ОВП 5К

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «ЗСШ»)

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №3
от «30» мая 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Тагировой И.В.
«03» июня 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЗСШ» № 189
от«03» июня 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель

Петухов Владимир Александрович

Учебный год

2024-2025

Класс

5К

Название учебного предмета

Основы военной подготовки

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного предмета внеурочной деятельности «Основы
военной подготовки» (далее-ОВП) разработана для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы основного общего образования и ОДОБРЕНА решением
федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 28 сентября 2021 г. № 4/21). Программа по предмету «Основы военной подготовки»
для 5–9 классов общеобразовательных организаций подготовлена в соответствии с требованиями
ФГОС ООО на основе использования системно-деятельностного подхода и вариативных форм
обучения, в том числе дистанционных.
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы по
учебному предмету (далее – предмету) «Основы военной подготовки» составляют следующие
документы: Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683), Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2021); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 г. № 594 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведении их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (ред. от
09.04.2015), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 11.12.2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся», постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"», постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания"», письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов», приказ Министра обороны Российской Федерации от
21.06.2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со
специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное
училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный
корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием
"военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской
Федерации, и приёма в указанные образовательные организации» с изменениями и дополнениями
от 09. 10. 2015 г.
Предмет «Основы военной подготовки» предназначен для формирования у обучающихся
предрасположенности к военно-профессиональной деятельности, первичных знаний и навыков
2

военного дела, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных
организациях Министерства обороны Российской Федерации, и замещения в них воинских
должностей сержантского состава курсантских подразделений. Содержание предмета направлено
на развитие интеллектуального и творческого потенциала, формирование нравственности,
дисциплинированности и патриотизма, общей культуры, высоких морально-психологических,
деловых и организаторских качеств, осознанного стремления к овладению профессией офицера.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Настоящей Программой определён объём содержания образования по предмету, дано
распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам.
Программа определяет содержание предмета «Основы военной подготовки», основные
методические подходы к обучению, воспитанию и развитию у обучающихся компетенций военной
грамотности.
Программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся по предмету «Основы военной подготовки»;
2) организационно-планирующую,
предусматривающую
выделение
этапов
обучения,
структурирование учебного материала по тематическим модулям, разделам и темам с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики организации учебного процесса и возрастных
особенностей обучающихся.
Программа предмета «Основы военной подготовки» предназначена для организации и
проведения учебных занятий в 5–9 классах Суворовских военных училищ, Нахимовского
военно-морского училища, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских
училищ, в кадетских (морских кадетских) классах общеобразовательных организаций.
Изучение предмета позволяет сформировать комплексное, системное и социально
ориентированное представление о Вооружённых Силах РФ. Кроме того, предмет «Основы военной
подготовки» знакомит обучающихся не только с основами военной профессии, но готовит к
будущей военно-профессиональной деятельности.
Содержание военного образования формирует у обучающихся знания основ службы в
Вооружённых Силах РФ, а также умения выполнять действия, соответствующие военной практике.
Изучение предмета на ступени основного общего образования направлено на формирование у
обучающихся представлений о специфике военной службы. Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Изучение предмета «Основы военной подготовки» предусматривает межпредметные связи с
литературой, историей, географией, математикой, физикой, иностранным языком и др. Формой
межпредметной интеграции может быть как использование тематического содержания данных
предметов в рамках «Основ военной подготовки», так и осуществление совместных исследований и
проектов.
Для формирования выраженной устойчивой мотивации при проведении занятий по предмету
«Основы военной подготовки» могут быть использованы современные интерактивные формы
учебных занятий: военная спортивно-интеллектуальная игра, игра «Зарница», научно-практические
3

