УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ СТРЕЛОК»
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 12-14 лет
Составитель: Петухов Владимир
Александрович
Должность: педагог дополнительного
образования
г. Евпатория
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи
8
1.3. Воспитательный потенциал программы
9
1.4. Содержание программы
10
1.5. Планируемые результаты
14
2. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
15
2.1. Календарный учебный график
15
2.2. Условия реализации программы
15
2.3. Формы аттестации
18
2.4. Список литературы
20
3. Раздел 3. Приложения
21
3.1. Оценочные материалы
21
3.2. Методические материалы
29
3.3. Календарно-тематическое планирование
36
3.4. Лист корректировки
37
3.5. План воспитательной работы
38
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный стрелок» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
− Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
− Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019 г.
№ 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
− Приказ
Минобрнауки
России
и
Минпросвещения
России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
3
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года» (в действующей редакции);
− Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
− Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
4
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и
их родителями (законными представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в
число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного
развития страны»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года
в Республике Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
− Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ
«ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 11 мая 2017 года № Л035-01251-91/00174925;
− Положение об организации дополнительного образования, Положение о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах,
Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам,
реализуемых в
5
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Заозерненская
средняя школа города Евпатории Республики Крым» от 28.03.2025 г №108.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
стрелок» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа разработана в рамках реализации приоритетной задачи государства патриотического воспитания молодежи, пропаганду стрелкового спорта, личного и
профессионального самоопределения, творческого досуга и подготовки к воинской
службе. Стрельба из пневматической винтовки пользуется большой
популярностью среди молодежи и школьников, и обучающиеся с увлечением
отдают свое свободное время этому замечательному занятию. Программа
позволяет развить у обучающихся такие качества, как ловкость, выносливость,
терпеливость, аккуратность, коммуникабельность, самостоятельность.
Актуальность программы
Основную часть занятий составляет стрелковый спорт, который является
одним из самых массовых видов спорта. Доступной формой обучения школьников
приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок. Помимо
военно-патриотического аспекта, программа «Юный стрелок» содействует
физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию
обучающихся, поскольку при занятии стрельбой у школьников развиваются
внимание, память, эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль
над эмоциями, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка).
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной
среды разноуровневого возраста детей, формирующей гражданско-патриотическое,
нравственное мышление обучающихся в рамках решения конкретных проблемных
ситуаций. В процессе освоения данной программы, обучающиеся формируются как
целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и
нравственных качеств. Новизна данной дополнительной общеобразовательной
программы состоит в привлечении обучающихся к военно-прикладным видам
спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем
самым снизить уровень детской наркомании и преступности.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной
общеразвивающей программы
Отличительная особенность данной программы заключаются в ее
практической направленности: умение обращаться с оружием, навыками стрельбы
играет важную роль в деле подготовки учащихся к службе в рядах ВС РФ. Занятия
стрелковым спортом вырабатывают у обучающихся выдержку, хладнокровие,
6
прививают им любовь к спорту. Занятия направлены на формирование морального
и духовного облика человека, всестороннее и гармоничное развитие нравственных
и физических качеств.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в
процессе её реализации, у обучающихся формируется способность к
самостоятельному общефизическому развитию, формируется психологическая
устойчивость, осуществляется военно-спортивная подготовки. Соревнования по
стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у стрелков развиваются
устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями. Практическая
стрельба является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
При занятии стрельбой из пневматического оружия идет развитие физических и
морально-волевых качеств, совершенствуются специальные психологические
качества, умственные и интеллектуальные способности обучающихся.
Содержание Программы способствует присвоению этических норм при
обращении с оружием, знакомит с историей развития стрелкового спорта, с
именами выдающихся спортсменов.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 - 14 лет.
Стартовый уровень – 1 год обучения.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юный стрелок» - 1 год.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 34 часа.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе
используется традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся в пределах указанной возрастной
категории (12 - 14 лет), не имеющие ограничений по здоровью.
7
Специального отбора в детское объединение для обучения по стартовой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный
стрелок» не предусмотрено. Состав групп – постоянный. Занятия проводятся в
групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое
занятие, тематическое занятие, выполнение самостоятельной работы, посещение
воинских частей, участие в военно-спортивных мероприятиях и конкурсах.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Режим занятий
Стартовый уровень
Первый год обучения:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу по 45
минут с перерывом 10 минут. Всего - 34 учебных часов в год, состав группы – 1520 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: всестороннее развитие личности детей и подростков,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе
авторитета и престижа военной службы; воспитание любви к малой Родине и
Отечеству, а также сохранение и преумножение патриотических традиций;
формирование у молодежи готовности и практической способности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества; развития таких качеств как самообладание, внимательность и
самостоятельность посредством занятий по обучению стрельбы из
пневматической винтовки.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
- основам теории стрельбы, материальной части современного стрелкового и
спортивного оружия;
- истории создания и развития стрелкового оружия России;
- мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время
учебных стрельб и соревнований;
- основам судейства соревнований по стрельбе.
Метапредметные (развивающие):
- развивать у обучающихся внимание, усидчивость, глазомер, память,
внимательность;
- развивать духовные и физические качества личности обучающихся,
обеспечивающие подготовку к службе в Вооруженных силах.
8
Личностные (воспитательные):
- воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта;
- уважение к Вооружённым Силам России и их традиции; уважение к
Российскому оружию и его истории;
- сформировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость,
настойчивость, самоотверженность, коллективизм и коммуникативность;
- сформировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на
различные расстояния из различных положений;
- воспитывать у обучающихся ответственность за личную безопасность,
безопасность общества и государства, ответственное отношение к оружию.
Цель 1 года обучения: привлечение обучающихся к активным занятиям
стрелкового вида спорта посредством обучения техническим приемам пулевой
стрельбы.
Задачи 1 года обучения:
Предметные (обучающие):
- обучить основным теоретическим и практическим знаниям в области
стрелкового спорта;
- ознакомить с общими сведениями о пневматическом оружии,
используемом в стрельбе;
- обучить приемам безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Метапредметные (развивающие):
- расширить кругозор и эрудицию обучающихся в области стрелкового
спорта и военного дела;
- освоить технику стрелкового оружия.
