МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» (МБОУ «ЗСШ») РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №3 от «30» мая 2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Тагировой И.В. «03» июня 2024 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «ЗСШ» № 189 от«03» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель Петухов Владимир Александрович Учебный год 2024-2025 Класс 8К Название учебного предмета Юный пожарный Количество часов в год 34 Количество часов в неделю 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный» (сокращенное наименование движения - ВДЮОД «Юный пожарный») организовано по инициативе Всероссийского добровольного пожарного общества и функционирует при поддержке ВДПО, в том числе материально-финансовой. Движение является Всероссийским и распространяет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, представляет собой добровольное массовое объединение детей и молодежи. Движение «Юный пожарный» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Сфера деятельности ВДЮОД «Юный пожарный» определена Положением о Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Юный пожарный», принятым постановлением ЦС ВДПО от 23 мая 2014 г. № 535. Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577), Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Примерная программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и осуществлению помощи в области противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» является вариативной составной частью ООО. Актуальность данной программы. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок внеурочной деятельности дружина юных пожарных «ДЮП», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. 2 Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов: ⎯ гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей; ⎯ непрерывность образования и воспитания; ⎯ воспитывающего обучения; ⎯ приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; ⎯ обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения. Программа рассчитана на учащихся 7К кадетского класса по профилю МЧС, занятия проводятся 1 раз в неделю. Время реализации программы – 34 часа. Количество воспитанников в дружине – 9-15 человек. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний. Цель: ▪ воспитание обучающегося правилам поведения при пожаре; ▪ формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; ▪ патриотическое воспитание подрастающего поколения; ▪ социальное становление личности ребенка; ▪ формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; ▪ создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС Российской Федерации. 3 Задачи: сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование; обучать учащихся Правилам пожарной безопасности; воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие; развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением); ⎯ воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде. ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ 1. Воспитательные: ⎯ воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; ⎯ воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; ⎯ воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2. Образовательные: ⎯ дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; ⎯ дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; ⎯ научить основам строевой подготовки; ⎯ приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. 3. Развивающие: ⎯ развитие детского технического творчества, ⎯ развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; ⎯ развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Работа кружка внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» (далее – «ДЮП») может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий. Работа кружка внеурочной деятельности «ДЮП» включает в себя 3 этапа: I.Теоретический этап накопления знаний; II.Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре); III.Пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы. Рабочая программа внеурочной деятельности, содержит следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание программы внеурочной деятельности. 3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. 4. Тематическое планирование. 5.Электронные (цифровые) образовательные ресурсы. 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ» 7К класс Вводное занятие Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа. История создания пожарной охраны России и МЧС России. Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении. Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах. Устройство огнетушителей Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности Знаки пожарной безопасности Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. Пожарная техника и костюм пожарного. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Игра-викторина «Опасный огонёк» Экскурсия в пожарную часть. Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе», составление Акта. Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Соревновательная деятельность. Подведение итогов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ» 7К класс Результаты внеурочной деятельности учебного предмета «Юный пожарный» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. 5 Планируемые результаты: • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства; • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей. Личностные результаты: • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами программы, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в 6 опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. 7 Формы проведения занятий: беседа; лекции; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. В результате освоения программы обучающийся должен: Знать: - основные направления, формы и методы ДЮП; - основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу; - причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами; основные направления работы ГПС; специфику применения первичных средств пожаротушения; порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре; правила разведения костра в лесу; - значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах. Уметь: - оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности; - предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; - оказывать первую медицинскую помощь при пожаре; - убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения; - планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками; - применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности; - реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки; - изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы); - проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста; - взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы; - эвакуироваться из здания школы. - пользоваться видами огнетушителей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ» 7К класс № п/п 1 2 Темы/раздел урока Вводное занятие Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа. Количество часов, отводимых на освоение темы Всего Теория Практика 1 1 1 1 Форма проведения занятий беседа лекция 8 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 История создания пожарной охраны России и МЧС России. Пожары, их признаки и последствия. Основные понятия о горении. Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах. Устройство огнетушителей Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности Знаки пожарной безопасности Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. Пожарная техника и костюм пожарного. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Игра-викторина «Опасный огонёк» Экскурсия в пожарную часть. Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. 1 2 1 1 - просмотр видеороликов 1 практическая работа 3 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 - практическая работа практическая работа экскурсия в пожарную часть опрос опрос изготовление памяток беседа лекция 1 1 - 2 2 - 4 1 3 1 1 - 1 - 1 1 - 1 2 - 2 тестовые задания практическая работа игра-викторина экскурсия в пожарную часть практический рейд беседа практическая работа 1 - 1 9 19 20 Итого Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Соревновательная деятельность. Подведение итогов. беседа 2 1 1 2 - 2 34 16 18 соревнование между дружинами Юных пожарных ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1.Движение «Юный пожарный» // Официальный сайт ВДПО - Режим доступа: http://vdpo.ru/main/yunii-pozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 2.Движение «Юный пожарный»: группа в социальной сети «ВКонтакте» - Режим доступа: https://vk.com/yuniipozharnii – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 3.Культура безопасности жизнедеятельности // Официальный сайт МЧС России – Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 4.Спас – экстрим// Портал детской безопасности МЧС России – Режим доступа: - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 5.Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 6.Дети01: информационно-образовательный портал – Режим доступа: www.deti01.ru -Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 7.Пожарная безопасность: федеральная целевая программа РФ до 2017 года – Режим доступа: http://fire.mchs.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 7.Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методический журнал МЧС России – Режим доступа: http://obj.mchsmedia.ru/ - Загл. с экрана. – Доступ свободный – Рус. яз. 8. Официальный школьный сайт: http://school-zaozernoe.ru/bezopasnost_2/ , раздел пожарная безопасность http://school-zaozernoe.ru/pozharnaya_bezopasnost/, 9. ДЮП «ВЫМПЕЛ» МБОУ «ЗСШ»: http://school-zaozernoe.ru/druzhina_yunyh_pozharnyh/, http://school-zaozernoe.ru/kadetskiy_vestnik_vneurochnaya_deyatelnost_yunyy-kadet_spasatel/ 10. Ведомственные издания МЧС России: Журналы «Гражданская защита» http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/grazhdanskaya-zaschita/issues/08-2023/pages/1/, «Пожарное дело» http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/pozharnoe-delo/issues/08-2023/pages/1/, «ОБЖ» http://пресса.рф/ru/reader/#/magazines/osnovyi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/issues/01-2022/pages/1/ , газета «Спасатель МЧС России» http://pressa.ru/ru/reader/#/magazines/spasatel-mchs-rossii/issues/342023/pages/1/ 10