УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
Направленность: туристско-краеведческая
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 10-11 лет
Составитель: Романенко Людмила
Владимировна
Должность: педагог дополнительного
образования
г. Евпатория
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы .............................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи программы............................................................................. 8
1.3. Воспитательный потенциал программы ..................................................... 9
1.4. Содержание программы .............................................................................. 10
1.5 Планируемые результаты…………………………………………………14
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий ..................... 16
2.1. Календарный учебный график ................................................................... 16
2.2. Условия реализации программы ............................................................... 16
2.3. Формы аттестации ....................................................................................... 18
2.4. Список литературы ...................................................................................... 20
Раздел № 3 Приложения ....................................................................................... 23
3.1 Оценочные материалы ................................................................................. 23
3.2 Методические материалы ............................................................................ 25
3.3. Календарно-тематическое планирование.................................................. 32
3.4 Лист корректировки ..................................................................................... 35
3.5 План воспитательной работы ...................................................................... 36
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в
действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об утверждении Основ государственной культурной политики»
(в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г.
№ 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
− Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ» (в действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
3
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (в действующей редакции);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
− Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016
г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего
4
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования
по использованию российского программного обеспечения при
взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными
представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ»;
− Устав
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики
Крым» (МБОУ «ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 11 мая 2017 года №
Л035-01251-91/00174925;
− Положение об организации дополнительного образования,
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах, Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по
5
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам,
реализуемых в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики
Крым» от 28.03.2025 г №108.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» имеет туристско-краеведческую и дает возможность
детям проявить и реализовать свои творческие способности в области
музееведения.
Актуальность программы
Особое место в современных образовательных учреждениях России
отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе
собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной
деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в
области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм
и потребность сохранить для других поколений исторические, природные,
материальные, художественные и культурные ценности. Программа
«Школьный музей» предполагает организацию деятельности обучающихся
от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных
экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на
интерес и пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности к
познанию, учитывает их возраст, индивидуальные особенности и
возможности.
Реализация программы поможет раскрыть творческие способности
каждого ребенка. Обучение и воспитание уважения к героической
истории России и Крыма, культурному наследию своего народа, привитие
интереса к истории и культуре своей Родины, к истокам народного
творчества осуществляется в процессе творческой работы.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей»
реализуется в школьном музее. Отличительной особенностью данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
является её практическая значимость. Теоретические знания и навыки,
полученные в ходе освоения образовательной программы, не только
способствуют
интеллектуальному
и
эмоциональному
развитию
6
обучающегося, но помогают в профессиональном самоопределении.
Программа деятельности кружка открытая. Это позволяет ее дополнять,
уточнять, совершенствовать, корректировать. Особенностью программы
является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять
порядок изучения тем. Программа не ограничена временными рамками и
предполагает следующее содержание: изучение документальных,
вещественных свидетельств истории (предметов, памятников), расширение
представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников разных
исторических периодов жизни страны (дореволюционный, предвоенный,
военный, современный). Программа соотнесена с программами по
истории, географии, обществознанию, историческому краеведению. После
проведения вводных занятий и утверждения плана работы, каждый
участник кружка выбирает тему для исследования. Это его
индивидуальное задание. В течение года проводит поисковую работу.
Систематически
получает индивидуальные консультации.
Итогом
работы является написание исследовательской работы и выступление с
проектом на мероприятии любого уровня. Отводятся часы для
самостоятельной работы учащихся по выполнению практического задания
в рамках заданного проекта. Возможно увеличение количества часов
совместной с преподавателем работы по необходимости и корректировка в
планировании по мере выявления новых направлений в работе в
соответствии с найденными материалами в ходе проводимых
исследований.
Дополнительно
параллельно
с
поисково
–
исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская)
работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и
оформленным материалам для учащихся школы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она направлена на мотивацию личности к познанию и творчеству,
формированию у обучающихся практических навыков, творческой
активности, воспитание художественного вкуса. Программа поможет
обучающимся раскрыть творческие способности, быть самостоятельными
и ответственными, усидчивым, терпеливым, аккуратным.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» рассчитана для реализации с детьми в возрасте 10-11
лет, проявляющих интерес к истории и героическому прошлому нашей
страны.
Степень предварительной подготовки обучающихся не обязателен.
7
Состав группы: разновозрастная группа, с количеством обучающихся
15-20 человек в группе с учетом их возрастных особенностей, интересов и
способностей.
Объем и срок освоения программы
Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школьный музей» - 1 год.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 34 часа.
Уровень программы
Стартовый уровень – 1 год обучения.