Личностные (воспитательные):
- воспитание чувства гордости за достижения Российского стрелкового
спорта, воспитание дисциплины, чувства ответственности за порученное дело;
- развитие навыка группового общения, умения работать в команде;
- формирование здорового образа жизни.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательный потенциал программы «Юный стрелок» имеет ещё
военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему
патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся
общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.
Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и
любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил,
способствует формированию знаний, умений и навыков при обращении с
оружием, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества,
9
сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности
обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию в мероприятиях города,
учреждения, детского объединения, формирующие чувства патриотизма и
гражданственности: участие во Всероссийской онлайн-олимпиады в номинации
«История стрелкового оружия» на образовательном портале Минобр.орг.;
участие во Всероссийском героико-патриотическом фестивале детского и
юношеского творчества «Звезда спасения» Республики Крым; участие во
Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным
движением «Юнармия» при поддержке Министерства просвещения Российской
Федерации Всероссийский творческий конкурс «На защите мира»; участия в
школьных, районных мероприятиях «Наследники Победы», Почетный караул –
Вахта Памяти поколений Пост №1, День героев Отечества, День памяти воиновинтернационалистов, Всемирном Дню здоровья (9 апреля), встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны, участниками боевых действий, ветеранами
Вооружённых Сил Российской Федерации, участие команды в школьном
конкурсе «Отчизны верные сыны» посвящённый 23 февраля, участие в акции
«Бессмертный полк», 9 Мая День Победы.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет, достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится
интерес к спортивным занятиям и уровень личностных достижений обучающихся.
1.4. Содержание программы
Учебный план
Стартовый уровень 1 год обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Аудиторные часы
Теория
практика
Всего
Формы
аттестации/
контроля
1.
2.
Введение
Меры обеспечения
безопасности при проведении
стрельб.
1
1
1
1
-
устный опрос
3.
История развития стрелкового
спорта.
1
1
-
устный опрос
4.
Материальная часть оружия и
основы стрельбы
2
2
-
устный опрос
5.
Основы техники стрельбы.
2
1
1
устный опрос
6.
Определение расстояния до
цели
2
1
1
устный опрос
10
7.
Изучение и совершенствование
техники стрельбы:
1
-
1
устный опрос
8.
Тренировка в изготовке к
стрельбе из пневматической
винтовки с опорой на стол, на
стойку. Производство холостого
выстрела.
2
-
2
педагогическое
наблюдение,
опрос знаний
выполнение
нормативов
9.
Тренировка в изготовке для
стрельбы лежа с упора.
2
-
2
результат по
стрельбе
10.
История стрелкового оружия
времен Великой Отечественной
войны.
1
1
-
устный опрос
11.
Тренировка в технике для
стрельбы стоя.
3
-
3
12.
Тренировка стрельбы с колена.
3
-
3
13.
Стрельба из пневматического
пистолета по мишеням на 5 м.
2
-
2
14.
4
2
2
15.
16.
Секреты стрелкового
мастерства
Правила соревнований.
Общая физическая подготовка.
практические
навыки и
умения
педагогическое
наблюдение,
выполнение
нормативов
практические
навыки и
умения
педагогическое
наблюдение,
выполнение
нормативов
практические
навыки и
умения
педагогическое
наблюдение,
выполнение
нормативов
устный опрос
1
1
1
1
-
17.
Подготовка к соревнованиям.
3
-
3
18.
Итоговое занятие
ИТОГО:
2
34
12
2
22
11
устный опрос
сдача
нормативов
выполнение
нормативов
зачет
Содержание учебного плана
Стартовый уровень 1 год обучения
Тема №1. Вводное занятие
Теория. Обзор развития стрелкового спорта в России. Единая всероссийская
спортивная классификация. Разрядные нормы при стрельбе из пневматического
оружия. Ознакомление с годовым учебным планом и расписанием занятий.
Практика. Входной контроль универсальных учебных действий учащихся.
Тема №2 Меры безопасности при стрельбе из пневматического оружия
Теория. Порядок и организация тренировок. Обязанности дежурного
инструктора по поддержанию порядка на линии огня при проведении стрельб.
Примеры несчастных случаев из-за несоблюдения правил безопасности при
обращении с оружием.
Практика.
Тема №3 Материальная часть оружия
Теория. Устройство пневматических винтовок. Осмотр оружия. Уход за оружием.
Устройство прицелов. Внесение поправок на прицеле.
Практика.
Тема №4 Правила стрельбы.
Теория. Рассеивание
выстрелов.
Кучность
и
меткость
стрельбы.
Определение средней точки попадания. Определение поправок.
Правила прицеливания. Ошибки, допускаемые при прицеливании. Внесение
поправок на боковой ветер и движение цели.
Практика.
Тема №5 Подготовка оружия к стрельбе, стрельба из пневматической винтовки.
Теория. Изготовка. Заряжание. Выбор точки прицеливания. Производство
выстрела. Доклады о получении боеприпасов, о готовности к стрельбе и о
завершении стрельбы.
Практика. Изготовка для стрельбы стоя с опорой и без опоры. Стрельба из
пневматической винтовки из положения стоя с опорой и без опоры на
расстояние 5 метров по мишени №8 в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я 5 зачётных.
Отработка спуска курка. Ошибки при спуске курка и меры борьбы с ними.
Изготовка к стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры. Стрельба на
расстояние 5 и 10 метров по мишени №8 в двух сериях 1-я 3 пробных, 2-я 5
зачётных. Тренировка на длительное удержание винтовки в положении лёжа без
опоры.
Стрельба на время из различных положений на результативность с опорой и
без опоры. Тренировка на длительное удержание
винтовки в положении стоя и с колена без опоры.
Практика.
Тема №6 Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Упражнения для
формирования правильной осанки.
12
Упражнения для развития координации и точности движений. Упражнения для
развития вестибулярного аппарата. Подвижные игры.
Бег на длинные и короткие дистанции.
Челночный
бег. Комплексное
упражнение на ловкость. Подвижные игры. Подготовка и сдача нормативов.
Практика.
Тема №7. Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической
винтовки.
Тренировка в стрельбе из положения стоя с опорой и без опоры.
Теория. Совершенствование техники стрельбы. Приобретение навыков
корректировки выстрелов. Стрельба на время и результативность, приобретение
навыков кучной стрельбы.
