиография. Горшкова Г.И.
– Архангельскск, изд-во Архангельского
областного института переподготовки и повышения квалификации работников
образования, 2004. – 94с.
4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.метод, пособие. Ланкова Н.М. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
5. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурнообразовательная деятельность музеев. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю.
–
М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
6. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших
школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. Панкратова
Т.Н., Чумалова Т.В. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
7. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие.
Столяров Б.А. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
8. Школьный музей, его назначение и организация. Хитьков Н.А. – Киев,
1915.
9. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России:
Метод. Пособие. Юхневич М.Ю. – М.,1990.
10. «Основы музейного дела» Шляхтина Л.М., Фокин С.В. - СПБ,2000
20
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
2. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017.
13. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
14. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
15. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Методическое и ресурсное обеспечение программы
1. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных
музеев. – М., 2001
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание
школьников . – № 9, 2007.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М.,
2007.
4. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой . Работа со школьниками
в краеведческом музее. – М., 2001.
5. Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. –Академкнига, 2006.
6. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ.
2017г.. 7. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 .
8. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная
деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная
педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников
искусства, культуры и туризма РФ. М., 2017..
9. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. «Преподавание основ музейного дела
в школе. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2013 год.
10. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м
комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.М., 2013.
11. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие
записки. Выпуск 3 Барнаул, 2014.
Для учащихся и родителей
Для учащихся: 1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2011..
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012..
21
Интернет-ресурсы
www.museum.ru
www.culture.ru
www.whc.unesco.com
www.planetolog.ru
www.tvkultura.ru
www.otr-online.ru
www.tonkosti.ru
www.km.ru
www.moskva.ru
Информационный портал Музеи России
Портал Культурного наследия России
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Информационный портал по странам мира
Телеканал «Культура»
Общественное телевидение России
Электронная туристическая энциклопедия
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Москва историческая. Литература о
Москве в фотографиях и в живописи
3. Приложения
3.1.
Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации
Стартовый уровень
Приложение 1
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из
высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и
почему?
• Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
• Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)
• Музей – это территория бизнеса.
• Музеем называют место, где находится большое количество памятников
истории и искусства.
3. Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее
исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в нашем школьном музее?
Текущий контроль №2
Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
22
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
Итоговый контроль:
1. Составьте собственный экскурсионный проект, включите в него наиболее
примечательные, с вашей точки зрения, памятники архитектуры,
скульптуры.
Приложение 2
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап. Данный этап предполагает знакомство с
теоретическими аспектами экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности,
в малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение
конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы
должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов и
составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта включает в
себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических
источников,
электронных
ресурсов),
составление
библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
23
3.2. Методические материалы
Методический и дидактический материал
№
1
2
3
Раздел, тема
Дидактическ Техниче
ие
ское
материалы оснащен
ие
Вводное
Беседа
Словесны Книга учета компью
занятие. Задачи, инструк е методы экспонатов(и тер
содержание
таж,
и приёмы нвентарная),
значение работы планиро
материалы из
кружка
вание
Интернета.
«Музееведение» (дискусс
ия)
История
музейного дела
в России.
Школьный
музей.
Музейный
предмет.
Школьный музей
как источник
изучения
родного края.
Сущность и
специфика
особенностей
историкокраеведческого
музея.
Посещение
музеев города.
Форма
занятий
Лекция
с
элемент
ами
беседы
Выявлен
ие
педагого
в
и
выпускн
иков
школы
разных
лет.
Запись
воспоми
наний и
рассказо
в
Приёмы
методы
Формы
контроля
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний,
тестирование
.
Наглядны
е
(обследов
ание,
рассматр
ивание)
Материалы
из
Интернета.
Материалы
школьного
музея,
учетные
карточки.
инвентарная
книга.
компью
тер
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний,
тестирование
.
Беседа –
диалог,
интервью
Практиче
ские,
исследов
ательские
(выполне
ние
самостоя
тельной
работы
Фотографии,
документы,
стенд,
материалы из
Интернета.
Фотоапп
арат,
компью
тер
Составление
презентаций,
видеоролико
в,
исследовател
ьских работ.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний,тести
рование.
24
4
5
Фонды музея.
Организация
фондовой
работы.
Хранение
материалов
музея.
Музейный фонд.
Этапы
комплектования.
Составление
тематическоэкспозиционного
плана
«Из
далекой старины
эти вещи к нам
пришли».
Поисковая
работа.
Принципы
систематизации
, сбор и
оформление
материала.