Уровень программы – стартовый
Освоение основ поисково-исследовательской деятельности и
получение умений в оформлении результата поисково-исследовательской
деятельности.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе
используется традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся 10-11 лет. Состав группы –
постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое
занятие,
тематическое
занятие,
мастер-класс,
выполнение
самостоятельной работы, оформление выставочных работ, выставка,
экскурсия и другие.
В
процессе
реализации
учебного
процесса
применяется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Режим занятий
Стартовый уровень:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу
по 45 минут. Всего - 34 часа в год, состав группы – 15-20 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Приобретение и совершенствование навыков
поисковой,
исследовательской,
проектной,
экспозиционной,
экскурсоводческой деятельности учащихся, формирование научных и
профессиональных интересов.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
- познакомить с историей музейного дела;
8
- развить первичные практические навыки музейной работы;
-познакомить с формами проведения поисковой, исследовательской
работы по систематизации и обобщению материалов, связанных с историей
семьи, школы, посёлка, города, Республики Крым.
- побудить интерес обучающихся к поисково-исследовательской
деятельности.
Метапредметные (развивающие):
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной
деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть
свой результат и необходимость своей деятельности.
-развивать умение исследовать, общаться, взаимодействовать при
организации поиска материалов
Личностные (воспитательные):
-воспитывать уважение к истории и культуре своего народа через
организацию научно – исследовательской работы;
-воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;
- воспитывать чувство ответственности и долга перед малой Родиной;
-воспитывать познавательную активность;
-формировать общие этические нормы и правила поведения.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся
общероссийской
гражданской
идентичности
и
гражданской
ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание
культуры межнационального общения с использованием культурного
наследия, традиций народов России и Крыма, формирование моральнонравственных и личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию в мероприятиях
города, учреждения, детского объединения, формирующие чувства
патриотизма и гражданственности: благотворительных акциях «Белый
цветок»; выставках творческих работ «Новогодняя игрушка», «Символ
года», «Пасхальная Ассамблея»; конкурсах «Космические фантазии» и
«Наследники традиций», «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»,
«Школьный музей» . Воспитывают самостоятельность, ответственность
за результат подготовленной экскурсии в соответствии с возрастными
особенностями школьников. Беседы на актуальные темы воспитывают
доброту, щедрость, сопереживание, любовь к Родине, близким, природе,
животным, формируют культуру поведения, общения с людьми и
окружающим миром.
9
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет, достигнут высокий уровень сплоченности
коллектива, повысится интерес к творческим занятиям и уровень
личностных достижений обучающихся.
В процессе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся
сформируются чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре, ее традициям, героическому прошлому отцов, дедов и
прадедов. У обучающихся сформируются личностные качества:
целеустремлённость, стремление к совершенству и творческому росту,
трудолюбие, аккуратность, ответственность, умение довести начатое дело
до конца.
1.4. Содержание программы
Учебный план
Стартовый уровень
№
1
2
3
Название раздела, тема
занятия.
Раздел 1.
Вводное занятие. Задачи,
содержание и значение
работы кружка
«Школьный музей».
Раздел 2. Музей как
институт социальной
памяти.
Какие бывают музеи.
Школьный музей как
источник изучения
родного края. Выбор тем
для поисковых и
исследовательских
проектов.
Музейный фонд. Этапы
комплектования.
Изучение раздела
экспозиции «Из далекой
старины эти вещи к нам
пришли».
Раздел 3. Изучение
истории школы.
теория практи всего Форма контроля
ка
1
1
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний,
тестирование
2
1
3
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
2
2
4
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Накопительные
папки (портфолио
экскурсовода).
Описание и
классификация
экспонатов.
10
Специфика школьного
музея. Изучение истории
школы.
Сбор информации об
учителях школы.
Воспоминания о школе.
Сбор информации о
выпускниках школы.
Воспоминания о школе.
Этапы работы над
проектами. Оформление и
работа над проектами .
Основные события в
жизни школы.
Создание летописи
школы.
4
5
Презентации «По
страницам истории
школы»
Раздел 4.
Исследовательская
деятельность
Виды исследовательских
работ.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
Элементы введения. Цель,
задачи.
1
1
Вопросы для раскрытия
темы, их оформление
1
1
Заключение, главные
выводы по исследованию
1
1
Литература, приложение,
ссылки, их правильное
оформление
Презентация, тезисы,
защита
исследовательской работы
Раздел 5. Военно –
патриотическая работа.
Великая Отечественная
1
1
1
1
2
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Накопительные
папки, альбом.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
11
война. Военная слава
земляков участников
СВО.
Книга Памяти. Сбор
материалов для Книги
Памяти Победы над
фашизмом в Великой
Отечественной войне.
Они защищали Родину
(рассказ об участниках
ВОВ, СВО).
6
1
1
Интервью.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
2
1
3
Оформление и работа над
проектами в рамках
подготовки ко Дню
Победы. Защита
поисковых и
исследовательских
проектов. Работа по
созданию в музее,
постоянно действующих
экспозиций и
тематических стендов,
посвященных событиям
специальной военной
операции и подвигам её
участников
Подведение итогов года.
Организация отчетной
выставки. Оформление
фотоальбома.
1
1
2
Записи
воспоминаний
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Создание летописи
школы.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
1
1
Итого:
19
15
34
Создание
фотоальбома,
презентаций.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Тестирование.
Содержание учебного плана
Стартовый уровень 1 год обучения
12
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Теория. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьный музей».
Практика. Составление плана работы. Выборы актива объединения.
Раздел 2. Музей как институт социальной памяти. (8 часов)
Теория. Специфика школьного музея как центра краеведческой работы в
школе. Школьный музей как источник изучения родного края. Музейный
фонд. Этапы комплектования. Изучение раздела экспозиции «Из далекой
старины эти вещи к нам пришли».
Практика. Выбор тем для поисковых и исследовательских проектов.
Просмотр и обсуждение презентации.
Раздел 3. Изучение истории школы. (9 часов)
Теория. Специфика
школьного
музея. Изучение истории школы.
Воспоминания о школе. Основные события в жизни школы. Интересные
воспоминания и события. Летопись школы.
Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории
малой родины.
Практика. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Сбор информации об учителях школы. Сбор
информации о выпускниках школы. Оформление и работа над проектами в
рамках подготовки к юбилею школы Проведение праздника, посвященного
дню рождения школы. Создание летописи школы.
Форма контроля. Создание летописи школы.
Раздел 4. Исследовательская деятельность (8 часов)
Теория. Сущность исследования. Тип и вид исследования. Виды
исследовательских работ. Структура исследовательской работы. Элементы
введения. Выбор темы. Актуальность, цель, задачи. Объект, предмет
исследования. Гипотеза исследования. Понятие о методах исследования.
Вопросы для раскрытия темы, их оформление. Заключение, главные выводы
по исследованию. Литература, приложение, ссылки, их правильное
оформление.
Анализ источников, используемых при написании исследовательской
работы.
Практика. Подготовка электронной презентации, кратких тезисов
выступления, защита своей исследовательской работы перед аудиторией,
ораторское искусство.
Раздел 5. Военно-патриотическая работа. Великая Отечественная война.
Военная слава земляков (7 часов)
13
Теория. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Жители
поселка - ветераны ВОВ и труженики тыла. Пропаганда героических
подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны,
российских военнослужащих участников СВО. Они защищали Родину
(рассказ об участниках ВОВ, СВО). Сбор материалов для Книги Памяти
Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Практика. Выявление семей ветеранов ВОВ. Сбор информации у
родственников и знакомых. Оформление результатов поиска и создание
экспозиции в музее. . Запись рассказов и воспоминаний. Использование
технических средств. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных
действий. Книга Памяти школы. Оформление и работа над проектами в
рамках подготовки к 81-летию Победы в ВОВ. Защита поисковых и
исследовательских проектов
Форма контроля. Записи воспоминаний, интервью.
Подведение итогов (1 час)
Теория. Как оформлять результаты практических работ кружка.
Практика. Организация отчетной выставки.
Форма контроля. Создание фотоальбома.
1.5.
Планируемые результаты
Стартовый уровень 1 год обучения
Предметные результаты:
-повышение образовательного уровня учащихся;
-формирование навыков получения новых знаний;
- ориентироваться в музейной терминологии;
-научиться первичным навыкам использования полученных знаний,
умений, как основы исторического мышления;
-знать основополагающие знания об истории родного края;
- уметь работать с историческим материалом своего региона.
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета.
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по
научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов
музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и
презентации работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
14
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в
различные исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как
основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой
Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
- анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая их с
действиями других учащихся;
-проводить экскурсии дли обучающихся первых-девятых классов;
- принимать активное участие в проведении школьных,
муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
15
Год
обучения
(уровень)
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
01.09.2025 г. 30.05.2026 г.
1 год
обучения
(стартовый)
Количество
учебных
часов в
неделю
1
Количество
учебных часов
в год
Режим
занятий
34
1 раз
в неделю
по 45 мин.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
планом работы учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
обучающихся, сокращение численности состава, корректировка
расписания с перенесением занятий на утреннее время.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школьный музей» осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование и
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», а также постоянно
повышающим уровень профессионального мастерства. При реализации
программы осуществляется сотрудничество с учителями начальных классов,
учителями ИЗО, ОБЗР, труд (технологии), истории, географии, классными
руководителями, педагогами дополнительного образования краеведческой
направленности. Сотрудничество с работниками краеведческого музея.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
1. Проектор -1 шт.