Тренировка в стрельбе из положения с колена с опорой и без опоры на
различные расстояния по различным мишеням.
Совершенствование техники стрельбы из данного положения. Приобретение
навыков корректирования стрельбы и кучности стрельбы. Тренировка в стрельбе
на скорость.
Тренировка в стрельбе из положения лёжа с опорой и без опоры на различные
расстояния. Совершенствование техники и навыков стрельбы из положения
лёжа. Техника скоростной стрельбы и её совершенствование.
Дальнейшее совершенствование техники и навыков стрельбы. Подготовка к
школьным и районным соревнованиям по
стрельбе на личное и командное первенство.
Практика.
Тема №8. Специальная физическая подготовка.
Упражнение с оружием (или макетом оружия), наведённым в район
прицеливания, на длительное удержание в изготовке для повышения
выносливости.
Упражнение с оружием на длительное удержание в изготовке для медленных
стрельб из винтовки стоя, с колена из пистолета по мишени с чёрным кругом до
утомления.
Упражнение с оружием по многократному подъёму оружия в район
прицеливания (сериями 10 вскидок, с отдыхом между сериями 1 мин.) до
ощутимого утомления. Упражнения с утяжелённым спуском курка.
Практика.
Тема №9 Итоговое занятие
Промежуточный контроль УУД. Участие в соревнованиях на личное первенство
среди воспитанников объединения.
Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической
винтовки на личное и командное первенство.
Подготовка и участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической
винтовки.
13
1.5. Планируемые результаты
Стартовый уровень 1 год обучения
Основные задачи программы:
Образовательные (предметные, обучающиеся)
- обучение учащихся основам теории стрельбы; материальной части
современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития
стрелкового оружия России;
- обучение мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами
вовремя учебных стрельб и соревнований;
- обучение основам судейства соревнований по стрельбе;
- формирование навыков меткой стрельбы из пневматической винтовки на
различные расстояния из различных положений.
Личностные (воспитательные)
- формирование общественной активной личности, гражданской позиции,
культуры поведения в обществе;
- формирование у обучающихся целеустремлённости, терпеливости,
настойчивости, психологической устойчивости.
Метапредметные (развивающие)
- формирование интереса к военно-прикладным видам спорта; уважения к
Вооружённым Силам России и их истории; уважения к Отечественному оружию и
его истории.
- развитие у обучающихся внимания, усидчивости, глазомера, памяти,
внимательности, ответственности.
По итогам реализации ДООП «Юный стрелок»:
Обучающиеся научатся:
- уметь подготавливать оружие к стрельбе;
- уметь владеть психологическим состоянием при этапах выполнения
стрельбы;
- иметь устойчивые навыки ведения стрельбы из пневматической винтовки;
- владеть в совершенстве пневматической винтовкой при выполнении
упражнения «Лёжа», а также уметь стрелять из положений «Стоя», «С колена»;
- уметь производить правильный самоанализ после каждого выстрела,
корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
- осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- определять дальность до цели, направление и силу ветра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
- выполнять нормативы по стрельбе из пневматического оружия и Автомата
Калашникова;
14
- анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая его с действиями
других учащихся;
- проявлять волевые качества спортсмена;
- принимать активное участие в проведении школьных, муниципальных,
региональных, всероссийских соревнованиях.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(стартовый)
Дата
начала
занятий
01.09.2025 г.
Дата
окончания
занятий
30.05.2026 г.
Количество
учебных часов в
неделю
1
Количество
учебных часов в
год
34
Режим занятий
1 раз
в неделю
по 45 мин.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы
учреждения.
В период школьных летних каникул занятия детей в детском объединении
проводятся по утвержденному расписанию, составленному на период летних
каникул, в форме учебных занятий, экскурсий, тематических мероприятий,
работы творческих групп, мастер-классов или по краткосрочной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка
и
реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный стрелок» осуществляется педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование и профессиональное
образование в области, соответствующей профилю программы, в соответствии с
Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», а также постоянно повышающим уровень профессионального
мастерства.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет ОБЗР с наглядными пособиями;
- учебное помещение для стрельбы из пневматического оружия;
15
- школьная доска, ноутбук; столы, стулья, сейф для хранения оружия;
- методическая литература;
- автоматы Калашникова, ПМ, пневматические винтовки;
- стенды для стрельбы;
- мишени бумажные (различные);
- пульки для стрельбы из пневматического оружия.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка практических навыков);
• метод показа (показ педагогом правильности выполнения работы
обучающимся, с исправлением неточностей и ошибок);
• объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
• репродуктивный;
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
• частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
• игровой.
Методы воспитания:
• личный пример;
• мотивация;
• стимулирование, похвала;
• поощрения;
• замечания;
• убеждение.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, опрос, практическое занятие,
самостоятельная работа, открытое занятие, игра, конкурс, сдача нормативов,
наблюдение, экскурсия.
16
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на
сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет
следующие технологии:
• личностно-ориентированные технологии;
• технология развивающего обучения;
• технология индивидуализации обучения;
• технология группового обучения;
• технология разноуровневого обучения;
• технология проблемного обучения;
• здоровье сберегающая технология;
• технология игровой деятельности;
• технология развития ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативная технология обучения;
• информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из трёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, создание благоприятного психологического
климата, настраивание обучающихся на совместную работу.
II. Основная часть
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
3.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
4.Физкультминутка;
5.Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
III. Заключение
Рефлексия, подведение итогов занятия, анализ работ.
Методические и дидактические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- учебно-методические пособия по основам военной службы;
- учебники по основам безопасности жизнедеятельности.
Методический и дидактический материал
В процессе обучения используются методический и дидактический
материал:
• наглядные пособия;
17
•
•
методическая и специальная литература;
иллюстративный материал (фотоматериалы, видеоматериалы).
Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
- объемный: образцы вооружения, военной техники;
- схематический: схемы, рисунки, шаблоны;
- картинный и картинно-динамический: иллюстрации, фотоматериалы;
-дидактические пособия: задания для устного опроса, практические задания;
- библиотечный фонд и др.;
- интернет-ресурсы.
Методика организации теоретических и практических занятий может быть
представлена следующим образом:
На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом оружии, его основных технических характеристиках, по истории
стрелкового спорта, технике и методике стрельбы, основные правила по технике
безопасности во время тренировочных занятий, а также особенности стрельбы из
различных положений.