конференции, уроки на научно-технических и военно-промышленных предприятиях региона, в
воинских частях ВС РФ, музеях.
Важнейшей особенностью военного образования является система мероприятий и проектов,
реализуемых общественными организациями, такими как Всероссийское движение школьников (в
том числе военно-патриотическое движение «Юнармия»), общество «Знание» и др.
Главное место среди них должно быть отведено таким новым формам работы, как
интерактивные экспозиции, образовательные проекты в сети Интернет, в том числе
добровольческие и волонтёрские.
Новые формы образования должны сопровождаться использованием наиболее действенных из
традиционных форм работы – проведением экскурсий и походов, организацией слётов военной
направленности и соревнований по военно-спортивному и военному многоборью, развитием и
поддержкой олимпиадного движения, проведением интеллектуальных турниров, квестов и
дискуссионных клубов.
Программа внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» изучается в 5К кадетском
классе из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Рабочая программа внеурочной деятельности, содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
4. Тематическое планирование.
5. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
5К класс
Содержание предмета «Основы военной подготовки» для основной школы является базой для
изучения военного дела в общеобразовательной организации. Таким образом, предмет «Основы
военной подготовки» — это важное звено в системе непрерывного военного образования.
МОДУЛЬ. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (5ч)
Тема 1. Строи и управление ими (1 ч)
Изучение общих положений Строевого устава. Команды управления и порядок их подачи.
Обязанностей командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия (2ч)
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Повороты на
месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением
скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без
оружия.
Тема 3. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) (2ч)
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в
движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ»,
4

«Ремень ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ».
МОДУЛЬ. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (4ч)
Тема 1. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества (1ч)
История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России.
Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Воинские звания
военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые
основы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и ритуалы
Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых сил
Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная
техника Сухопутных войск. Военно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВКС. Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная
техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав и предназначение.
Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские формирования, не входящие в состав видов
и родов Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 2. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации (1ч)
Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий
общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских частях и
подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права военнослужащих. Общие
обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Ответственность военнослужащих. Взаимоотношение между военнослужащими. Единоначалие.
Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и
выполнение. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении военнослужащих.
Обязанности заместителя командира взвода, командира отделения, солдата (матроса). Размещение
военнослужащих, общее положение. Содержание помещений и территории. Отопление,
проветривание и освещение. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной
деятельности военнослужащих. Общие положения. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка
(практическое занятие). Увольнение из расположения части. Обязанности обучающихся в
увольнении. Суточный наряд (общие положения). Подготовка суточного наряда, развод суточного
наряда. Дежурный по роте. Дневальный по роте. Безопасность военной службы. Общие положения
и основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Подъём по тревоге –
сигналу «Сбор» (практическое занятие). Особенности внутренней службы при расположении войск
в полевых условиях/в лагерях (общие положения).
Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы ВС Российской Федерации (1ч)
Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Гарнизонный наряд (общие
положения). Гарнизонный патруль. Организация караульной службы и подготовка караулов (общие
положения). Подготовка караулов. Права и обязанности лиц караула. Разводящий и его
обязанности. Часовой и его обязанности. Смена часовых (практическое занятие).
Тема 4. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации (1ч)
Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации. Воинская
дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению требований
воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности командиров и
5

начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права командиров (начальников)
по применению поощрений (до командира роты включительно). Поощрения, применяемые к
солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к обучающимся. Порядок применения
поощрений. Взыскания за нарушение воинской дисциплина и правил поведения обучающихся.
Права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания (до командира роты
включительно) на подчиненных солдат (матросов), сержантов, офицеров, а также на обучающихся.
Порядок наложения и приведение в исполнение дисциплинарных взысканий. Применение ареста к
военнослужащим и проведение в исполнение. Учёт поощрений и дисциплинарных взысканий.
Порядок заполнения служебной карточки (практическое занятие). Об обращениях (предложениях,
заявлениях и жалобах). Порядок их подачи и рассмотрения. Ответственность командиров за
своевременное принятие мер по обращению военнослужащих.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ (7ч)
Тема 1. История развития отечественного стрелкового оружия (1 ч)
Развитие стрелкового оружия и принятие его на вооружение русской армии. Классификация и
перспективы устройства современного автоматического оружия.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты (1ч)
Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной разборки и
сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов
и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при
стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74). Изучение отличий по сравнению
с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и патронов. Порядок чистки и смазки оружия.
Меры безопасности. Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В) – назначение, боевые свойства,
общее устройство и понятие о работе гранатомёта. Порядок разборки и сборки. Назначение,
устройство частей, механизмов и принадлежностей. Назначение, устройство и принцип действия
гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомёта. Порядок хранения гранатомёта и гранаты, уход на
ними и сбережение. Меры безопасности при обращении с гранатой и при стрельбе из гранатомёта.
Снайперская винтовка Драгунова (СВД) – назначение, боевые свойства. Принцип устройства и
действие автоматики. Оптические прицелы для СВД.
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты (1ч)
Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной
гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа.
Тема 4. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб (4ч)
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и
тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах.
Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со
стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 упражнения начальных
стрельб (УНС) и гранатометаний. Контрольное занятие.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ (2ч)
Тема 1. Инженерное имущество (1ч)
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка
инструмента.
6