2. Информационный стенд – 1 шт.
3. Акустическая система -1шт.
4. Экран для проектора -1 шт.
5. Демонстрационная система -1шт.
6. Витрины демонстрационные – 4 шт.
7. Ноутбук – 1 шт.
8. МФУ Pantum V7108DW/RU -1 шт.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
16
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка практических
навыков);
• метод показа;
• объяснительно-иллюстративный
(показ
педагогом
последовательности выполнения работы с разъяснением);
• репродуктивный;
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает
проблему, показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
• частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
• игровой.
Методы воспитания:
• личный пример;
• мотивация;
• стимулирование, похвала;
• поощрения;
• замечания;
• убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие,
самостоятельная работа, открытое занятие, игра, выставка, конкурс,
мастер-класс, наблюдение, экскурсия.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано
на сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы
применяет следующие технологии:
• личностно-ориентированные технологии;
• технология развивающего обучения;
• технология индивидуализации обучения;
• технология группового обучения;
• технология разноуровневого обучения;
• технология проблемного обучения;
• технологии коллективной творческой деятельности;
• здоровье сберегающая технология;
17
•
•
•
•
технология игровой деятельности;
технология развития ассоциативно-образного мышления;
коммуникативная технология обучения;
информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, состоит из трёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие
обучающихся,
создание
благоприятного
психологического климата, настраивание обучающихся на совместную
работу.
II. Основная часть
1.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
2.Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
3.Физкультминутка;
4.Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
III. Заключение. Рефлексия, подведение итогов занятия.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, экскурсия, отчетная
выставка, проводимая в конце учебного года, тестирование.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы отслеживания образовательных результатов: готовая экскурсия,
презентация, видео-экскурсия, фото работ или выставки, грамота,
диплом, статья, информационное сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных
результатов Форма предъявления и демонстрации образовательных
результатов: текст экскурсии, презентация, выставка, конкурс, открытое
занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в
форме входного, текущего, промежуточного и итогового контроля
(педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, участие в
конкурсах).
Формы проведения контроля
18
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и
отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества.
Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом
занятии в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения
обучающимися учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих
или опережающих обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или
выполнения практической работы, изучается динамика освоения
содержания программы, контролируется эффективность работы
обучающихся по результатам выполнения практических заданий по
каждой теме. Форму промежуточного контроля определяет педагог по
своему усмотрению - педагогическое наблюдение, устный опрос,
викторины, самостоятельная практическая работа, участие в выставках и
конкурсах.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с
целью определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного
опроса и экскурсии или участия в творческих конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце года на итоговом занятии,
контроль позволяет определить эффективность обучения детей по
программе, выявить определенные результаты и по необходимости внести
изменения в учебный процесс.
Оценочные материалы
Результатом обучения детей является определенный объем знаний, умений
и навыков. Для того, чтобы определить какие знания и умения получили
дети, необходимо проводить контроль знаний по разделам
образовательной программы согласно учебно-тематического плана и
содержанию программы «Школьный музей». Для оценки качества
обучения используются тесты, викторины, кроссворды. Проводятся
конкурсы мастерства, выставки, игры. Используются контрольноизмерительные материалы как имеющиеся в методической литературе, так
и разрабатываемые педагогом и являющиеся приложением к данной
программе.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос и
выставка творческих работ, обучающихся по темам программы.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в
форме устного или письменного опроса (форма опроса – по выбору
педагога). Результат опроса оценивается по количеству правильных
ответов по 5-ти бальной системе (5 баллов –высокий уровень, 4 балла –
достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень) и заносится в
19
лист диагностики уровня сформированности практических навыков и
теоретических знаний.
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
форме экскурсии по темам программы. Работы обучающихся
оцениваются по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4
балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень). Критерии
оценки результативности по каждой теме программы определяются в
соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и отражают уровень знаний, умений,
навыков обучающихся.
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист
диагностики уровня знаний (диагностическую карту) и должны отражать
уровень
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля
1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N
122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристскокраеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
1.Концептуальные и нормативно – методические основы изучения
краеведения в образовательных организациях Ульяновской области.
Сборник нормативных документов под редакцией Н.В.Жульковой,
В.Н.Янушевского. Ульяновск; Центр ОСИ, 2015 г
2.Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред.
Т.Б.Табардановой. Ульяновск.2011г.
3. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации,
библиография. Горшкова Г.И. – Архангельскск, изд-во Архангельского
областного института переподготовки и повышения квалификации
работников образования, 2004. – 94с.