На практических занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки по
разборке и сборке автомата Калашникова, в совершенствовании техники стрельбы
из пневматического оружия.
Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе
предполагает постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными
практическими навыками в стрельбе.
К обучающимся по Программе предъявляются определенные требования по
мерам безопасности при обращении с пневматическим оружием, т.к. при
нарушении правил по технике безопасности возможно получение серьезных травм и
увечий, по знанию устройства и работы данного вида оружия.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, итоговая сдача
нормативов, проводимых в конце учебного года.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Формы отслеживания образовательных результатов: фото фиксация, грамота,
диплом, статья, информационное сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы,
открытое занятие.
18
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, самостоятельная работа, участие в конкурсах, итоговая
сдача нормативов, тестирование).
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и
отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества.
Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся и по итогам
просмотра ранее выполненной им работы.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии
в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися
учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих
обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и
средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или
выполнения практической работы, изучается динамика освоения содержания
программы, контролируется эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме. Форму
промежуточного контроля определяет педагог по своему усмотрению педагогическое наблюдение, устный опрос, самостоятельная практическая
работа, участие в конкурсах, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса,
итоговая сдача нормативов или участия в конкурсах.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого
учебного года с целью определения усвоения знаний, умений и навыков по
программе в форме опроса или письменного тестирования.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос или
письменное тестирование обучающихся по темам программы.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
устного или письменного тестирования (форма опроса – по выбору педагога).
Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти
19
бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3
балла – минимальный уровень) и заносится в лист диагностики уровня
сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в форме
отчетной выставки творческих работ по темам программы. Творческие работы
обучающихся оцениваются по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий
уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень).
Критерии оценки результативности по каждой теме программы определяются в
соответствии
с
реализуемой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой и отражают уровень знаний, умений, навыков
обучающихся (Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист
диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических
знаний (диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых
результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Современная допризывная подготовка молодежи. Учебно-методическое
пособие. Под общей редакцией Даурцев К.В. «Учебный
центр «ВымпелКаскад»». – М., 2014
2. Гражданская защита: энциклопедический словарь/Подобщейредакцией С.К.
Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005
3.СмирновА.Т.Основы безопасности жизнедеятельности. Академический
школьный учебник. 5-7 классы. – М.: Просвещение,2012
4. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности». Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Издательство
«Русский журнал», 2011
5. «Наставление по стрелковому делу». – М.: Издательство Министерства
обороны РФ, 2007
6. ОВУ ВС РФ. – М.: Издательство Министерства обороны РФ, 2008
20
Для обучающихся и родителей:
1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как
средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,
2006
2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.
Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004
3. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи,
клубы, кружки, поисковая деятельность/Авт.-сост. Т.А.Орешкина. – Волгоград:
Учитель, 2007
4. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005
5. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности:
5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005
6. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию
школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О. Е. Жиренко.
– М.: 5 за знания, 2005
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Официальный интернет-сайт Стрелкового Союза России: http://shootingrussia.ru
Официальный интернет-сайт Федерация пулевой и стендовой стрельбы города
Москвы: http://www.shooting-mosc эow.ru/index.html
3. Приложения
3.1.
Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации
Стартовый уровень (1-й год обучения)
Цель проведения промежуточной аттестации - определение степени
усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный стрелок» по окончании стартового уровня 1 года обучения.
Задача проведения аттестации - проверка знаний по темам программы
стартового уровня.
Форма проведения: тестирование (проверка усвоения теоретических
знаний) и практических умений.
Продолжительность выполнения работы: 45 минут.
21
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Виды испытаний (Тесты) сдача норматива
Формы
контроля:
контрольные
стрельбы,
классификационные
соревнования, промежуточная и итоговая аттестация.
Оценочные материалы
1. Вводный мониторинг:
• меры безопасности при стрельбе в тире;
• технические характеристики оружия;
• устройство оружия и боеприпасов;
• теоретические основы стрельбы – баллистика;
• ведения огня по мишеням из пневматического оружия.
2. Промежуточный мониторинг:
• меры безопасности при стрельбе;
• технические характеристики стрелкового оружия в армии;
• правила пользования гранатами;
• упреждения при нацеливании оружия на открытой местности;
• ведение огня по мишеням в тире.
3. Итоговый мониторинг:
• ведение огня по мишеням №8, №6 при выполнении норм ГТО;
• правила и меры безопасности при стрельбе;
• технические характеристики гранат в Российской армии;
• основные положения закона «Об оружии»;
• положения Уголовного кодекса РФ по ответственности – ст.222 и другие.
Вариант контрольных вопросов по теме «Пулевая стрельба»
1. Меры безопасности при стрельбе из огнестрельного и спортивного оружия.
2. Порядок обращения с пневматическим оружием. Сигналы и команды,
подаваемые при проведении стрельб и их выполнение.
3. История развития, назначение и свойства пневматического оружия.
4. Олимпийские чемпионы – россияне в стрелковом спорте.
5. Общее устройство винтовок МР-512. Устройство, назначение и работа
основных частей и механизмов оружия: ствол, прицел, ствольная коробка,
поршень, боевая пружина, ложа, спусковой механизм, блокировка спуска.
Внесение поправок на прицеле.
6. Основы техники стрельбы
22
Выстрел. Траектория пули. Спуск курка
1. Приемы изготовки, к стрельбе стоя, сидя, лежа.
2. Положение корпуса, рук, ног, головы, положение кисти правой руки на
шейке приклада и приклада у плеча.
3. Понятие прицеливания.
4. Порядок заряжания и разряжения винтовки.
5. Влияние упражнений на расслабление различных групп мышц на
результативность стрельбы. Спортивные и подвижные игры как средство
активного отдыха
Зачетные соревнования по стрельбе
Квалификационные соревнования. Упражнение выполняется из пневматической
винтовки МС-512. Дистанция стрельбы – 5м и 10м; Количество выстрелов – 3
пробных, 5 зачетных; Норматив – выбить не менее 25-35 очков.
Итоговая аттестация. Зачетные стрельбы.
Подготовка к стрельбе, мишеней, стрелкового оружия к проведению
соревнований. Квалификационные соревнования.
