Крымоведение 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 4
от «29» августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Н.В.Иевлева______№ 01 -16/301
«30» августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
от «31» августа 2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Аблаева Гульзера Абляевна

Учебный год

2024 – 2025

Класс

3 -А

Название учебного курса

«Крымоведение»

Количество часов

34

Количество часов в неделю

1

Аннотация
к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Крымоведение»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Крымоведение» общеинтеллектуальной
направленности разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего,
Учебный курс «Крымоведение» способствует не только формированию у учащихся
начальной школы новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и
укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму – неотъемлемой части
Российской Федерации.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную
картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
− сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историкокультурных богатствах Крымского полуострова;
− раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения
к природе родного края;
− развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать,
решать творческие задачи;
− формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса «Крымоведение» для учащихся 3 классов разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание
курса, на основании примерной образовательной программы учебного курса для начальной
школы 2 - 4 кл. Авторы – Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор
КРИППО Наумова Л.В. – проректор КРИППО, Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО) и ООП НОО МБОУ
«СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» для учащихся 3 класса.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве
школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью
Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой,
обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры,
воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
Спецификой данного курса является:
− интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;
− цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и
пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах)
программы;
− формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова;
− приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и
историко-культурного наследия Крыма;
− учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;
направленность курса на воспитательный эффект.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Крымоведение» составляют следующие документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 №
69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России
12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических
рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от
15.08.2022 № 03–1190.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа курса в 3 классе рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю). Изучение
предлагаемого курса может быть реализовано за счет вариативной составляющей учебного плана
или внеурочной деятельности. Кроме того, курс предоставляет возможность использовать
программу для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, а также для работы с
родителями.
Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые
рассчитаны на использование местного краеведческого материала.
Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и
практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с
практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми
местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию
материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и
реализации собственных методических и краеведческих наработок.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности
В ходе изучения курса формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать,
анализировать, делать выводы.
Ценностные ориентиры содержания курса
В процессе изучения предмета формируется духовно-нравственное воспитание,
закладываются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни,
добра, природы, нравственно-эстетические и семейные ценности, духовность. Курс способствует
формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры
межэтнических отношений, здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым
– орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся
путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма»,
«Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. «Волшебный край, очей отрада…» (1час)
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.
Цели и задачи курса.

Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа)
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и
гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического
положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские
заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами
(город, село).
Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17 часов)
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.
Ущелья, каньоны, овраги, балки.
Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские
пещеры.
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…».Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова.
Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во
время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана
вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и
других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических
растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя
«зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.
Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники.
Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный
мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа)
Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды,
приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во
время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.
Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о
Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу
о Крыме».

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа).
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в
развитие Крымского полуострова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
−
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических
ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
−
формирование целостного взгляда на мир;
−
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
−
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
−
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
−
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов
(природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета;
−
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового
характера;
−
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
−
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
−
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе,
истории, культуре нашего полуострова;
−
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
−
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
−
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
−
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
−
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к
дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который
характеризуется как умения:
− пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;

− осуществлять поиск необходимой информации в
периодических изданиях, сети Интернет;
− работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
− использовать полученные знания в жизни.

литературных

произведениях,

Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п\ п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема раздела

Введение. «Волшебный край, очей
отрада…»
Раздел I «Крым – орден на груди
планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и
богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и
дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное
наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная
деятельность Крыма и моего региона»
Итого

Проекты

Количество часов

1
4
17
1

4

1

4
4

2 часа

34 ч

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п \п
1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема занятия

Введение. «Волшебный край, очей отрада…».
Визитная карточка уникальных особенностей
Крымского полуострова. Цели и задачи курса.
Мой Крым в составе Российской Федерации.
Государственная символика: герб, флаг и гимн
Республики Крым
Формирование понятий «полуостров», «пролив».
Главные особенности географического положения
Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая
линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными
административными единицами (город, село).
Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные
города.
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины
Ущелья, каньоны, овраги, балки
Крымские вулканы и гейзеры
Уникальный мир пещер. Самые известные крымские

Проекты

Количество
часов
1

1

1

1
1

1
1
1
1

10.
11.

12.

13.
14.

15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.
22.

23.

24.
25.

26.
27.
28.

пещеры.
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.
Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…».Особенности
погодных условий на территории Крымского
полуострова.
Стихийные и неблагоприятные погодные явления.
Правила
безопасного
поведения
во
время
чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и
соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского
полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других
стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках,
реликтах, первоцветах и экзотических растениях.
Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы.
Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских
лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и
перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие
животные полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.
Знакомство с земноводными, пресмыкающимися.
Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга.
Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и
заказники.
Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности,
подводный
растительный
и
животный
мир.
Экологические проблемы.
Экскурсия,
путешествие,
туризм.
Основы
ориентирования на местности (компас, звезды,
приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и
походов.
Правила безопасности во время чрезвычайных
ситуаций
(землетрясение,
гололед,
снегопад,
наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при
несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе.
Проект «Как украсить школьный двор».
Археологические
и
исторические
памятники.
Важнейшие исторические объекты полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки,

1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1

1
1

1

1
1
1

29.
30.

31.
32.

33.
34.

театры.
Крымские святыни. Древние города Крыма. Городагерои.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и
художественные произведения о Крыме. Крымские
периодические издания для детей.
Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о
Крыме».
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные
промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные
растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты,
ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние
животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры,
лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии
родителей. Твой посильный вклад в развитие
Крымского полуострова.
Итого

1
1

1

1
1

1
1

2 часа

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».