МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 3 от «31» мая 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л. Э. Помазан « 31 » мая 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ «ЗСШ» Приказ № 01-16/302 от « 03 » июня 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная литература (русская)» для обучающихся 10-11 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «родная русская литература» для 10-11 классов составлена на основе следующих документов: 1. Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1644, 31 декабря 2015 г. N 1577). 3. Основной образовательной программы МБОУ Кочетовской СОШ (утверждена приказом директора № от .2022 г.). 4. Рабочей программы по родной литературе О. М. Александровой, О. В. Загоровской, С. И. Богданова и др. – М.: Просвещение, 2018. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 1. Планируемые личностные результаты: – формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; –готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; – бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и ми- ра; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. 2. Планируемые метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; –менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); – подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3. Планируемые предметные результаты Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; – навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. • • • • Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). • Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на по- лучение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости. 10 класс Проблемно-тематический блок «Личность»: И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека». Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдѐшь, то и найдѐшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта. А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «П5опрыгунья», драма «Три сестры». Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и тра- диции. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»: И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского. В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»: Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества. 11 класс Проблемно-тематический блок «Личность»: А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности. Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»: Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести. В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины. Ф.А. Абрамов. «Братья и сѐстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом. Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»: И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе. А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести. В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений. З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»: А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне».6 «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе. Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»: Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах. В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ» Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Тематическое планирование 10 класс (34 ч.) № Проблемп/п нотематический блок I. «Личность» № Тема урока п/п КоДата личество часов 1. Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». 1 2. Приѐм самоиронии в рассказе «Гамлет Щигровского уезда». 1 3. Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев романа. 1 4. Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. 1 5. Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. 1 II. «Личность и семья» 6. А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдѐшь, то и найдѐшь»). 1 7. Своеобразие конфликта и система образов в комедии. 1 8. И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. 1 9. Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. 1 10. М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. Образ Иудушки Головлѐва в романе 1 11. А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. 1 12. Семейные и родственные отношения в комедии «Свад7ьба Кречинского». 1 13. Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. 1 14 История жизни Ивана Ильича - «история самая простаяи обыкновенная и самая ужасная». 1 15. Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. 1 16. Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). 1 III . «Личность – общество – государство» 17. А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности драме. 1 18. И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. 1 19. Образ главного героя романа. Отзывы в критике. 1 20. Н.Г.Чернышевский. rendez-vous». . 21. История отношений Тургенева Чернышевского: столкновение двух мировоззрений 22. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. 1 23. Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». 1 «Русский человек на 1 и 1 IV . V. «Личность – природа – цивилизация» «Личность – история – современность » 24. Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». 1 25. Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». 1 26. «Праведник» как национальный русский тип. 1 27. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. 1 28. Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». 1 29. Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» 1 30. Подготовка к написанию проектов. Выбор темы. 1 31. «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» 1 32. Повторение пройденного материала за курс 10 класса. 1 № Проблемп/п нотематический блок I. II. «Личность» № п/п 34. Защита проектов. 11 класс (17 ч.) Тема урока Кол -во час. А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю 1 2. М. Горький. Рассказ «Карамора». мышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности 1 3. Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» 1 Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька» Своеобразие конфликта 1 Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сѐстры». История деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена. Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом. Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец" 1 «Личность и 4. семья» 6. «Личность – общество – государство» Защита проектов. 1. 5. III 33. 7. Раз- 1 1 Дата 8. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». 1 9. Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». Проблема межнациональных отношений в рассказе Законы морали и государственные законы В романе З. Прилепина «Санькя». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежныхдвижений. Отражение эволюции главного героя Саши Тишина 1 «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» 1 Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны». Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице. 1 14. Роль личности в истории (дилогияЮ.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») 1 15. Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском. Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий. 1 16. Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Зачѐт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.» 1 10. 11. IV . V. «Лич12. ность – природа – цивилизация » 13. «Личность – история – современность» 17. 1 1 1