ЮП 5К

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «ЗСШ»)

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №3
от «30» мая 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Тагировой И.В.
«03» июня 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЗСШ» № 189
от«03» июня 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель

Петухов Владимир Александрович

Учебный год

2024-2025

Класс

5К

Название учебного предмета

Юный пожарный

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный»
(сокращенное наименование движения - ВДЮОД «Юный пожарный») организовано по инициативе
Всероссийского добровольного пожарного общества и функционирует при поддержке ВДПО, в том
числе материально-финансовой. Движение является Всероссийским и распространяет свою
деятельность на территории субъектов Российской Федерации, представляет собой добровольное
массовое объединение детей и молодежи. Движение «Юный пожарный» осуществляет свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами
Российской Федерации.
Сфера деятельности ВДЮОД «Юный пожарный» определена Положением о Всероссийском
детско-юношеском общественном движении «Юный пожарный», принятым постановлением ЦС
ВДПО от 23 мая 2014 г. № 535. Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, в редакции приказа
Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 года №
1577), Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации.
Примерная программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам
пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению
пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и осуществлению помощи
в области противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» является
вариативной составной частью ООО.
Актуальность данной программы.
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая
любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят
костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые
неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные
правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы
стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе
создан кружок внеурочной деятельности дружина юных пожарных «ДЮП», который имеет
социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к
возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более
700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и
эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это
свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.

2

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем,
обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных
пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях,
уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной
ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров,
а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения,
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к
физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к
самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих
принципов:
⎯ гуманистических
начал,
многообразия
и
вариантности
форм
организации
жизнедеятельности и образования детей;
⎯ непрерывность образования и воспитания;
⎯ воспитывающего обучения;
⎯ приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и
психофизиологических личностных особенностей;
⎯ обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и
развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5К кадетского класса по профилю МЧС, занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 часа.
Количество воспитанников в дружине – 9-15 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и
интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель:
▪ воспитание обучающегося правилам поведения при пожаре;
▪ формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития;
▪ патриотическое воспитание подрастающего поколения;
▪ социальное становление личности ребенка;
▪ формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
▪ создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и
средне-специальных учебных заведениях МЧС Российской Федерации.
3

Задачи:
сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией,
сообщением);
⎯ воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
⎯
⎯
⎯
⎯

1. Воспитательные:
⎯ воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
⎯ воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
⎯ воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
⎯ дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
⎯ дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
⎯ научить основам строевой подготовки;
⎯ приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
⎯ развитие детского технического творчества,
⎯ развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
⎯ развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Работа кружка внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» (далее – «ДЮП»)
может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации
работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на
самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках
школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка
представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность
учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности,
направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности.
Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка внеурочной деятельности «ДЮП» включает в себя 3 этапа:
I.Теоретический этап накопления знаний;
II.Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
III.Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному
направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
Рабочая программа внеурочной деятельности, содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
4. Тематическое планирование.
5.Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»
5К класс
Вводное занятие
Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.
История создания пожарной охраны России и МЧС России.
Пожары, их признаки и последствия.
Основные понятия о горении.
Опасные факторы пожара.
Первая помощь пострадавшим при пожарах.
Устройство огнетушителей
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности
Знаки пожарной безопасности
Виды пожаров.
Правила поведения при пожарах.
Пожарная техника и костюм пожарного.
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях
Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
Игра-викторина «Опасный огонёк»
Экскурсия в пожарную часть.
Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе», составление Акта.
Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период.
Изучение планов эвакуации.
Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Соревновательная деятельность.
Подведение итогов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»
5К класс
Результаты внеурочной деятельности учебного предмета «Юный пожарный» направлены на
формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно
воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их
наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде
может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и
чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
5

Планируемые результаты:
• умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
• воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному
здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества
и государства;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из
различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной
опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей.
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами программы, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

6

опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации
опасных и чрезвычайных ситуаций), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.

7

Формы проведения занятий: беседа; лекции; практические занятия; игры; викторины;
тестирование; соревнование; экскурсия.
В результате освоения программы обучающийся должен:
Знать:
- основные направления, формы и методы ДЮП;
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и
электрическими приборами;
основные направления работы ГПС;
специфику применения первичных средств пожаротушения;
порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
правила разведения костра в лесу;
- значение профилактической работы с учащимися образовательного
учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и
травматизма детей при пожарах.
Уметь:
- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
- оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и
привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по
ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;
- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по
противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
- взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе
проведения профилактической работы;
- эвакуироваться из здания школы.
- пользоваться видами огнетушителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»
5К класс
№
п/п
1
2

Темы/раздел
урока
Вводное занятие
Оперативная обстановка с
пожарами – обзорная
беседа.

Количество часов,
отводимых на освоение темы
Всего
Теория
Практика
1
1
1

1

Форма
проведения
занятий
беседа
лекция

8

3

4

5

6
7
8
9
10
11

12

13
14
15
16

17

18

История создания
пожарной охраны России и
МЧС России.
Пожары, их признаки и
последствия. Основные
понятия о горении.
Опасные факторы пожара.
Первая помощь
пострадавшим при
пожарах.
Устройство огнетушителей
Внеклассное мероприятие
по пожарной безопасности
Знаки пожарной
безопасности
Виды пожаров.
Правила поведения при
пожарах.
Пожарная техника и
костюм пожарного.
Причины возникновения
пожаров в жилье и
общественных зданиях
Ответственность за
нарушение требований
правил пожарной
безопасности.
Оказание первой
медицинской помощи
пострадавшим при пожаре.
Игра-викторина «Опасный
огонёк»
Экскурсия в пожарную
часть.
Проведение рейда
«Пожарная безопасность в
школе»
Разъяснительные работы о
ППБ в пожароопасный
период.
Изучение планов
эвакуации.
Разъяснительная работа
среди учащихся о правилах
эвакуации по плану.

1

2

1

1

-

просмотр
видеороликов

1

практическая
работа

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

-

практическая
работа

практическая
работа
экскурсия в
пожарную часть
опрос
опрос
изготовление
памяток
беседа
лекция

1

1

-

2

2

-

4

1

3

1

1

-

1

-

1

1

-

1

2

-

2

тестовые
задания

практическая
работа
игра-викторина
экскурсия в
пожарную часть
практический
рейд
беседа

практическая
работа
1

-

1

9

19

20

Итого

Система автоматического
пожаротушения и
пожарной сигнализации.
Соревновательная
деятельность.
Подведение итогов.

беседа
2

1

1

2

-

2

34

16

18

соревнование
между
дружинами
Юных
пожарных

ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1.Движение «Юный пожарный» // Официальный сайт ВДПО - Режим доступа:
http://vdpo.ru/main/yunii-pozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
2.Движение «Юный пожарный»: группа в социальной сети «ВКонтакте» - Режим доступа:
https://vk.com/yuniipozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
3.Культура безопасности жизнедеятельности // Официальный сайт МЧС России – Режим доступа:
http://www.culture.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
4.Спас – экстрим// Портал детской безопасности МЧС России – Режим доступа: - Режим доступа
http://www.spas-extreme.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
5.Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ
свободный – Рус. яз.
6.Дети01: информационно-образовательный портал – Режим доступа: www.deti01.ru -Загл. с экрана.
– Доступ свободный – Рус. яз.
7.Пожарная безопасность: федеральная целевая программа РФ до 2017 года – Режим доступа:
http://fire.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
7.Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методический журнал МЧС России –
Режим доступа: http://obj.mchsmedia.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз.
8. Официальный школьный сайт: http://school-zaozernoe.ru/bezopasnost_2/ , раздел пожарная
безопасность http://school-zaozernoe.ru/pozharnaya_bezopasnost/,
9. ДЮП «ВЫМПЕЛ» МБОУ «ЗСШ»: http://school-zaozernoe.ru/druzhina_yunyh_pozharnyh/,
http://school-zaozernoe.ru/kadetskiy_vestnik_vneurochnaya_deyatelnost_yunyy-kadet_spasatel/
10.
Ведомственные
издания
МЧС
России:
Журналы
«Гражданская
защита»
http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/grazhdanskaya-zaschita/issues/08-2023/pages/1/,
«Пожарное
дело»
http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/pozharnoe-delo/issues/08-2023/pages/1/,
«ОБЖ»
http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/osnovyi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/issues/01-2022/pages/1/ ,
газета «Спасатель МЧС России» http://pressa.ru/ru/reader/#/magazines/spasatel-mchs-rossii/issues/342023/pages/1/

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».