Встречи с
ветеранами
войны,труда,вы
пускниками
школы.
Воспитательное
значение
военнопатриотической
работы. Жители
села- ветераны
ВОВ и
труженики тыла.
Пропаганда
героических
подвигов
советских
воинов в годы
Великой
Практич
еская
работа
,консуль
тации
Беседа –
диалог,
интервью
Практиче
ские,
исследов
ательские
(выполне
ние
самостоя
тельной
работы
Документаци
я школьного
музея
(инвентарная
книга,
инв.карточки
,презентации
, планы
работы...)
Фотоапп
арат,
компью
тер
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний.
Практич
еская
работа
.Консул
ьтации.
Встречи.
Беседа –
диалог,
интервью
Практиче
ские,
исследов
ательские
(выполне
ние
самостоя
тельной
работы
Фотографии,
документы,с
тенды,инвент
арные
учетные
карточки.Ма
новские
работы.
Фотоапп
арат,
компью
тер
Записи
воспоминани
й,интервью.
Выполнение
проектов.
Педагогич.на
блюдение,
Опрос
знаний,
Тестировани
е.
25
6
7
8
Отечественной
войны,
участников СВО.
Подготовка
музейной
экскурсии.
Культурновоспитательная
работа. Участие
в
мероприятиях.
Экскурсия
как
форма
популяризации
историкокультурного
и
природного
наследия.
Виды,приемы,пр
авила
подготовки
экскурсий.
Проведение
экскурсий.
Практич Оформле
еская
ние
работа
альбома
,консуль
тации
Видеоролики компью
,
тер
видеофильм
ы,
презентации,
проекты,
исследовател
ьские работы
Практич Словесны Видеоролики
еская
е,наглядн ,
работа
ые.
видеофильм
ы,
презентации,
проекты,
исследовател
ьские
работы.Стен
ды.
Подготовка
Практик Практиче Видеоролики
материалов для ум,иссле ские,иссл ,
новых
дование, едователь видеофильм
экспозиций.
изучени ские.
ы,
е
презентации,
архивны
проекты,
х
исследовател
материа
ьские работы
лов,доку
ментов.
26
компью
тер
компью
тер
Тексты
экскурсий.
Создание
фотоальбома
.
Педагогическ
ое
наблюдение
,опрос
знаний,тести
рование
Тексты
экскурсий.Со
здание
презентаций.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний,тести
рование
Тексты
экскурсий.Со
здание
фотоальбома
.
Педагогическ
ое,опрос
знаний,тести
рование
9
Культурновоспитательная
работа. Участие
в
мероприятиях.
10 Итоговое
занятие
(итоговая
аттестация).
Праздни Лекция,б
к,торжес еседатвенная диалог
линейка.
Организ
ация
отчетно
й
выставк
и
Видеоролики компью
,
тер
видеофильм
ы,
презентации,
проекты,
исследовател
ьские работы
Тексты
экскурсий.Со
здание
фотоальбома
.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос
знаний,тести
рование
беседаВидеоролики компью Тексты
диалог
,
тер
экскурсий.
видеофильм
Создание
ы,
фотоальбома
презентации,
. Педагогичес
проекты,
наблюдение,
исследовател
опросзнаний,
ьские работы
тестирование
используются методический и дидактический
В процессе обучения
материал:
• наглядные пособия;
• стенды;
• экспозиция музея (экспонаты);
• методическая и специальная литература, журналы, книги;
• иллюстративный материал (альбомы, плакаты, фотоматериалы,
видеоматериалы);
Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
- объемный: экспонаты школьного музея;
- картинный и картинно-динамический: картины, иллюстрации,
фотоматериалы;
- дидактические пособия: задания для устного опроса, практические
задания, рисунки;
- интернет-ресурсы
27
3.3. Календарно-тематическое планирование
Стартовый уровень
№
1
2
3
4
5
6
Название раздела, темы
Вводное, организационное
занятие. Основы теории и
организации музейного
дела. Инструктаж по ТБ
История музейного дела в
России. Школьный музей.
Сущность и
специфические
Особенности историкокраеведческого
музея. Посещение музеев
города.
Фонды музея.
Организация фондовой
работы.
Хранение материалов
Школьного музея.
Поисковая работа.
Принципы
систематизации, сбор и
оформление материала.
Встреча с ветеранами
войны, труда,
выпускниками школы
Подготовка музейной
Кол-во
Дата по
часов
расписанию
По
По
плану
факту
Формы
аттестации
1
Беседа, опрос
1
Беседа, опрос
2
опрос,
практическая
работа
практические
4
занятия
7
написание
творческих
работ,
рефератов,
защита работ.
