МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 3 от «31» мая 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР И.И. Бильчук «31» мая 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 01-16/189 от «03» июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная и финансовая грамотность» для обучающихся 5-А класса на 2024-2025 учебный год ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Класс 5 Направление внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное Форма организации внеурочной деятельности Количество часов в неделю Факультативы, ролевые игры, квесты, проекты Количество часов в год 5 класс - 34 5 класс - 1 Рабочая программа составлена в Обновленные ФГОС ООО соответствии с требованиями Рабочая программа составлена на основе Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная программы грамотность: учимся для жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва, 2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт стратегии Российского образования Российской академии образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол 7/22 от 29.09.2022. Содержание курса ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: - научно объяснять явления; -демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5 КЛАССА 5 класс 1. Введение Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) 2 Работаем над проектом (Школьная жизнь) 3 Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) 4 По страницам биографий (Великие люди нашей страны) 5 Мир моего города (Человек и технический прогресс 6 Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» Мои увлечения 7 Растения и животные в нашей жизни 8 Загадочные явления 9 Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» 10- Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Зна12 комство с содержательными и тематическими областями 13 Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые 14 Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи 15 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания 16 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы 17 Подведение итогов первой части программы Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» Путешествия и отдых 18 Развлечения и хобби 19 Здоровье 20 Домашнее хозяйство 21 Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» Собираемся за покупками: что важно знать 22 Делаем покупки: как правильно выбирать товары 23 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем 24 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя 25 Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика 26- «Деньги – не щепки, счетом крепки» 27 Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» Мы умеем дружить 28 Общаемся с одноклассниками и живем интересно 29 Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? 30 31- Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» 32 и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» Подведение итогов программы 33 Итоговое занятие 34 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Ониформируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты • осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; • готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • осознание ценности самостоятельности и инициативы; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; • • • проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора • установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; • активное участие в жизни семьи; • приобретение опыта успешного межличностного общения; • готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; • проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • освоение социального опыта, основных социальных ролей; • осознание личной ответственности за свои поступки в мире; • готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; • осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: ——овладение универсальными учебными познавательными действиями; ——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; ——овладение универсальными регулятивными действиями. • Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; • способность к совместной деятельности; • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • владеть базовыми логическими операциями: ——сопоставления и сравнения, ——группировки, систематизации и классификации, ——анализа, синтеза, обобщения, ——выделения главного; • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); • устанавливать существенный признак классификации, основания • для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать • контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать свое право на ошибку и такое же право другого; • принимать себя и других, не осуждая; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение • информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: • сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; • решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; • извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; • оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; • пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; • приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; • находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; • использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; • переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; • решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: • умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера; • умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; • умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; • умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; • умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; • сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; • умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; • умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: • освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; • формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; • формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; • формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); • формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); • приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: • освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; • формирование предпосылок научного типа мышления; • освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: • способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; • проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; • демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; • предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству Тематическое планирование 5 КЛАСС № Тема Кол- Основное во содержание часо в Основные виды деятельност и Введение в курс «Функциональная грамотность» Знакомство участ- Развить 1. Введени 1 ников программы. мотивацию к е Обсуждение целенаправлен понятий - ной «функциональна социально я грамотность», значимой «со- ставляющие деятель- ности; функстремление циональной быть грамот- ности полезным, (читательская, интерес к математическая, социаль- ному естественносотрудниченаучная, ству. финансовая Сформировать грамот- ность, внутреннюю глобальные пози- цию компетенции, личности как креа- тивное особого мышление). ценност- ного Ожидания отношения к каждого себе, школьника и окружающим группы в целом людям и жизни от совмест- ной в целом. работы. Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, Формы Образовательны прове- дения е ресурсы, занятий включая электронные (циф- ровые) Игры и упражнения, помогающи е объединить участников программы, которые будут посещать за- нятия. Беседа, работа в груп- пах, планирование работы Портал Российской электронной шко- лы (РЭШ, https:// fg.resh.edu.ru/ ) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Феде- рации в проекте «Мониторинг фор- мирования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/) Материалы электрон- ного образовательного ресурса издатель- ства «Просвещение» Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. осознанием важно- сти образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межлич- ностного общения; готовность к разно- образной совмест- ной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах (https://media.prosv. ru/func/) Материалы из пособий «Функциональ- ная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Про- свещение» Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч) «Необыкновенный 2. Путеше- 1 Приемы поиска и Соотносить визу- Работа в ствуем извлечения альное изображе- груп- пах путешественник»: и инфор- мации ние с (http://skiv.instrao. познаем разного вида вербальным ru) мир (текстовой, текстом. «Люди, (Путеграфи- ческой) Понимать сделавшие Землю шествие по заданной теме фактологическую круглой»: по информацию России) № Тема 3. Работаем над проектом (Школьная жизнь) Кол- Основное во содержание часов 1 из различных источников. Приемы выделения главной и второстепенной ин- формации, явной и скрытой информации в тексте Приемы работы с множественным тек- стом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визу- альной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления инфор- мации, выявленной в тексте, с информаци- ей, содержащейся Основные виды деятельност и Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) электронный образовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https://media.prosv. ru/func/) Соотносить визу- альное изображе- ние с вербальным текстом. Исполь- зовать информа- цию из текста для решения практиче- ской задачи Деловая игра «Моя Россия: боль- шое в малом»: Читательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. посо- бие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020 4 Хотим . участво - вать в конкурс е (Школь - ная жизнь) 1 5 По стра- 1 . ницам биографий (Велики е люди нашей страны) в графическом объекте (географическая карта, фотография) Приемы работы с мно- жественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска информации, представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях множественно- го текста Интегрироват ьи интерпретиро вать информацию, представленну ю в разной форме и в разных частях тек- ста. Использовать информацию из текста для реше- ния практической задачи Приемы анализа Выявлять фактоинформации логическую инучеб- ноформацию (понаучного текста следовательност (биография), ь событий), пред- ставленной представв виде таблицы. ленную в Приемы разных частях комментировани текста. я Выявление роли текста, визуальных включающего объек- тов для визуальный объект понимания (фотографию) сплошного текста Работа в груп- пах «Конкурс сочине- ний»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao . ru) Самостоятель - ное выполне- ние работы с последующи м обсуждение ответов на задания «Маршал Победы»: Читательская грамот- ность. Сборник эталонных заданий. Вы- пуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2х ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020. «Великие име- на России»: электрон- ный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.pros v. ru/func/) № Тема 6. Мир мое- го города (Челове ки технический прогрес с) Кол- Основное во содержание часо в 1 Приемы извлечения информации из раз- личных источников (художественны йи публицистическ ий тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее осмысление и опе- рирование ею Основные виды деятельнос ти Устанавливат ь взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на осно- ве информации текста. Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука 7. Мои 1 Выполнение Использован заданий увлеие «Звуки музыки» полученных чения и (из самих «Аня и ее заданий) собака» знаний для объ- яснения явлений. Проведение и/или интерпретаци я экспериментов. Формы прове- дения занятий Играрасследование рядом» (3 ч) Работа индивидуальн о или в парах. Обсуждени е результато в выполнени я заданий. Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) «Мост»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) Портал РЭШ (https://fg.resh.ed u. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instra o. ru) 8. Растения 1 и животные в нашей жизни Выполнение заданий «Чем питаются рас- тения» и «Хищные птицы» Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег» Модуль 3: Креативное мышление Общее 10- Модели 3 и представле12. ситуации ние о креативности (на примерах про- стейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями 9. Загадоч- 1 ные явле- ния Получение выводов на основе интерпретации данных (графических, чис- ловых), построение рассуждений. Объ- яснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ ре- зультатов экспери- ментов (описанных или проведенных самостоятельно). Проведение про- стых исследований и анализ их результатов. Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просве- щение, 2020. Работа в Портал РЭШ парах или (https://fg.resh.edu. группах. ru) Презентация результатов исследования. «Учимся мыслить креативно» (7 Совместное Работа в пачтение текста рах и малых заданий. группах. Маркировка Презентация текста с целью результатов выделения обсуждения главного. Совмест- ная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение ч) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовы- ражение: 6 5 кл., Необычная картина, задание 1, Визуальное самовы- ражение: 6 5 кл, Что скрыто за рисунком, задание 2, № Тема Кол- Основное во содержание часо в Основные виды деятельности Формы проведения занятий различных спосо- бов проявления креативности: самовыражени е с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики, танца и др. – решение проблем социаль- ного и научного характера. 13 . Выдвиже - ние разнообразных идей 1 Обсуждение пробле- мы: Для чего бывает нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похо- жие, одинаковые . Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требова- ний. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение при- чин, по которым требуется Работа в па- рах и малых группах. Презентаци я результатов обсуждения Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Решение социальных проблем: 6 5 кл, Класс, задание 2, Решение научных проблем: 6 5 кл, Изобретаем соревнование, задания 1, 2, «Обложка для книги»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao . ru) Письменное самовы- ражение: 6 5 кл., Выдуманная страна, задание 1, 6 5 кл., Праздник осени, задание 1, 6 5 кл, Класс, задание 1 проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления. Выполнение теста «Круги» по мето- дике «Вартега», подсчет количества выдвинутых идей и количества различающихся идей. Подведение итогов: - что означает вы- двигать идеи? - чем отличаются разнообразные идеи? - пояснять на при- мерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений Совместное 14. Выдвиже- 1 Обсуждение ние кречтение текста проблем: ативных заданий. -Для чего идей и Маркировка нужны неих текста с целью стандартные доработка выделения идеи. основных -Когда и кому требова- ний. быва- ют Совместная нужны креатив- деятельность: ные идеи? - по подбору си- нонимов к слову «оригинальный»; Визуальное самовы- ражение: 6 5 кл., Эмблема для первоклассников , задание 1, Решение социальных проблем 6 5 кл, Точность – вежливость коро- лей, задание 1 Решение научных проблем 6 5 кл, Мяч будущего, задание 1 «Парта будущего»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Работа в парах и малых группах Презентация результатов обсуждения Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовы- ражение: 6 5 кл., Необычная картина, задание 3, Визуальное самовыра- жение: 6 5 кл, Улыбка осени, задание 1, № Тема Кол- Основное во содержание часов Основные Формы виды проведеятельности дения занятий - по анализу предло- женных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение при- чин, по которым требуется проявлять оригинальность и нестандартность мышления. Подсчет количества ориги- нальных идей по результатам выпол- нения теста «Кру- ги» по методике «Вартега». Подве- дение итогов: – что означает, что идея креативная? Что ее отличает? – как можно выявить оригинальные идеи – пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предла- гать необычные, нестандартные ва- рианты решений Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Решение социальных проблем: 6 5 кл, Класс, задание 4, 6 5 кл, Буккроссинг – обмен кни- гами, задание 4 Решение научных проблем: 6 5 кл, Прогулка в парке, задание 1, 3 «Вопросы Почемуч- ки»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) 15. От 1 выдвижения до доработки идей 16. Диагностика и рефлексия. Самооценка 1 Использование на- выков креативного мышления для созда- ния продукта. Креативное мышле- ние. Диагностическая работа для 5 класса. Выполнение проек- та на основе комплексного задания (по выбору учителя): создание школьной газеты; - создание сюжета для инсценировки в классе; подго- товка праздника осени; подготов- ка выставки «Нет вредным привыч- кам»; - подготовка необычного спор- тивного соревнования; подготовка выставки «Школа будущего». Выполнение итого- вой работы. Обсуж- дение результатов. Взаимо- и самоо- ценка результатов выполнения Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) По выбору учителя 5 кл., Трудный предмет, 5 кл, Сюжет для спектакля, 5 кл., Праздник осени, 5 кл, Нет вредным привычкам, 5 кл, Изобретаем соревнование, 5 кл, Школа буду- щего Индивидуальная рабо- та. Работа в парах. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 5 класса. Креативное мышление. Вариант 1. День рождения Вариант 2. День игры и игрушки № Тема Кол- Основное во содержание часо в Основные виды деятельности Формы прове- дения занятий Образовательн ые ресурсы, включая электронные (циф- ровые) Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1. Самооценка Оценивать ре17 Подве1 Беседа Приложение зультаты своей уверен- ности . дение итогов деятельности. при решении первой Аргументирова жизненных части ть и проблем. прообосновывать Обсуждение граммы. свою позицию. резуль- татов Самооцен Задавать самооценки с - ка ревопросы, целью зультато необходимые достижения в для организации большей деятельуверенности при соб- ственной ности на решении задач деятель- ности. занятиях Предлагать по функционально варианты й грамотности. решений поставленной про- блемы. Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч) Извлекать Беседа, «Петергоф»: Действия с 18 Путеше1 анализи- ровать, груп- повая откры- тый величи- нами . ствие и отдых интерпретиработа, банк заданий (вычисления, ровать индивидуал 2019/2020 переход от ная (http:// одних единиц к информацию (из ьтекста, таблицы, работа skiv.instrao.ru) другим, диаграммы), нахождение Распознавать доли математические величины). объекты, (числа, Действия с многозначным величины, фигуры), и числами. Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуж- Числовая последовательность (составле- ние, продолжение). Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы. Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации. дать способы реше- ния, Прикидывать, оценивать, вычис- лять результат, Устанавливать и исполь- зовать зависимости между величинами, данными, Читать, представлять, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахож- дения результата), Применять приемы проверки результа- та, Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать и обо- сновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выво- ды, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и № Тема Кол- Основное во содержание часов Основные Формы виды прове- дения деятельност занятий и Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые) различия объектов, Измерять объекты, Моделировать ситу- ацию математически. Планировать ход решения задачи в 2-3 действия. 19. Развлечения и хобби 1 Работа с информаци- ей (выбор данных). Решение текстовой задачи. Метод пере- бора вариантов. Действия с величинами (вычисление, переход от одних единиц к другим, нахождение доли). Прикидка результата выполнения действий с величи- нами. Многозначные числа, действия с натуральными числа- ми. Сравнение долей числа. Беседа, груп- повая работа, индивидуальная работа «Аккумулятор радиотелефона»: откры- тый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) 20. Здоровье 1 21. Домашнее 1 хозяйство Действия с натуральными числами. Действия с числовой последовательностью (составление, продолжение). Метод перебора возможных вариан- тов. Соотношения между величинами, размеры объекта. Единицы времени. Зависимости между величинами, прямо пропорциональная зависимость величин при решении задачи. Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Пе- ревод единиц длины и площади. Зависимости между вели- чинами. Деление с остатком, округление результата по смыс- лу ситуации. Доля числа. Беседа, груп- повая работа, индивидуальная работа «Кросс»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) «Земля- ника»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Спортивный праздник» — в При- ложении Беседа, груп- повая работа, индивидуальная работа «Выкладывание плитки»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) № Тема Кол- Основное во содержание часо в Основные виды деятельнос ти Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Измерения и объ- ем прямоугольного параллелепипед а, сравнение объемов, переход от одних единиц объема к дру- гим. Представление данных: чтение и ин- терпретация данных диаграммы. Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч) 22 . Собираем - ся за покупками: что важно знать 1 Финансы. Значение финансовой грамот- ности. Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги. Запланированная покупка. Незапланированная покупка. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планиро- вание. Выявлять и анализировать финансовую информацию . Оценивать финансовые проблемы. Применять финан- совые знания. Решение ситуативных и проблемны х задач Беседа/ Дискуссия/ Проект/ Игра Комплекс «Спосо- бы оплаты» (2021, 5 класс) Комплекс «Налич- ные и безналич- ные деньги» (2020, 5 класс) (http://skiv.instra o. ru/bankzadaniy/ finansovayagramotnost) 23. Делаем 1 покупки: как правильно выбирать товары Покупки. Виды покупок. Товар. Планирование покупки товара. Выявлять и Решение си- Портал РЭШ аналитуативных и (https://fg.resh.edu. зировать проблемных ru) финансо- вую задач Беседа/ Комплекс информацию. Практическая «Интерес- ный Оценивать работа/ журнал» (2022, финан- совые Работа в 5 класс) (http://skiv. проблемы. парах/ Игра instrao.ru) Применять финан- совые знания. Решение си- Комплекс «Поездка Услуга. Выявлять и 24. Приобре- 1 туативных и в зоопарк» (2021, 5 таем услуПланировааналиги: знаем, ние покупки зировать проблемных класс) (http://skiv. умеем, услуги. финансо- вую задач Беседа/ instrao.ru/bankпрактикуинформацию. Практическая zadaniy/finansovayaработа/ gramotnost) ем Оценивать финан- совые Работа в проблемы. группах/ Применять Игра финан- совые знания. Финансовое Выявлять и Решение си- Комплекс 1 25. Самое главное о планиро- вание. аналитуативных и «Прогулка по правилах Экономия дезировать проблемных магазину» (2020, поведении нег. Акции на финансо- вую задач Беседа/ 5 класс) (http:// грамотнотовары и информацию. деловая игра skiv.instrao.ru/bankго покупауслуги. Скидка Оценивать zadaniy/finansovayaтеля на покупку. финан- совые gramotnost) Правила проблемы. поведения Применять грамотного финан- совые покупателя. знания. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч) 26- «Деньги – 2 Финансовая Финансовая Решение си- http://skiv.instrao. 27. не щепки, грамот- ность: гра- мотность: туативных и ru/bank-zadaniy/ Финансы. Выявлять и проблемных finansovayaсчетом крепки» Финансовая анализировать задач Беседа/ gramotnost Комплекс «Велопровыгода. финансовую игра«Новые джинсы» Финансовый инфор- мацию. соревно(2019, кат» 5 класс) риск. Оценивать вание Финансовое финансовые планиро- вание про Математическая № Тема Кол- Основное во содержание часов грамотность: Зависи- мости «цена – количествостоимость», «скоростьвремя-расстояние». Измерение и единицы длины, времени, стоимости, скорости. Основные виды деятельности блемы. Применять финансовые знания Математическая грамотность: Чи- тать текст, разби- рать инструкцию и обсуждать ситуации Выявлять инфор- мацию в финан- совом контексте. Выявлять зависи- мости, вычислять стоимость. Графи- чески представлять алгоритм. Плани- ровать порядок выполнения дей- ствий, составлять арифметическое выражение. Выпол- нять вычисления с натуральными чис- лами, сравнивать результаты. Конкретизировать тариф, выбирать выгодный тариф. Формы проведения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Комплекс «Велопро- кат» (2022, 5 класс) «Экскурсия»: электронный образовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https://media.prosv. ru/func/) Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаи- модействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) Открытый банк 28 Мы 1 Межкультурно Приводить при- Беседа / умеем е меры ситуаций обсужде за- даний 2020 . дружить взаимодействие уважительного и (http:// : * успешное и неуважительного, ние / игровая skiv.instrao.ru) уважи- тельное эффективного и деятельность Ситуации взаимодейнеэффективного, / решение по- «Футбол и ствие между взаимодействия знавательных дружба», «Случай людьми. между людьми. задач и в гостях» Традиции и Оценивать разбор Ситуация «Как обычаи: послед- ствия ситуаций под- ружиться с многообразие этих взаимоновень- кой» куль- тур и действий. Выявидентификалять и оценивать ция с различные определенной мнения и точки культурой. ** зрения Виды о роли дружбы в социальных жизни человека. взаимоАргументироват действий. ь свое мнение о Дружба в роли дружбы в жизни жизни человека. человека Портал ИСРО 29 Общаемс 1 Межкультурное Выявлять и оце- Беседа / я с одновзаимодействие: нивать обсужде РАО . различные (http://skiv.instra классниуспешное и ние / игровая o. ru) ками и уважи- тельное мнения и точки живем взаимодейзрения о взаимо- деятельность Ситуации интересн ствие между действии в / решение по- «Соседи», школь- ном знавательных «В детском лагере» о людьми, коллективе. задач и действия в интересах Объяснять разбор коллектива. причи- ны ситуаций Семья и школа. возникновения № Тема 30 . Какие проблем ы называют глобальными? Что значит быть глобальн о компетентным? 31- Можем 32. ли мы решать глобаль - Кол- Основное во содержание часо в Основы совместной деятельности . Роль школы в нашей жизни 1 2 Основные виды деятельнос ти конфликтных ситу- аций в школьном коллективе. Обосновывать способы их решения. Глобальные Приводить про- блемы: при- меры изучение глобальных глобальных и проблем. ло- кальных Объяс- нять, проблем. какие проПонятие блемы «глобальназываются ные глобальными. проблемы» Глобальные пробле- мы: изучение глобальных и локальных проблем. Описывать ситу- ации проявления глобальных про- блем на местном Формы прове- дения занятий Образовательные ресурсы, включая электронные (цифровые) Обсуждение информации, предложенно й руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций «Разбираем смысл глобальных компетенций»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/ ) Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 4– 10 Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуация «Один в поле воин» Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Ситуации «Найденыш», «Загрязнение Беседа / обсуждение / решение познавательных ные проблемы? Начинаем действовать. Глобальные пробле- мы в нашей жизни (локальном) уров- не. Оценивать влияние глобальных проблем на жизнь каждого человека, на развитие общества. задач и разбор ситуаций Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. Оценивать реГрупповая 33. Подведе1 Оценка (самооценка) ние итогов зультаты своей работа уровня програмдеятельности. сформированности мы. СамоАргументировать функциооценка реи обосновывать нальной зультатов свою позицию. грамотности по шести деятельОсущест- влять составляности на сотрудничеющим. занятиях ство со Обсуждение возможных сверстни- ками. действий, Учитывать направленных на по- вышение разные мнения. уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Мирового океана» Глобальные компетен- ции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 11– 19 Ситуации «Дом для кошек и собак», «Чи- стая вода» «Добываем марганец в Зедландии»: электрон- ный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) http://skiv. instrao.ru Ситуации «Лечим скворца», «Покупа- ем новое», «Планета будет зеленой» Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются приме- ры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/) № 34. Тема Итоговое занятие Кол- Основное во содержание часов 1 Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). Основные Формы виды прове- дения деятельност занятий и Решение практических задач, успешное межличностного обще- ние в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других твор- ческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделан- ными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые)