Научно-практическая конференция «Лучшие практики реализации ФГОС начального общего образования» Тема конференции: образования». «Лучшие практики реализации ФГОС начального общего Дата проведения: 29 марта 2023года. Место проведения: МБОУ «ЗСШ» Научно-практическая конференция была посвящена обобщению, систематизации и представлению опыта реализации ФГОС НОО (начального общего образования) образовательными организациями. Гостями конференции стали образовательных учреждений. руководители, методисты и педагоги различных На планерном заседании обсуждались актуальные вопросы: 1.Актуальные проблемы современного начального образования Представляла эту тему Новицкая Марина Юрьевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО, член авторского коллектива «Окружающий мир» УМК «Перспектива» Эта тема собрала в себя несколько интересных на мой взгляд вопросов: -Педагогический потенциал культурных ценностей народов России и мира: Нравственный навигатор в многообразной жизнедеятельности людей , неотъемлемая часть историко-культурного наследия современного российского общества в его настоящем и будущем бытии. -Отечественная педагогическая антропология как путь обновления современного образования. -Вызовы современности: Необходимость соблюдать экологическое равновесие в диалогических отношениях человека и природы/освоение законов экологической этики/ Необходимость строить гармонические отношения человека в семье, осознавать ценность человеческой жизни сообразно возрастным этапам развития каждого из ее членов/освоение законов семейной этики/ Необходимость следовать нравственным правилам, обеспечивающим гармонию межличностных отношений, единство социокультурного пространства РФ, мирное сосуществование граждан в условиях национального конфессиального многообразия/освоение законов гражданско-патриатической этики/ -Единство человека и природы=Единая экосистема: Решение проблемы «Человек и природа» этически и эстетически полноценно решается любым народом (этносом) на целостном материале ритмически организованного традиционного народного календаря как универсального явления мировой культуры. -Ценности семейного лада в круге человеческой жизни: Решение проблемы «Человек и семья» через этические и эстетические ценности семейной культуры. -Народная философия истории и историческое развитие национального характера и самосознания народов России: Проблема «Человек и история» решается на основе ценностей историко-культурного наследия народа как самоценного соборного субъекта. -Диалог и полилог культур в диалогическом взаимодействии учителя с учеником: Достижения на основе культурологического подхода целостности и системности в передаче базовых знаний в результате обновления содержания и технологий общего образования через представление ценностных систем, обеспечивающих устойчивость и жизнеспособность российского народа как цивилизационной общности: целостный календарный комплекс, формирующий ритмичность и «экологичность» жизни человека в течение года и создающий условия для полноценного общения людей, наполненного духовным смыслом и необходимым для физического и психического здоровья чередованием труда и отдыха. Целостная система семейного лада, дающая нравственные ориентиры для осознания ритмичности в круге индивидуальной человеческой жизни, связанной крепкими узами с жизнью родных и близких. Исторически развивающая система образов национальных героев и символов национальной, гражданской общности, позволяющая самоотождествлять себя с определенным народом в составе российского народа как «единства в многообразии». Развитие проектных способностей детей, становление национального сознания как осознания ребенком национальных интересов гражданина многонационального государства. 2.Чтение как процесс постижения мира ребенком. Эту тему нам представляла Маранцман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования и художественного развития ребенка РПГУ им. А.И. Герцена «Чтение- ничто; осмысленное чтение- кое-что; чтение осмысленное и прочувствованноесовершенство» А.С. Пушкин С большим интересом послушала про виды чтения в школе. Виды делятся на три группы: 1.Выразительное 2.Эстетическое 3.Медленное Далее нам представили схему анализа текста: Эмоции читателя Воссоздающее воображение Осмысливание формы произведения ↔ ↔ эмоции автора творческое воображение осмысливание формы произведения ↔ на уровне композиции на уровне художественнойдетали Вопрос на смысл 3.Современное школьное оценивание: перезагрузка. Эта тема была представлена Крыловой Ольгой Николаевной, доктором педагогических наук, проректором по научной работе СПб АППО, действительным членом Международной Академии гуманитарного образования, членом Евразийской Ассоциации оценки качества образования. Первое, что мы разобрали, это требования к оценке (ФГОС): -отражать степень достижения учащимися учебной цели, фиксировать допущенные ошибки, указывать на их причины, способствовать преодолению ошибок; -быть инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося, помогать ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия достижения успеха; -характеризовать разные стороны учебных достижений школьника, акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности, предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты; -учитывать индивидуально-психологические особенности ориентированной на зону ближайшего развития ребенка; учащихся, быть -быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии; -должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика. Далее разбирали «Формирующее оценивание»: -Это современная международная образовательная стратегия. -Внутреннее (формирующее) оценивание (стандартизированному, суммирующему). противопоставлено внешнему -Формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. Оно ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся. -Это скорее не балльная, а словесная, описательная система. -Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает , как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения. И перешли на характеристики современной оценки: -Осмысленность учебной деятельности (к каким результатам мы стремимся?); -Самостоятельность учащегося в формировании образовательной стратегии; -Критериальное оценивание: •ребенок должен знать свои «слабые места»; •знать свои перспективы; •понимать, как оценивается его уровень знаний; •быть заинтересованным в дальнейшем обучении. -Расширение способов и форм получения обратной связи. Завершили мы эту тему разбором эффективного оценивания на уроке: •осуществляется непрерывно, в ходе всего урока; •проводится в условиях, помогающих снять стресс и напряжение; •учитель включает обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, организует процесс самооценки и взаимооценки; •осуществляется как процесс субъект-субъектного сотрудничества ; •важен не только достигнутый образовательный результат, но и процесс движения к результату; •педагог делает акцент на развитии обучающихся как непрерывном процессе образования. 