20
4. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.метод, пособие. Ланкова Н.М. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
224с.
5. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурнообразовательная деятельность музеев. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. –
М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
6. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших
школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие.
Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –
160с.
7. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. Столяров
Б.А. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
8. Школьный музей, его назначение и организация. Хитьков Н.А. – Киев,
1915.
9. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России:
Метод. Пособие. Юхневич М.Ю. – М.,1990.
10. «Основы музейного дела» Шляхтина Л.М., Фокин С.В. - СПБ,2000
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
12. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова
Н.Д.-СПб.,2017.
13. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
14. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
15. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Методическое и ресурсное обеспечение программы
1. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных
музеев. – М., 2001
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание
школьников . – № 9, 2007.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –
М., 2007.
4. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой . Работа со школьниками в
краеведческом музее. – М., 2001.
5. Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. –Академкнига, 2006.
6. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2017г..
7. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 .
8. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная
деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная
21
педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников
искусства, культуры и туризма РФ. М., 2017..
9. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. «Преподавание основ музейного дела в
школе. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2013 год.
10. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м
комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД
России.- М., 2013.
11. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие
записки. Выпуск 3 Барнаул, 2014.
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей и
родителей.
1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2011..
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012..
Интернет-ресурсы
www.museum.ru
Информационный
портал
Музеи
России
www.culture.ru
Портал Культурного наследия России
www.whc.unesco.com
Всемирное наследие ЮНЕСКО
www.personalguide.ru
Персональный гид в туризме
www.planetolog.ru
Информационный портал по странам
мира
www.tvkultura.ru
Телеканал «Культура»
www.otr-online.ru
Общественное телевидение России
www.tonkosti.ru
Электронная
туристическая
энциклопедия
www.km.ru
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
www.tourlib.ru
Туристская библиотека
www.cih.ru
Ресурс текстов по архитектуре
www.mojgorod.ru
Города России, информация, история,
справки.
www.all-names.net
Происхождение и толкование имён
www.in.msk.ru
Москва неофициальная
www.telegraph.ru
Электронная версия известной книги
В.А. Никольского «Старая Москва»
www.moskva.ru
Москва историческая. Литература о
Москве, Москва в фотографиях и в
живописи
22
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации
Стартовый уровень
Приложение 1
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из
высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и
почему?
• Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
• Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)
• Музей – это территория бизнеса.
• Музеем называют место, где находится большое количество
памятников истории и искусства.
3. Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.
4. Зачем современному обществу нужны музеи?
5. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и
предмет ее исследований.
6. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
7. Какие экспозиции есть в нашем школьном музее?
Текущий контроль №2
Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
Итоговый контроль:
Составьте собственный экскурсионный проект, включите в него
наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники природы,
истории, культуры.
23
Приложение 2
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап. Данный этап предполагает знакомство с
теоретическими аспектами экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления. После знакомства с теоретическими основами
экскурсионной деятельности, в малых группах обсуждаются темы
собственных экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение
конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы
должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов
и составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление
библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Мониторинг контроля деятельности участников
кружка «Школьный музей».
Цель мониторинга: получение объективной и достоверной информации о
состоянии деятельности участников кружка для управления качеством
образования. Умения и способности работать в определенных направлениях
оцениваются по пятибалльной шкале
№
Работа в
фондах
Архивная
деятельность
Экскурсоводческая
деятельность
Научноисследовательская
деятельность
Поисковая
деятельность
1
2
3
4
24
3.2 Методические материалы
Алгоритмы исследовательской деятельности
Памятка 1.
форма
Доклад
Структура
В кратких вводных замечаниях научно-практическая
ценность темы
Сущность темы, обоснованные научные предложения
Тезисы
доклада
Научная
статья
Выводы и предложения
Основные положения доклада
Основные выводы и предложения
Заголовок
Вводные замечания
Краткие данные о методике исследования
Анализ собственных научных результатов и их обобщение
Выводы и предложения
Научный
отчёт
Ссылки на цитируемую литературу
Краткое изложение плана и программы законченных этапов
научной работы
Значимость проведённой работы, её ценность для науки и
практики
Деятельная характеристика применяющихся методов
Существование новых научных результатов
Реферат
Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее
нерешённые вопросы
Вводная часть
Монография
Основной текст заключительная часть список литературы
указатели
Введение подробно и всесторонне исследуется и освещается
25
какая-либо проблема или тема
Выводы по каждому разделу (главе)
Заключение
Памятка 2.
Советы докладчику.
Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями.
