Крымоведение 2

06.04
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №5
от «03» июня 2024г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.И.Бильчук
«03» июня 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№190 от «03» июня 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель

Григорчук Елена Викторовна

Учебный год

2024 – 2025

Класс

2-Б

Название учебного курса

«Крымоведение»

Количество часов

34

Количество часов в неделю

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
авторской программы А.Н.Рудякова, Л.В.Наумовой «Крымоведение», 2017г.
На освоение курса во 2-Б классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно
Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы.
Программа
курса «Крымоведение» предопределена его практической
направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и
государства в деле воспитания гражданина России.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать
целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе
краеведческого подхода.
Задачи:
 сформировать представления о многообразии и уникальности природных и
историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
 раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного
отношения к природе родного края;
 развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать,
рассуждать, решать творческие задачи;
 формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:

формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю
Крыма;

формирование целостного взгляда на мир;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
природе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям Крыма.

Метапредметные результаты:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских
объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета;

освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и
поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.

2

Предметные результаты:

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
природе, истории, культуре нашего полуострова;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

освоение
основ
экологической грамотности,
элементарных
правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;

воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;

формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о
Крыме;

воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность
обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития,
который характеризуется как умения:
 пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
 осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет;
 работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
 использовать полученные знания в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов:
«Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма»,
«Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие
Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.
«Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и
гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического
положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова.
Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами
(город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,
каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые
известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.
Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории
Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила
безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана
вод.
3

Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и
других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических
растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя
«зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма.
Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные
полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с
земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма.
Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный
мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во
время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские
святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели.
Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические
издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха.
Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в
развитие Крымского полуострова.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Групповая, индивидуальная, коллективная.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки,
конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ».
Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
4

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Введение. «Прекрасны Вы – брега
Тавриды…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты
Земля»
Раздел II «Природные особенности и
богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и
дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие
Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность
Крыма и моего региона»
Итого

Кол-во часов
2

ЭОР
https://infourok.ru

3

https://infourok.ru

16

https://infourok.ru

4

https://nsportal.ru

5

https://nsportal.ru

4

https://nsportal.ru

34

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».