МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №4 от «31» мая 2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л.Э. Помазан «31» мая 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Выразительное чтение» для обучающихся 5-9 классов УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы №01-16/189 от «03» июня 2024г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе авторской программы по литературе 5-9 классы (автор В. Я. Коровина //Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 кл. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 5-е издание. – М.: Просвещение, 2015 год). Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи. Курс по литературе «Выразительное чтение» имеет своей целью как развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями. Обучение учащихся выразительному чтению происходит в основном в младших и в средних классах. В средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы класса, а остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определенного контингента учащихся интерес к выразительному чтению углубляется: одних выразительное чтение интересует как любимый вид искусства, в котором они могут проявить свои способности, других - как один из путей раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников. Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, содействует их общему образованию. Задачи: 1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета. 2. Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи. 3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм. 4. Развивать у обучающихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации. Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести обучающихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры Направленность программы «Выразительное чтение» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - внеурочной, по времени реализации - долгосрочной. Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова. Педагогическая целесообразность. Программа рассчитана на детей 10-15 лет. Ведущая деятельность этого возраста личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы. Как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по литературе и русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения. Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю, 34 часа в год. Уроки курса «Выразительное чтение» проходят по трем направлениям: 1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение». 2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений. 3. Индивидуальная работа обучающихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа обучающихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа обучающихся над созданием собственных устных рассказов. Планируемые результаты. В результате освоения обязательного минимума содержания предмета обучающиеся должны: чтение и восприятие прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; чтение, истолкование и оценка анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания; объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей; чтение и речевая деятельность пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть. Содержание программы. Введение.1 час Техника речи. 5 часов Упражнения для голоса. Как снять зажимы. Расслабление. Дыхание Упражнения для голоса. Тренировка дикции. Упражнения для дикции. Развитие речи и ораторское мастерство. Скороговорки для дикции. Дикция. Артикуляция гласных и согласных звуков. Логика речи. 8 часов Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия). Логическое членение предложения на речевые звенья. Логическое ударение. Логическая мелодия. Пауза, логическая мелодия и знаки препинания. Практическая работа над литературными произведениями. Чтение басни. Практическая работа над литературными произведениями. Чтение прозаического произведения. Эмоционально-образная выразительность. 6 часов Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное) Практическая работа над литературными произведениями. Чтение басни. Практическая работа над литературными произведениями. Работа над текстом прозаического произведения. 9 часов Ознакомление с творчеством писателя. Выявление места данного произведения в его творческом пути. Определение жанра выбранного произведения и отражение его особенностей в устной передаче. Тема, идея, композиция, характеристика героев. Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора. Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи. Воссоздание изображаемых автором картин жизни, внешности и поведения героев. Составление исполнительской партитуры. Работа над текстом стихотворения. 5 часов Чтение стихотворений. Особенности чтения. Логика стихотворной речи. Анализ лирического произведения. Составление исполнительской партитуры. Конкурс выразительного чтения лирического произведения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., Учпедгиз, 1958 2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., «Искусство», 1954. 3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. М., «Детская литература», 1965. 4. Артобелевский Г.В. Очерки по художественному чтению, М., Учпедгиз, 1959. 5. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., Учпедгиз, 1963. 6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., «Просвещение», 1965. 7. Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка. М., «Просвещение», 1968. 8. «Звучащее слово». М., «Искусство», 1969. 9. Найденов Б.С, Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 10. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964. 11. Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением». М., «Просвещение», 1964. 12. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., Изд-во АПН 1962. 13. Шевелев Н.Н. Выразительное чтение в 5-8 классах. М., АПН 1961. 14. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л., Учпедгиз, 1963. 15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М.-Л., «Просвещение», 1969.