Дистанция стрельбы – 5м и 10м;
Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных;
Норматив – выбить не менее 40-45 очков.
Стрельба на результат.
Критерии оценивания теоретических знаний:
5 баллов – высокий уровень - обучающийся владеет теоретическими знаниями
согласно программе, отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.
4 балла - достаточный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, отвечает более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
3 балла - минимальный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, не в полном объеме, отвечает менее, чем на 50
% задаваемых вопросов.
Критерии оценивания практических умений навыков по разделам указаны
в Приложении № 1 (таблица).
Уровни оценивания практических умений навыков по разделам:
5 баллов - высокий уровень
4 балла - достаточный уровень
3 балла - минимальный уровень
23
Средний показатель качества знаний (количество баллов по результатам
диагностики):
35 – 31 баллов - программа усвоена обучающимися на высоком уровне,
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне,
25 – 21 баллов - программа усвоена обучающимися на минимальном уровне.
Для объективной оценки качества усвоения программы каждым
обучающимся педагогом заполняется Лист диагностики уровня теоретических
знаний и практических навыков, где учитывается уровень теоретических
знаний и практических навыков и умений (Приложение № 1).
24
Лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
по программе «Юный стрелок»
Стартовый уровень 1 год обучения
Учебный год 2025-2026
Детское объединение «Юный стрелок»
Теоретические знания и практические умения и навыки
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Теоретические знания
5
4
3
Меры
безопасности при
стрельбе из
огнестрельного и
спортивного
оружия
5
4
3
Основы техники
стрельбы
5
4
3
Устройство,
назначение и
работа основных
частей и
механизмов
оружия
Сдача
норматива
ГТО «Пулевая
стрельба»
5
5
4
3
4
3
Практические
умения и
навыки
5
4
3
Участие в
конкурсах
5
4
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровни оценивания обучающихся:
5 баллов – высокий
4 балла – достаточный
3 балла – минимальный
Средний показатель качества знаний:
35 – 31 баллов – программа усвоена обучающимися на высоком уровне
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне
25 – 21 баллов – программа усвоена обучающимися на минимальном уровне
25
Общее
количество баллов
Уровень
усвоения
програм-мы
Уровни и критерии оценки умений и навыков у обучающихся по окончании стартового уровня 1 года обучения
Уровень усвоения
Раздел программы
Вводное занятие.
Меры
безопасности при
проведении
стрельб.
Классификация
оружия и их виды.
Методика
обучение по
стрельбе из видов
оружия.
Высокий уровень
(5 баллов)
Достаточный уровень
(4 балла)
Теоретические знания. Обучающийся
знает краткую историю классификации
оружия и умеет применять знания на
практике. Правильно организовывает
свое рабочее место, знает инструменты
и приспособления, их назначение,
применение и порядок хранения. Знает
правила поведения в кабинете, правила
техники безопасности в процессе
работы.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Теоретические знания. Обучающийся
недостаточно хорошо знает историю
классификации оружия не в полной мере
применяет знания на практике.
Обучающийся правильно организовывает
свое рабочее место, знает инструменты и
приспособления, их назначение, применение
и порядок хранения. Знает правила поведения
в кабинете, правила техники безопасности в
процессе работы.
Владеет теоретическими знаниями согласно
программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Обучающийся знает меры
безопасности при проведении стрельб,
умеет применять знания на практике.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Обучающийся испытывает небольшие
затруднения мер безопасности при
проведении стрельб, не в полной мере
применяет знания на практике.
Владеет теоретическими знаниями согласно
программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
26
Минимальный уровень
(3 балла)
Теоретические знания. Обучающийся
слабо знает историю классификации
оружия не применяет знания на
практике.
Обучающийся правильно
организовывает свое рабочее место,
знает инструменты для работы, их
назначение, применение и порядок
хранения. Знает правила поведения в
кабинете, правила техники
безопасности в процессе работы.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе, не в полном
объеме. Отвечает менее, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Обучающийся испытывает
затруднения мер безопасности при
проведении стрельб, не применяет
знания на практике.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе, не в полном
объеме. Отвечает менее, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Порядок
выполнения
упражнения по
стрельбе из
пневматической
винтовки.
Обучающийся
самостоятельно
правильно
отвечает
на
вопросы
педагога.
Обучающийся решает практическую
работу по теме Порядок выполнения
упражнения
по
стрельбе
из
пневматической винтовки.
Владеет
теоретическими
знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Обучающийся
правильно
выполняет
практическую работу по самостоятельно
подобранным вопросам по теме Порядок
выполнения упражнения по стрельбе из
пневматической винтовки или с помощью
педагога. Допускает незначительные ошибки.
Владеет теоретическими знаниями согласно
программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Обучающийся выполняет практическую
работу по выбранной теме Выполнение
практических упражнений по стрельбе
из
пневматической
винтовки.
Предложенные
обучающемуся
варианты правильно применяет их на
практике.
Работа выполнена без
ошибок, замечаний.
Требования к
Обучающийся
самостоятельно
обучающимся при правильно выполняет практическую
выполнении
работу по выбранной теме Требования к
упражнений по
обучающимся
при
выполнении
пулевой стрельбе. упражнений.
Предложенные
обучающемуся варианты правильно
применяет их на практике.
Работа
выполнена без ошибок, замечаний.
Стрелковые игры. Обучающийся выполняет практическую
работу по теме Стрелковые игры.
Самостоятельно выполняет упражнения
норматива ГТО «Пулевая стрельба».
Предложенные
обучающемуся
Обучающийся
выполняет
практическую
работу по выбранной теме Выполнение
практических упражнений по стрельбе из
пневматической винтовки с помощью
педагога. Предложенные обучающемуся
варианты применяет с незначительными
погрешностями. Самостоятельно исправляет
ошибки.
Обучающийся
выполняет
практическую
работу по выбранной теме Требования к
обучающимся при выполнении упражнений,
самостоятельно или с помощью педагога.
Допускаются
незначительные
ошибки,
которые самостоятельно исправляются.
Выполнение
практических
упражнений по
стрельбе из
пневматической
винтовки.
Обучающийся
выполняет
практическую
работу
по
теме
Стрелковые
игры,
самостоятельно или с помощью педагога.