Назовите тему вашей работы. Чётко и ясно сформулируйте её цель,
используя, например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы
заключается в…»
«Цель работы заключается в том, что (чтобы)…»
«Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью…» и т.п.
Расскажите, каким путём Вы шли к достижению поставленной цели, какие
встретили трудности, как они были преодолены; изложите основное
содержание работы. Её идею и суть.
Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы в
виде основного вывода или заключения по работе
Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за
внимание».
Успокойтесь. Приготовьтесь к ответам на вопросы.
Памятка 3.
Основные требования к предъявляемым работам для участия в
конференции
Чёткость и доступность изложения материала
Соответствие темы работы её содержанию
Актуальность и практическая значимость работы
Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме
работы
26
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме
Умение использовать специальную литературу и терминологию по теме
Оформление научной работы
Культура выступления на конференции
Памятка 4.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап. Данный этап предполагает знакомство с
теоретическими аспектами экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в
малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение
конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы
должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов и
составлен календарный план. Конкретная последовательность действий
участников проекта включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических
источников,
электронных
ресурсов),
составление
библиографии;
4. Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
На этом этапе составляются экскурсионные карточки объектов. Каждая
карточка включает в себя следующие сведения: вид памятника (место
27
исторического события, скульптурный памятник, архитектурный ансамбль и
т.д.); фотография объекта; название памятника (первоначальное и
современное, а так же название, под которым известен у населения);
историческое событие с которым связан памятник; дата события;
местонахождение объекта, его адрес; сведения о территории, на которой
находится памятник; описание памятника (автор, дата сооружения, текст
мемориальной надписи (если есть)); источники сведений о памятнике:
литература, архивные данные, устные предания (указываются основные
печатные работы); сохранность памятника (состояние памятника и
территории, на которой находится, дата последнего ремонта, реставрации);
охрана памятника; в каких экскурсиях может быть использован в качестве
объекта показа; дата и ФИО составителя карточки;
6. Составление «маршрута», последовательности показа экспонатов;
7. Выбор методическихприѐмов проведения экскурсии;
8. Подготовка текста экскурсии;
9. Комплектование «портфолио
необходимость), куда входит
дополнительных материалов;
экскурсовода» (если есть в этом
комплекс наглядных пособий и
10. Оформление экскурсионного проекта
Приложение 2.
Практические занятия:
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного
музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы
их руководителей.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет.
Ведение исторической хроники и летописи школы.
Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или
прошедших действительную военную службу.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.
28
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Комплектование и обработка материалов для создания фондов, альбомов
Проектирование выставки
Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в
соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и
концепции школьного музея.
Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и
описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры
родного края.
Методические и дидактические материалы
Разработка экскурсии по музею, материалы по проектной и
исследовательской деятельности, книги о Великой Отечественной войне,
накопительный материал по истории города и п.Заозерное, видеофильмы,
электронные презентации.
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Педагогические технологии – в программе используются: - технология
коллективной творческой деятельности, музейной педагогики, игровые
технологии, проектные методы обучения,ИКТ,здоровьесберегающие,кейсметод,исследовательские методы, личностно-ориентированные.
Методическое обеспечение программы:
№
1
Раздел, тема
Форма
занятий
Приёмы
методы
Дидактически
е материалы
Техническ
Формы
ое
контроля
оснащение
Вводное
Беседа,
Словесные Книга
учета компьютер Педагогическ
занятие.
инструктаж, методы и экспонатов(инв
ое
Задачи,
планирован приёмы
ентарная),
наблюдение,о
материалы из
прос
содержание
и ие
Интернета.
знаний,тестир
значение работы (дискуссия)
ование
кружка
29
«Школьный
музей»
Музей
как
институт
социальной
памяти.
Школьный
музей
как
источник
изучения
родного
края.
Музейный фонд.
Этапы
комплектования.
Из
далекой
старины
эти
вещи к нам
пришли
Изучение
истории
школы.
Основные
события в
жизни школы.
Учителя и
выпускники
школы.
Создание
летописи школы
Учёт
и
описание
музейных
предметов
Работа
с
картотекой
Наглядные
(обследова
ние,
рассматрив
ание)
Выявление
педагогов и
выпускнико
в
школы
разных лет.
Запись
воспоминан
ий
и
рассказов
Беседа
– Фотографии,
диалог,
документы,
интервью
стенды
Практическ
ие,
исследоват
ельские
(выполнен
ие
самостояте
льной
работы
Фотоаппар
ат,
компьютер
4
Исследовательс
кая
деятельность.
Сущность
исследования.
Виды
исследовательск
их
работ.
Структура.
Понятие
о
методах
исследования.