3
подготовка и
проведение
экскурсий для
учащихся
(групповая и
индивидуальная
работа)
экскурсии.
28
7
Проведение экскурсий.
5
8
Подготовка материалов
для новых экспозиций
5
Культурно-массовая и
учебновоспитательная работа.
Участие
в мероприятиях
различного
уровня.
5
Итоговое занятие
(итоговая аттестация)
1
Итого:
34
9
10
подготовка и
проведение
экскурсий для
учащихся
(групповая и
индивидуальная
работа)
оформление
выставок
участие в
мероприятиях,
конкурсах.
игра-викторина,
выставка
творческих
работ
3.3. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музееведение»
№
п/п
Причина
корректировки
Дата
29
Согласование с заместителем
директора (подпись)
3.5. План воспитательной работы с обучающимися детского
объединения «Музееведение» на 2025-2026 учебный год
Направление
воспитательной
работы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение детей
к культурному
наследию
Популяризация
научных знаний
среди детей
Эстетическое
воспитание
Мероприятия
Беседа «Символы России»,
«Символы Крыма».
Беседа на тему «День
народного единства».
Беседа, посвященная Дню
защитника Отечества.
Мероприятие, посвященное
Великой Победы в ВОВ.
Участие в конкурсе детских
работ ко Дню Победы
Беседа о традициях и обычаях
празднования Рождества
Христова. Старинные народные
гадания.
Беседа «Семья и семейные
ценности».
Благотворительность «Спеши
делать добро». Беседа.
Дата
проведен
ия
мероприя
тия
Декабрь
Ноябрь
Февраль
Апрельмай
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Сентябрь
Декабрь
Экскурсия «Исторические
памятники Евпатории» к 78летию Победы.
Беседа «Всемирный день
авиации и космонавтики».
Беседа «Моя любимая книга».
Май
Беседа «Из истории
исторического костюма».
Беседа о повторении
элементарных правил этикета.
Физическое
1.Разъяснительные
воспитание и
профилактические беседы;
формирование
- Месячник профилактики ДТП.
культуры здоровья - По противопожарной
30
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
История СССР в ёлочных
игрушках.
Посещение выставки
«Наследники традиций».
Беседа «Твой внешний вид».
Место
проведения
МартАпрель
Апрель
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
В течении МБОУ
года
«ЗСШ»
Январь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
Сентябрь «ЗСШ»
Отметка о
выполнени
и
безопасности.
- профилактика
коронавирусной инфекции.
- По профилактике отравлений
грибами и ядовитыми
растениями.
- По профилактике гриппа и
простудных заболеваний.
- Об опасности применения
легко воспламеняющихся и
взрывоопасных предметов,
петард.
- Профилактика травматизма в
быту.
- По безопасности на воде и
льду.
- По профилактике ОРВИ,
гриппа и коронавирусной
инфекции.
- По профилактике заболеваний
туберкулезом.
- Поведение ребенка в
чрезвычайных ситуациях.
- По профилактике заболеваний
клещевым энцефалитом.
- По безопасному поведению на
воде.
- Здоровое питание, здоровый
образ жизни.
2. Беседы по правилам
поведения при угрозе
осуществления
террористического акта и
профилактические беседы:
- «Терроризм – это…»
- «Что делать при получении
подозрительных почтовых
отправлений».
- «Что делать при обнаружении
подозрительного предмета».
- «Что делать при поступлении
угрозы по телефону».
- «Что делать в случае угрозы
захвата в заложники».
- «Что делать, если стреляют».
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
- «Что делать для того, чтобы
уцелеть от взрыва».
Март
31
Декабрь
Январь
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь,
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
Апрель
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Май
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение
Экологическое
воспитание
Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах
- «Что делать при поступлении
угрозы в письменном виде».
- «Как вести себя в городе, где
существует угроза
террористических актов».
Выполнение творческих работ
для подведения итогов.
Беседа о преимуществах
профессии историк-музеевед,
экскурсовод, реставратор.
Беседа на тему «Всемирный
день защиты животных».
Проведение беседы об охране
природы.
Проведение на занятиях
«минуток безопасности» с
напоминанием, обучающимся о
необходимости соблюдать
ПДД, обращать внимание на
погодные условия и
особенности улично-дорожной
сети.
Статистика ДТП. Напоминание
о мерах предосторожности.
Дорога в школу.
32
Апрель
Май
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
В течение
учебного
года
Май
МБОУ
«ЗСШ»
Октябрь
В течение
года
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
В течение
года
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»