Допускаются
незначительные
ошибки,
которые самостоятельно исправляются.
27
Обучающийся
выполняет
практическую
работу
по
самостоятельно
подобранным
вопросам
по
теме
Порядок
выполнения упражнения по стрельбе
из
пневматической
винтовки
с
помощью педагога. Работа выполнена
с замечаниями. Допускает ошибки.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе, не в полном
объеме. Отвечает менее, чем на 50 %
задаваемых вопросов.
Обучающийся
выполняет
практическую работу по выбранной
теме
Выполнение
практических
упражнений
по
стрельбе
из
пневматической винтовки с помощью
педагога.
Предложенные
обучающемуся варианты выполнены с
замечаниями. Допускает ошибки.
Обучающийся
выполняет
практическую работу по выбранной
теме Требования к обучающимся при
выполнении упражнений, допускаются
ошибки, исправленные с помощью
педагога.
Предложенные
обучающемуся варианты выполнены с
замечаниями.
Обучающийся
выполняет
практическую
работу
по
теме
Стрелковые
игры,
допускаются
ошибки, исправленные с помощью
педагога.
варианты правильно применяет их на
практике.
Практическая
работа
выполнена без замечаний и ошибок.
Участие
обучающихся в
конкурсах и
соревнованиях.
Участие или призовое место в
конкурсах, соревнованиях, фестивалях
всероссийского, республиканского,
муниципального уровня.
Предложенные
обучающемуся
варианты выполнены с нарушениями и
замечаниями. Не соблюдаются меры
безопасности
при
выполнении
упражнения пулевой стрельбы.
Участие или призовое место в конкурсах,
Участие в конкурсах, соревнованиях,
соревнованиях, фестивалях республиканского фестивалях муниципального уровня.
уровня.
28
3.2. Методические материалы
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный стрелок»
Блок методико-прикладных средств
№
п/п
Название
темы
(раздел)
1 год обучения.
1
Методика
обучение по
стрельбе из
видов оружия.
Меры
безопасности
при
проведении
стрельб.
2
Порядок
выполнения
упражнения
Форма
занятия
Методы и
приемы
Дидактический
материал
Методическое оснащение УМК
Средства
Учебно - методические пособия
обучения
Занятие –
групповое.
Теоретичес
кое,
лекция.
Диагности
ческое.
Наглядноиллюстративный метод.
Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный
метод.
Проблемный
метод.
Правила поведения
обучающихся при
нахождении в
кабинете. Техника
безопасности при
работе с материалами
и инструментами
Фотоматериалы.
Знакомство с
инструментами и
материалами.
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Занятие –
групповое,
практичес-
Наглядноиллюстративный метод.
Наглядноиллюстрированный
материал: казацкие
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
29
Российская энциклопедия по охране
труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007.
Т. 1: А—К. — 440 с.: ил.
Т. 2: Л—Р. — 408 с.: ил.
Т. 3: С—Я. — 400 с.: ил.
Наглядные пособия: показ
материально-технической базы,
демонстрационные учебнонаглядные пособия: показ образцов
учебных масса-габаритных моделей
оружия АК-74, пневматической
винтовки МС-512, , МР-61С калибр
4,5 мм; макет гранат Ф-1; РГД-5.
Наглядные пособия:
наглядные пособия: показ образцов
учебных масса-габаритных моделей
Вид и форма
контроля,
форма
предъявления
результата
Теоретическая
- в форме
проведения
опроса.
Теоретическая
- в форме
заданий по
по стрельбе из
пневматическ
ой винтовки.
кое,
теоретичес
кое,
лекция.
Словесный
метод.
Практический
метод.
трубки; награды
ветеранов Великой
Отечественной войны;
книги до 1961 года
издания; пули,
пуговицы, монеты
времён Крымской
войны и др.
экспонаты. Ссылка на
сайт: http://schoolzaozernoe.ru/shkolnyy_
kraevedcheskiy_muzey/
30
оружия АК-74, пневматической
винтовки МС-512, , МР-61С калибр
4,5 мм; макет гранат Ф-1; РГД-5.
Литература для педагога
Методический материал для
проведение лекции «Порядок
выполнения упражнения по
стрельбе из пневматической
винтовки».
Материалы семинара «Методика
обучения точному выстрелу, в том
числе в сложных условиях».
Литература для детей
1. А.Д. Дворкин «Стрельба из
пневматических винтовок».
2. Сборник руководящих
документов по стрелковому спорту.
3. Правила соревнований по
пулевой стрельбе.
4. ДО г. Москвы ЦВП и ГВ
методические материалы и
нормативные документы «Основы
подготовки к военной службе».
5. ДО г. Москвы ЦВП и ГВ
«Методические рекомендации по
организации учета, хранения и
выдачи оружия и боеприпасов».
выявлению
знаний и
умений
обучающихся
3
Требования к
обучающимся
при
выполнении
упражнений
по пулевой
стрельбе.
Занятие –
групповое.
Теоретичес
кое,
лекция.
Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный
метод.
Практический
метод.
Презентация на тему
Требования к
обучающимся при
выполнении
упражнений
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Наглядные пособия:
Фотоматериалы, схемы
Литература для педагога
Шилин Ю., Насонова А.
Спортивная пулевая стрельба.
Учебное пособие – М.: Изд.
Дивизион, 2012.
Юрьев А.А. Пулевая спортивная
стрельба – М.: Изд. Воениздат.
1976.
4
Стрелковые
игры.
Занятие –
групповое,
теоретичес
кое,
комбиниро
ванное.
Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный
метод.
Презентация, видео
Порядок выполнения
Сдачи нормативов
ГТО «Пулевая
стрельба»
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Наглядные пособия:
Практическое
Фотоматериалы, рисунки, эскизы.
занятие
Литература для педагога
Вайнштейн Л.М, Основы
стрелкового мастерства – М.:
ДОСААФ, 1960.
Правила соревнований. Пулевая
стрельба – М.: изд. Советский спорт,
2006.
Теоретическая
- в форме
выполнения
задания и
практическая в форме
заданий по
выявлению
знаний и
умений
обучающихся.
Методическое обеспечение программы.
Педагог подачу нового теоретического материала осуществляет следующими методами: рассказа; беседы; показа с
объяснением и демонстрацией наглядных пособий.