Изучение
архивных
документов,
воспоминан
ий
Беседа
–
диалог,
интервью
Практическ
ие,
исследоват
ельские
(выполнен
ие
самостояте
льной
работы
Мановские
работы,
презентации
работ
Фотоаппар
ат,
компьютер
5
Военнопатриотическа
я работа.
Великая
Сбор
информаци
и
Беседа
–
диалог,
интервью
Практическ
Фотографии,
Фотоаппар
документы,сте ат,
нды,инвентарн компьютер
ые
учетные
2
3
Материалы
компьютер
школьного
музея, учетные
карточки.
инвентарная
книга.
Педагогическ
ое
наблюдение,о
прос знаний,
тестирование.
Создание
летописи
школы.
Составление
презентаций,
видеороликов
,
исследователь
ских работ.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос знаний,
тестирование.
Записи
воспоминани
й,
составление
презентаций,
видеофильмо
в, подготовка
исследователь
ских работ,
проектов.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос знаний.
Записи
воспоминани
й,
Интервью.
30
6
Отечественная
война. Военная
слава земляков
Воспитательное
значение
военнопатриотической
работы. Жители
села- ветераны
ВОВ
и
труженики
тыла.
Пропаганда
героических
подвигов
советских
воинов в годы
Великой
Отечественной
войны.
Подведение
Организаци
итогов года.
я отчетной
Организация
выставки
отчетной
выставки.
Оформление
фотоальбома.
ие,
исследоват
ельские
(выполнен
ие
самостояте
льной
работы
карточки
Оформлен
ие альбома
Видеоролики,
видеофильмы,
презентации,
проекты,
исследовательс
кие работы
Выполнение
проектов.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос знаний,
тестирование
компьютер
Создание
фотоальбома.
Педагогическ
ое
наблюдение,
опрос знаний,
тестирование
В процессе обучения используются методический и дидактический
материал:
• наглядные пособия;
• стенды;
• экспозиция музея (экспонаты);
• методическая и специальная литература, журналы, книги;
• иллюстративный материал (альбомы, плакаты, фотоматериалы,
видеоматериалы);
Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
- объемный: экспонаты школьного музея;
- картинный и картинно-динамический: картины, иллюстрации,
фотоматериалы;
- дидактические пособия: задания для устного опроса, практические
задания, рисунки;
- интернет-ресурсы
3.3. Календарно-тематическое планирование
31
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название
раздела, темы
Раздел 1.
Вводное занятие.
Задачи,
содержание и
значение работы
кружка
«Школьный
музей».
Раздел 2. Музей
как институт
социальной
памяти.
Какие бывают
музеи. Школьный
музей как
источник изучения
родного края.
Выбор тем для
поисковых и
исследовательских
проектов.
Музейный фонд.
Этапы
комплектования.
Изучение раздела
экспозиции «Из
далекой старины
эти вещи к нам
пришли».
Раздел 3.
Изучение
истории школы.
Специфика
школьного музея.
Изучение истории
школы.
Стартовый уровень
Кол-во
Дата по
часов
Формы аттестации
расписанию
По
По
плану
факту
1
опрос знаний,
тестирование
3
опрос знаний.
4
опрос знаний.
Накопительные папки
(портфолио
экскурсовода). Описание
и классификация
экспонатов.
2
опрос знаний.
32
Сбор информации
об учителях
школы.
Воспоминания о
школе.
8. Сбор информации
о выпускниках
школы.
Воспоминания о
школе.
9. Этапы работы над
проектами.
Оформление и
работа над
проектами.
10. Основные
события в жизни
школы.
Создание
летописи школы.
11.
Презентации
«По страницам
истории школы»
12.
Раздел 4.
Исследовательск
ая деятельность
13.
Виды
исследовательских
работ.
14.
Элементы
введения. Цель,
задачи.
15.
Вопросы для
раскрытия темы,
их оформление.
7.
16.
17.
Заключение,
главные выводы
по исследованию
Литература,
приложение,
ссылки, их
правильное
оформление
1
опрос знаний.
1
опрос знаний.
2
опрос знаний.
1
опрос знаний.
Накопительные папки,
альбом.
1
опрос знаний.
2
опрос знаний.
1
опрос знаний.
1
опрос знаний.
1
опрос знаний.
1
опрос знаний.
33
18.
19.
20.
21.
22.
Презентация,
тезисы, защита
исследовательской
работы
Раздел 5. Военно
– патриотическая
работа. Великая
Отечественная
война. Военная
слава земляков.
Книга Памяти.
Сбор материалов
для Книги Памяти
Победы над
фашизмом в
Великой
Отечественной
войне.
Они защищали
Родину (рассказ об
участниках ВОВ).
2
опрос знаний.
1
Интервью.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
3
Оформление и
работа над
проектами в
рамках подготовки
ко Дню Победы.