Тема 2. Маскировка (1ч)
Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем
достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия о современных
средствах разведки, наблюдения и меры маскировки от них. Табельные и подручные средства
маскировки и их использование для маскировки личного состава, боевой техники и инженерных
сооружений.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ
И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (3ч)
Тема 1. История развития оружия массового поражения (1ч)
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в
современном бою.
Тема 2. Средства индивидуальной защиты (1ч)
Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их
в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом команды. Выполнение
нормативов.
Тема 3. Оказание помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием (1 час)
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования
им. Правила поведения на зараженной местности.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ (3ч)
Тема 1. Средства связи (1ч)
Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной связи.
Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные
требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их назначение
и краткая характеристика.
Тема 2. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов (1ч)
Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. Передача команд
(сигналов) и постановка задач по радио.
Тема 3. Основы управления в бою (1ч)
Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их
подачи различными способами. Защита средств связи от средств поражения противника. Защита
технических средств разведки, радиомаскировка. Мобильные средства связи ротной сети.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (5ч)
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных войск Российской Федерации (1ч)
Показ вооружение и военной техники выставленной на территории училища/военной части.
(Целесообразно к проведению занятия привлекать командование училища/военной части и
проводить в составе роты).
Тема 2. Основы современного общевойскового боя (1ч)
7

Виды боя, их характеристики. Обязанности солдата, командира отделения, гранатометчика и
пулемётчика в бою. Сущность управления и требования, предъявляемые к нему. Порядок и
содержание работы командира отделения в бою. Управление отделением в ходе боя. Походный,
предбоевой и боевой порядок. Манёвр огнём и подразделением в бою.
Тема 3. Отделение в наступлении (1ч)
Цель наступления, способы перехода в наступление. Боевая задача отделения в наступлении.
Боевой порядок отделения в наступлении. Ведение наступления.
Раздел 2. Действия солдата в бою
Тема 4. Действия солдата в бою (2 часа)
Управление одиночным военнослужащим в бою. Сигналы управления флажками и фонарем.
Порядок управления военнослужащим в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Способы
передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием). Использование местности и
местных предметов при передвижении. Выполнение нормативов. Выбор и оборудование места для
одиночного окопа и его маскировка. Подготовка к ведению огня. Наблюдение за полем боя.
Действие при нахождении под артиллерийским огнём противника. Ведение огня по команде
командира и самостоятельно. Уничтожение атакующего и ворвавшегося в траншею противника.
Смена огневой позиции (места для стрельбы). Осуществление маневра огнём и личным составом
отделения. Подготовка к атаке: пополнение боеприпасов, снаряжение гранат, наблюдение за
сигналами командира. Выскакивание из траншеи и движение в атаку различными способами.
Преодоление заграждений. Атака первой траншеи противника, ведение огня и забрасывание его
гранатами. Бой в траншее, ходе сообщения, уничтожение противника огнём в упор и в рукопашном
бою, преследование отходящего противника.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ (1ч)
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки (1ч)
Предмет и задачи военной топографии. Местность как элемент боевой обстановки. Тактические
свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные
изменения тактических свойств местности.
МОДУЛЬ. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ (3ч)
Тема 1. Личная и общественная гигиена военнослужащих (1ч)
Основы личной и общественной гигиены. Выполнение обучающимися основных требований
личной и общественной гигиены. Предупреждение кожно-гнойничковых заболеваний. Закаливание
организма.
Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих (2ч)
Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет перевязочный, индивидуальный. Их
предназначение, порядок и правила пользования.
МОДУЛЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (1ч)
Тема 1. Интересы предпочтений (1 час)
Изучение профессиональных предпочтений и интересов человека. Соотнесение склонностей,
способностей и интересов с различными конкретными профессиями.
8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
5К класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Основы военной подготовки»
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ
основного общего образования:
1) личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
2) метапредметным, включающим: освоение обучающимися межпредметных понятий
(используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её целевой аудитории;
3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета
научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
9

совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
10

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во
взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания
образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать
конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с
определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего
образования должны отражать:
1) овладение универсальными учебными познавательными действиями:
• базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
11

при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
• базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и
достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
• работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
• общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
• совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
12

совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3) Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
• самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
• самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели
и условиям;
• эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
• принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования
с учётом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне
13

образования.
Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования
обеспечивают возможность изучения учебных предметов, в том числе по индивидуальным учебным
планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного
освоения обучающимися иных учебных предметов, включая формирование у обучающихся
способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки,
характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса,
использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач
(далее свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности.
Предметные результаты по предмету «Основы военной подготовки» должны обеспечивать
умение:
1)
выбирать источники тематической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
2)
анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ, их
основные требования;
3)
применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей
военнослужащих и требований к обучающимся;
4)
описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического, биологического
и зажигательного оружия;
5)
точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении
службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации и
обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
6)
ориентироваться
в
источниках
тематической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию;
7)
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и
другим источникам;
8)
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
9)
представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика,
тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
10)
использовать различные источники тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и
закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации
объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт
количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление
простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
тематической информации;
11)
различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных
14

характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
12)
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта,
ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из
внутренней и внешней баллистики;
13)
использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения
стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;
14)
владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;
15)
применять на практике основы военной топографии;
16)
читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;
17)
определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;
18)
совершать движение по азимуту днём;
19)
составлять схемы местности и карточку огня отделения;
20)
описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также организацию,
вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных армий;
21)
определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального
окопа, окопа на отделение;
22)
выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
23)
выполнять нормативы по тактической подготовке;
24)
подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;
25)
использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
26)
соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять
средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи
пострадавшим и раненым;
27)
накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки
кровотечения;
28)
проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;
29)
описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;
30)
владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования подчинёнными в
повседневной деятельности;
31)
оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические
периоды;
32)
применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию подчиненных,
укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в подразделении,
подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований общевоинских
уставов в повседневной деятельности;
33)
применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и
танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения умелому
и эффективному применению оружия;
34)
выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые
действия войск;
35)
пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз, респиратор,
общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от поражающих факторов
ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;
15

36)
проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию
личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами
подразделений;
37)
работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств
радиосвязи;
38)
ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и
местным предметам;
39)
пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
40)
применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным,
химическим, биологическим и зажигательным оружием;
41)
использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
42)
приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического
использования военных знаний в различных областях деятельности;
43)
подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных,
общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ;
44)
воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
45)
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в мире;
46)
сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих
событий;
47)
оценивать положительные и негативные последствия современной военно-политической
ситуации в мире;
48)
оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск
Вооружённых Сил РФ;
49)
наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые в
боевых документах.
В результате освоения программы обучающийся должен:
Знать:
− основные положения общевоинских уставов ВС РФ; организацию внутреннего порядка в
подразделении;
− устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат; предназначение, задачи и
организационно-штатную структуру общевойсковых подразделении;
− общие сведения о ядерном, химическом и биологическом оружии, средствах его применения;
− основные факторы, определяющие характер, организацию и способы ведения современного
общевойскового боя;
− общие сведения о ядерном, химическом и биологическом оружии, средствах его применения;
− правила поведения и меры профилактики в условиях заражения радиоактивными, отравляющими
веществами и бактериальными средствами;
− тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке;
− основные положения Военной доктрины РФ; правовое положение и порядок прохождения военной
службы;
− основные способы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
Уметь:
− правильно применять и выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ;
16

− осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74), гранатомёта, пистолета (ПМ), подготовку к
боевому применению ручных гранат;
− оборудовать позицию для стрельбы из стрелкового оружия;
− выполнять мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;
− читать топографические карты различной номенклатуры;
− выполнять мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;
− давать оценку международным военно-политическим и внутренним событиям и фактам с позиции
патриота своего Отечества; применять положения нормативно-правовых актов.
Владеть:
− строевыми приемами на месте и в движении; навыками управления строями взвода;
− навыками стрельбы из стрелкового оружия;
− навыками применения индивидуальных средств РХБ защиты;
− навыками применения индивидуальных средств медицинской защиты и подручных средств для
оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
5К класс
№
п/п
1
2

3
4

5

6
7
8
9
10

Темы/модуль
урока
Модуль. Строевая
подготовка.
Модуль.Общевоинские
уставы вооружённых сил
Российской Федерации.
Модуль. Основы огневой
подготовки.
Модуль. Основы военноинженерной подготовки.
Модуль. Основы
радиационной, химической
и бактериологической
защиты.
Модуль. Основы военной
связи.
Модуль. Основы
тактической подготовки.
Модуль. Основы военной
топографии.
Модуль. Основы военномедицинской подготовки.
Модуль.
Профессиональное

Количество часов,
отводимых на освоение темы
Всего
Теория
Практика
5

1

4

4

3

1

7

2

5

2

2

3

1

3

3

5

2

2

3
1

3

3
1

практические
занятия
опрос, тест,
беседа
беседа,
практические
занятия
беседа
лекция,
практические
занятия
беседа

1

1

Форма
проведения
занятий

беседа,
практические
занятия
практические
занятия
практические
занятия
беседа,
просмотр
17

Самоопределение.

Итого

видеороликов
Служба в рядах
ВС РФ
34

15

19

ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. Военная доктрина Российской Федерации.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70730556/
2. Сборник общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
https://vuc.pnzgu.ru/vuc.pnzgu.ru/page/48091
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» (с изменениями и дополнениями).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с
изменениями и дополнениями). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
5. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с
«Положением о порядке прохождения военной службы»).
6. Огневая подготовка: учебное пособие / Л.С.Шульдешов В.А., Родионов, В.В,Углянский.–
Москва: КНОРУС, 2020, 216 с.https://azon.market/image/catalog/v_1/product/f16/279/2783794.pdf
7. Строевая подготовка: учебник / И.М. Андриенко, А.А. Котов, А.В. Моисеев, Е.В. Смирнов,
И.В. Шпильной. – Москва: КНОРУС, 2017.
https://azon.market/image/catalog/v_1/product/f16/258/2576891.pdf
8. Общевоенная подготовка: учебник / В.Ю. Микрюков. – Москва: КНОРУС, 2017.
https://vk.com/wall-130222524_1172
9. Вооружение военная техника Сухопутных и воздушно-десантных войск: учебное пособие/
П.А.Дульнев, В.И. Литвененко, О.С.Таненя – Москва: КНОРУС, 2020. 374 с.
https://armourbook.com/other/toie/141959-vooruzhenie-i-voennaya-tehnika-suhoputnyh-i-vozdushnodesantnyh-voysk-voennaya-podgotovka.html
10.Наставление по стрелковому делу / ред. Чайка В.М.– Москва: Воениздат, 1985. - 640 с.
https://djvu.online/file/hj6HWdz8CxXuD
11.Основы первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим: учеб. пособие / Алексеев
А.В., Алексеева Д.А. – Ярославль: ООО «Хисториоф Пипл», 2008.
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1678436230&tld=ru&lang=ru&name=Ps_MON_5_35982_21122
022.pdf&text=%D0
12.Учебник сержанта войск радиационной, химической и бактериологической защиты / Под ред.
генерал-майора Мельника Ю.Р. – М., 2006. https://bookskeeper.ru/knigi/voennaya-istoriya/199047uchebnik-serzhanta-voysk-radiacionnoy-himicheskoy-i-biologicheskoy-zaschity.html
13.Попов В. И., Батюшкин С.А. Тактика. Батальон, рота. – М.: Воениздат, 2011.
https://d.eruditor.one/file/2756662/
14. Министерство обороны Российской Федерации − http://www.mil.ru − http://elibrary.ru
– крупнейшая российская электронная библиотека.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».