Перед выполнением практических упражнений педагог проводит словесное разъяснение техники исполнения.
В течение практической части занятия педагог осуществляет текущий контроль качества и правильности выполнения
заданий. По окончании изучения каждой новой темы педагог проводит фронтальный опрос обучающихся и
контрольные стрельбы.
При завершении изучения конкретного раздела курса педагог осуществляет рубежный контроль путем устного опроса
обучающихся по всем пройденным темам, проводит квалификационные соревнования.
31
Педагог стрелковой секции проводит собеседование с родителями при наборе детей в группы, делает краткий обзор
тематики курса, знакомит с режимом занятий. При проявлении интереса со стороны родителей к содержанию программы
курса педагог приглашает их посетить занятия вместе с детьми. Если возникает необходимость, педагог стрелковой секции
проводит индивидуальные встречи с родителями. На каждом занятии, по окончании стрельбы, обучающиеся получают
свою мишень с оценкой или замечаниями педагога.
Таким образом, родители всегда имеют возможность познакомиться с успехами своих детей на занятиях в стрелковой
секции. Обеспечение безопасности учебных занятий и соревнований. Обеспечение безопасности в процессе проведения
учебно-тренировочных занятий является первостепенной задачей преподавателя.
Меры по обеспечению безопасности включают:
• контроль освоения занимающимися правил обращения с оружием, боеприпасами и поведения на стрельбище;
• формирование у занимающихся прочных навыков правильного обращения с оружием и патронами и воспитание у них
нетерпимого отношения к нарушениям правил окружающими;
• контроль преподавателя за действиями занимающихся и обеспечение страховки при занятиях начинающих;
• исключение самостоятельных тренировок начинающих и неквалифицированных стрелков;
• оформление тира плакатом с правилами поведения и безопасного обращения с оружием. Обращение с пневматическим
оружием требует такой же внимательности, как и любое другое. Следует помнить, что выстрелом из пневматического
оружия можно не только ранить человека, но и лишить его жизни. Поэтому необходимо четко усвоить и выполнять
следующие основные Правила обращения с оружием Правила поведения на стрельбище.
Все перечисленные пункты правил требуют детального разъяснения с приведением конкретных примеров из практики
стрельбы. Начинающие стрелки должны четко осознать, что неумелое обращение с оружием представляет крайнюю
опасность не только для самого обучающегося, но и для окружающих его людей, и что несоблюдение элементарных правил
безопасного обращения с оружием рано или поздно приводит к непроизвольному выстрелу и несчастному случаю.
32
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Приложение 1
1. Меры безопасности и правила выполнения стрельбы из пневматического оружия
Линия мишеней оборудуется только на глухой стене помещения, где нет дверей. На входной двери тира обязательно надо
сделать прочный внутренний запор.
Недопустимо пренебрежительное, легкомысленное обращение с пневматическим оружием. Это может привести к
трагическим последствиям. Пули выбрасываются из ствола винтовок повышенного качества со скоростью до 170 м/с и
летят на расстояние до 150 м. Поэтому необходимо строго соблюдать все меры безопасности, как и при стрельбе из
огнестрельного оружия. Перед каждой стрельбой надо обязательно проводить наружный осмотр оружия и подтягивать
крепежные винты.
Для проверки отсутствия пули в канале ствола необходимо открыть ствол и повернуть его вниз на угол около 30 ,
преодолев упругость боевой пружины, но не ставить боевой взвод поршня на шептало. Затем, удерживая ствол в
повернутом на 30 положении, посмотреть на свет в канал ствола и убедиться, что пули нет. Медленно опустить ствол и
положить оружие на стол или поставить в пирамиду.
2. Меры безопасности при стрельбе в тире
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1.Брать и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы.
2. Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие на людей, в стороны и в тыл.
3. Трогать спусковой крючок во время заряжения до прицеливания и после стрельбы.
4. Оставлять заряженное оружие без присмотра.
33
5. Выносить заряженное оружие с огневого рубежа.
6. Хранить оружие в заряженном состоянии.
7. Шуметь и отвлекаться от стрельбы.
8. Находиться на огневом рубеже посторонним.
9. Трогать чужое оружие.
СТРЕЛОК ОБЯЗАН:
1. Выполнять все команды руководителя стрельбы.
2. Держать даже незаряженное оружие только стволом в направлении стрельбы, а при переходах – стволом вверх,
удерживая его около мушки.
3. Стрелять только после команды «СТАРТ» и до команды «СТОП».
4. О неисправности оружия докладывать руководителю стрельбы.
5. Прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека.
6. После стрельбы убедиться, что оружие разряжено.
7. Бережно относиться к оружию.
Обучающимся необходимо помнить, что пули свинцовые, и поэтому нельзя после стрельбы, трогать руками лицо,
протирать глаза, а также дотрагиваться до одежды и мебели, так как свинец вреден и оставляет следы. После стрельбы
надо тщательно вымыть руки.
34
Приложение 2
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ В ПНЕВМАТИЧЕСКОМ ТИРЕ
Действия и команды руководителя стрельбы и дежурных по тиру
1. Руководитель стрельбы проверяет подготовку тира. Командует:
«ОЧНРЕДНАЯ СМЕНА, ЗАХОДИ». Дежурный у входа впускает
очередную смену.
2. Объясняет упражнение и напоминает меры безопасности. Командует:
«НА ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ШАГОМ МАРШ!»
3. Командует «РАЗДАТЬ ПУЛИ». Раздатчик пуль выдает пули
согласно упражнению
4. Командует «ПРИГОТОВИТЬСЯ». Проверяет готовность к стрельбе
и помогает устранить ошибки изготовки
5. Командует «ЗАРЯЖАЙ». «СТАРТ». Все время следит за
правильностью стрельбы и соблюдением мер безопасности при
стрельбе. Устраняет ошибки стрелков
Действия стрелков стреляющей смены
Стрелки очередной смены заходят в тир и становятся напротив
указанного оружия на линии предварительного старта.
Подходят на огневой рубеж. Проверяют целость контровки прицела
краской или лейкопластырем.