Защита поисковых
и
исследовательских
проектов. Работа
по созданию в
музее, постоянно
действующих
экспозиций и
тематических
стендов,
посвященных
событиям
специальной
военной операции
и подвигам её
участников
2
Записи воспоминаний
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
Создание летописи
школы.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний.
34
23.
Подведение
итогов года.
Организация
отчетной
выставки.
Оформление
фотоальбома.
Итого:
Создание фотоальбома,
презентаций.
Педагогическое
наблюдение, опрос
знаний. Тестирование.
1
34
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный музей»
№
п/п
Причина
корректировки
Дата
Согласование с заместителем
директора (подпись)
3.5. План воспитательной работы с обучающимися детского
объединения «Школьный музей» на 2025-2026 учебный год
35
Направление
воспитательной
работы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей
Приобщение детей
к культурному
наследию
Популяризация
научных знаний
среди детей
Эстетическое
воспитание
Мероприятия
Беседа «Символы
России», «Символы
Крыма».
Беседа на тему «День
народного единства».
Беседа, посвященная Дню
защитника Отечества.
Мероприятие,
посвященное Великой
Победы в ВОВ. Участие в
конкурсе детских работ ко
Дню Победы
Беседа о традициях и
обычаях празднования
Рождества Христова.
Старинные народные
гадания.
Беседа «Семья и
семейные ценности».
Дата
Место
Отмет
проведен проведения
ка о
ия
выпол
меропри
нении
ятия
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
Февраль
Апрельмай
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Март
МБОУ
«ЗСШ»
Благотворительность
«Спеши делать добро».
Беседа.
История СССР в ёлочных
игрушках.
Посещение выставки
«Наследники традиций».
Сентябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Экскурсия «Исторические
памятники Евпатории» .
Беседа «Всемирный день
авиации и космонавтики».
Беседа «Моя любимая
книга».
Май
Беседа «Твой внешний
вид».
МартАпрель
Апрель
Февраль
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
36
Беседа «Из истории
исторического костюма».
В
течении
года
Январь
Беседа о повторении
элементарных правил
этикета.
Физическое
1.Разъяснительные
воспитание и
профилактические
Сентябрь
формирование
беседы;
культуры здоровья - Месячник профилактики
ДТП.
- По противопожарной
безопасности.
- профилактика
коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
Октябрь
отравлений грибами и
ядовитыми растениями.
- По профилактике гриппа Ноябрь
и простудных
заболеваний.
- Об опасности
Декабрь
применения легко
воспламеняющихся и
взрывоопасных
предметов, петард.
- Профилактика
Январь
травматизма в быту.
- По безопасности на воде
и льду.
- По профилактике ОРВИ, Октябрь,
гриппа и коронавирусной
Февраль
инфекции.
- По профилактике
Март
заболеваний
туберкулезом.
- Поведение ребенка в
чрезвычайных ситуациях.
- По профилактике
Апрель
заболеваний клещевым
энцефалитом.
- По безопасному
Май
поведению на воде.
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
37
- Здоровое питание,
здоровый образ жизни.
2. Беседы по правилам
поведения при угрозе
осуществления
террористического акта
и профилактические
беседы:
- «Терроризм – это…»
- «Что делать при
получении
подозрительных
почтовых отправлений».
- «Что делать при
обнаружении
подозрительного
предмета».
- «Что делать при
поступлении угрозы по
телефону».
- «Что делать в случае
угрозы захвата в
заложники».
- «Что делать, если
стреляют».
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение
Экологическое
воспитание
Октябрь
Октябрь
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ
«ЗСШ»
Декабрь
МБОУ
«ЗСШ»
Январь
МБОУ
«ЗСШ»
Февраль
МБОУ
«ЗСШ»
- «Что делать для того,
Март
чтобы уцелеть от взрыва».
- «Что делать при
Апрель
поступлении угрозы в
письменном виде».
- «Как вести себя в
Май
городе, где существует
угроза террористических
актов».
Выполнение творческих В течение
работ для подведения
учебного
итогов.
года
Беседа о преимуществах
Май
профессии историкмузеевед,экскурсовод,рес
тавратор.
Беседа на тему
Октябрь
«Всемирный день защиты
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
38
Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах
животных».
Проведение беседы об
Март
охране природы.
Проведение на занятиях
В течение
«минуток безопасности» с
года
напоминанием
обучающимся о
необходимости соблюдать
ПДД, обращать внимание
на погодные условия и
особенности уличнодорожной сети.
Статистика ДТП.
В течение
Напоминание о мерах
года
предосторожности.
Дорога в школу.
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
МБОУ
«ЗСШ»
39