Проверяют количество пуль и качество пуль, дефектные заменяют
Изготавливаются к стрельбе согласно упражнению и устраняют
ошибки
Отстреливаются полученными пулями. Открывают ствол на 30 (но не
ставят боевой взвод на шептало!), проверяют на свет отсутствие пули в
канале ствола, осторожно кладут оружие в направлении стрельбы. При
отказе оружия – докладывают руководителю стрельбы
6. Командует «СТОП» - при необходимости прервать стрельбу, Прекращают стрельбу и, если будет команда, разряжают оружие и ждут
«РАЗРЯДИТЬ ОРУЖИЕ» - если надо окончит стрельбу
последующих команд
7. После окончания стрельбы всей смены и проверки открытия стволов Подходят к своей мишени, не трогая ее, находят свои пробоины
всего оружия командует:
«К МИШЕНЯМ ШАГОМ МАРШ!»
8. Проверяет мишени, объясняет результат стрельбы
При подходе руководителя стрельбы докладывают: «СТРЕЛОК…
(фамилия)». Выясняют ошибки
9. Командует: «КРУГОМ, ИЗ ТИРА ШАГОМ МАРШ!». Дежурный у Поворачиваются и выходят из тира
входа выпускает отстрелявших
35
3.3. Календарно-тематическое планирование
Стартовый уровень группа 1 год обучения
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Введение
Меры обеспечения безопасности при проведении
стрельб.
1
1
3.
История развития стрелкового спорта.
1
4.
Материальная часть оружия и основы стрельбы
2
5.
Основы техники стрельбы.
2
Определение расстояния до цели
2
Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической
винтовки с опорой на стол, на стойку. Производство
холостого выстрела.
3
Тренировка в изготовке для стрельбы лежа с упора.
2
История стрелкового оружия времен Великой
Отечественной войны.
1
Тренировка в технике для стрельбы стоя.
3
Тренировка стрельбы с колена.
3
1.
2.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Дата проведения
по плану
фактическая
Формы промежуточного
контроля/итоговой
аттестации
педагогическое
наблюдение, опрос знаний
выполнение нормативов,
тестирование
практические
навыки и умения
педагогическое
наблюдение
практические
навыки и умения
педагогическое
наблюдение
практические
навыки и умения
педагогическое
наблюдение
практические
навыки и умения
36
12.
практические
Стрельба из пневматического пистолета по мишеням
на 5 м.
2
Секреты стрелкового мастерства
4
14.
Правила соревнований.
1
опрос знаний
15.
Общая физическая подготовка.
1
практические
13.
навыки и умения
практические
навыки и умения
навыки и умения
16.
Подготовка к соревнованиям.
3
практические
навыки и умения
17.
ИТОГО на стартовом уровне
2
выполнение норматива
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный стрелок»
№
п/п
Причина корректировки
Дата
37
Согласование с заместителем директора по
воспитательной работе (подпись)
3.5. План воспитательной работы с обучающимися детского объединения «Юный стрелок»
на 2025-2026 учебный год
Направление
воспитательной
работы
Гражданское
воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей
Мероприятия
Дата проведения
мероприятия
Место проведения
Беседа «Символы России», «Символы Крыма».
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Беседа на тему «День народного единства».
Ноябрь
МБОУ «ЗСШ»
Беседа, посвященная Дню защитника Отечества.
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Апрель-май
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
Сентябрь
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Март-Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Мероприятие, посвященное 78-летию Великой Победы
в ВОВ.
Беседа о традициях и обычаях празднования Рождества
Христова. Старинные народные гадания.
Фестиваль творческих детских работ «На радость
мам». Беседа «Семья и семейные ценности».
Благотворительность «Спеши делать добро». Беседа.
Приобщение детей Новогодние посиделки в духе народных традиций.
к культурному
наследию
Посещение выставки «Наследники традиций».
Популяризация
научных знаний
среди детей
Эстетическое
воспитание
Экскурсия «Исторические памятники Евпатории» ко
Дню Победы.
Беседа «Всемирный день авиации и космонавтики».
Май
МБОУ «ЗСШ»
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Беседа «Моя любимая книга».
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Беседа «Твой внешний вид».
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
В течении года
МБОУ «ЗСШ»
День добрых дел.
38
Отметка о
выполнении
Беседа о повторении элементарных правил этикета.
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья
Январь
1.Разъяснительные профилактические беседы:
- Месячник профилактики ДТП.
- По противопожарной безопасности.
- профилактика коронавирусной инфекции.
- По профилактике отравлений грибами и ядовитыми
растениями.
- По профилактике гриппа и простудных заболеваний.
- Об опасности применения легко воспламеняющихся и
взрывоопасных предметов, петард.
Сентябрь
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
Ноябрь
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Январь
МБОУ «ЗСШ»
- По профилактике ОРВИ, гриппа и коронавирусной
инфекции.
- По профилактике заболеваний туберкулезом.
- Поведение ребенка в чрезвычайных ситуациях.
Октябрь, Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
- По профилактике заболеваний клещевым
энцефалитом.
- По безопасному поведению на воде.
- Здоровое питание, здоровый образ жизни.
2. Беседы по правилам поведения при угрозе
осуществления террористического акта и
профилактические беседы:
- «Терроризм – это…»
- «Что делать при получении подозрительных
почтовых отправлений».
- «Что делать при обнаружении подозрительного
предмета».
- «Что делать при поступлении угрозы по телефону».
- «Что делать в случае угрозы захвата в заложники».
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
- Профилактика травматизма в быту.
- По безопасности на воде и льду.
39
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение
Экологическое
воспитание
Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах
- «Что делать, если стреляют».
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
- «Что делать для того, чтобы уцелеть от взрыва».
- «Что делать при поступлении угрозы в письменном
виде».
- «Как вести себя в городе, где существует угроза
террористических актов».
Выполнение творческих работ для подведения итогов.
Март
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
В течение учебного
года
Май
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
В течение года
МБОУ «ЗСШ»
В течение года
МБОУ «ЗСШ»
Беседа о преимуществах профессии военнослужащего
ВС РФ.
Беседа на тему «Всемирный день защиты животных».
Проведение беседы об охране природы.
Проведение на занятиях «минуток безопасности» с
напоминанием, обучающимся о необходимости
соблюдать ПДД, обращать внимание на погодные
условия и особенности улично-дорожной сети.
Статистика
ДТП.
Напоминание
о
мерах
предосторожности. Дорога в школу.
40
МБОУ «ЗСШ»