4.Объекты контроля образовательных достижений характеристики его функциональной грамотности младшего школьника для Эту тему нам представила Рыдзе Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального образования ИСРО РАО. И начали мы ее с изучения правильного формирования функциональной грамотности каждого ученика: Начальное образование / \ Знания-умения-навыки Развитие \ / Достижения возраста, которыми ребенок владеет для учения и повседневной жизни ǀ Функциональная грамотность -Взаимодействие -Решение может воспользоваться, то чем -Конструирование -Оценивание Приоритетные цели УМК «Начальная школа ΧΧΙ века»: -Целостное гармоничное развитие личности школьника; -Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. -Становление культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: •умение принимать учебную задачу; •определять учебные операции; •производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. -Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Компоненты профессиональной грамотности / Читательская \ Языковая Информационная Литературная Коммуникативная Математическая Социальная Естественнонаучная Что контролируем? -Получение минимума образования. -Достижение каждого планируемого результата каждым учеником. -Ориентировку в теоретических знаниях. -Накопление практического и учебного опыта. Как характеризуем? -Готов ли выполнять? -Способен ли вести поиск, контролировать, применять? -Может ли взаимодействовать, ценить и оценивать? -Способен ли действовать самостоятельно, презентовать результаты своего труда? Информационная грамотность: -Понимание важности информации для учения и жизни, готовность к самоорганизации работы с информацией; - Наличие опорных умений для ведения поиска, выбора, представления, применения информации на уроке и вне урока; -Способность оценивать важность, достоверность информации, рациональность ее использования, сопоставлять и сравнивать информацию по одному вопросу. «Проблема роста» информационной грамотности: Что затрудняет становление? -низкая мотивация ученика к поиску, представлению, интерпретации, неготовность к расширению своего информационного пространства; -зависимость от источников; -подмена развивающих технологий воспроизводящими(компьютер, Интернет). Ну и последняя тема, которой закончилось наше планерное заседание, это: 5.Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС Представляла эту тему Левадная Светлана Александровна, заместитель директора по УВР ГБОУ Вторая Санкт-Петербургская гимназия, Почетный работник общего образования. Сегодня перед современным учителем стоят две глобальные задачи: -Создать каждому учащемуся условия для достижения им планируемых образовательных результатов, т.е. так организовать учебный процесс, чтобы ребенок смог научиться приобретать необходимые ему знания(научился учиться), имел возможность максимально развить свои способности. -Определить, каким необходимо быть самому учителю, чтобы иметь возможность такой процесс организовать. Индивидуальный образовательный маршрут: Особая организация учебного процесса, позволяющая через преодоление затруднений конкретного ученика максимально раскрыть его потенциал, его способности. Этапы его проектирования заключаются в следующем: •Диагностика •Проектирование ИОМ •Организация •Реализация ИОМ •Оценка и коррекция ИОМ Образовательные потребности: Мониторинг - необходимая составляющая процесса / \ Возможность Затруднения Методическое сопровождение: Результаты мониторингов ↓ Индивидуальный контроль учителя ↓ Обсуждение Анализ ↓ ↓ Рекомендации → Корректировка Внеурочная деятельность: Задачи: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут: Урочная деятельность ↓ Внеурочная деятельность ↓ Предметы учебного плана Выбранные курсы внеурочной деятельности Все участники образовательного процесса На этом планерное заседание было завершено и участники конференции разошлись по секциям. Секция, в которой я принимала участие, называлась Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами учебных предметов «Русский язык и литературное чтение» Проходило данное мероприятие с участием педагогов из регионов Российской Федерации в формате видео - конференции. Модератором данной конференции являлась Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО. Первую тему «Система работы по развитию речи в начальной школе» представила нашему вниманию Бубнова Инна Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №43 Приморского района. Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется: -владением техникой чтения, -приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, -умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных(учебной, научно-познавательной, справочной), - знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, -сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях: 1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания» 2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста» 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения». Для меня в этой теме наиболее интересным оказалась тема «Виды работ с текстом в начальной школе»: 1. Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). 2. Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений). 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. 5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 6. Восстановление деформированного текста. 7. Инсценирование текста или отрывка. 8. Выборочное чтение (с определенным заданием). 9. Чтение в лицах. 10. «Жужжащее чтение». 11. Чтение цепочкой по предложению. 12. Чтение абзацами. 13. Чтение с пометками. 14. Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний") 15. Чтение по группам. 16. Поисковое чтение. 17. Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором) 18. "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) 19. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку. 20. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. 21. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. 22. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 23. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 24. Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн. 25. Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило. 26. Нахождение самого длинного слова в тексте. 27. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. 28. Чтение с пометками непонятных слов. 29. Кроссворд (игровая форма) погружения в текст Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. -Практическое отличие текста от набора предложений. -Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. -Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. -Озаглавливание текста (подбор заголовков). -Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. 2 класс - обучение детей работать с текстом: - смысловое чтение; - владение пересказом разного вида; - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний); - характеристика героев и их поступков. -Подбор антонимов и синонимов к словам. -Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделение главной и второстепенной информации; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием. Следующая тема, которую нам представили, называлась «Использование приема составления киносценария при анализе литературного произведения» и представляла эту тему Даммерт Людмила Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №446 Колпинского района. Устное коллективное создание учениками собственных киносценариев по небольшим эпизодам произведений, рассказов; письменное самостоятель¬ное создание элементов киносценария небольших эпизодов. Пред¬полагается, что по мере овладения учениками приемом усложня¬ются как произведения, на основе которых составляется кино¬сценарий, так и описания в киносценарии: к предложенному изо¬бражению добавляется музыкальное сопровождение, цветовое и световое оформление, операторская точка зрения и т. п. Материал для киносценария в начальной школе подбирается учителем в соответствии со следующими требованиями: 1) произведение, по которому составляется киносценарий, дол¬жно быть небольшого объема, в противном случае выбирается отдельный эпизод; 2) в произведении или эпизоде действует небольшое количе¬ство персонажей; 3) если работа ведется с эпизодом, то он должен играть осо¬бую роль в структуре произведения (раскрывать одно из качеств характера персонажа, быть кульминационным и т.п.). Тема следующего выступающего называлась «Использование перекрестной дискуссии на уроках литературного чтения в начальной школе» и рассказывала нам Ермолаева Анна Дмитриевна, учитель начальных классов ГБОУ Лицея №150 Калининского района. Как правило, использование перекрестной дискуссии происходит на стадии осмысление (поиск ответов). Эта стадия подразумевает собой поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если чтото непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями. Как это происходит: По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии. Следующая представленная тема называлась «Использование приема иллюстрирования при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе» и представляла нам ее Кирилина Юлия Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №524 Московского района. Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. При этом каждый художник-иллюстратор, толкуя литературное произведение, отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения. При анализе литературного произведения иллюстрации использую чаще, особенно в работе над отдельным эпизодом. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к эпизоду и подвести к анализу словесно-образной ткани отрывка путем сопоставления зрительного образа с текстом. Цели, а в зависимости от них и приемы использования иллюстраций могут быть различны. Подчеркну также возможность использования иллюстраций для развития речи учащихся, особенно интересны в этом плане иллюстрации-пейзажи. Таким образом, методические рекомендации использования иллюстраций предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов в каждом отдельном произведении. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять почувствовать пережить суть идей, картин, образов художественных произведений. Закрепить их в зрительном образе. Далее мы обсуждали тему «Использование активных технологий обучения на уроках русского языка для достижения планируемых результатов» с Горшковой Еленой Валерьевной, учителем начальных классов ГБОУ СОШ №316 Фрунзенского района, Почетным работником РФ. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Считаю, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); • содержания учебного материала; • применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Активные методы обучения следует также применять для: - Активизации познавательной активности учащихся; - Развития способности к самостоятельному обучению; - Выработки навыков работы в коллективе; - Коррекции самооценки учащихся; - Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями). Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей: - Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала; - Развитие навыков активного слушания; - Отработка изучаемого материала; - Развитие навыков принятия решения; - Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме. Далее была не менее интересная тема «Формирование орфографических умений у младших школьников на уроках русского языка»,которую нам рассказала Гулюгина Марина Олеговна, учитель начальных классов ГБОУ «Академическая гимназия №56», Почетный работник общего образования. Для достижения поставленной цели мы изучили природу орфографических навыков; проанализировали педагогическое наследие прошлых лет в области методики орфографии, а также методические рекомендации современных педагогов; разработали свои способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников. Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения. Орфографический навык – это автоматизировавшийся компонент речевого действия. Его формированию предшествует овладение учащимися орфографическим действием, в котором выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). А значит, уже с 1 класса у учеников нужно формировать следующие умения: 1. ставить орфографические задачи (находить орфограммы); 2. устанавливать тип орфограммы и относить её к определённому правилу (выбирать правило); 3. правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи (определить способ проверки, сделать проверку и записать слово без ошибок); 4. осуществлять орфографический самоконтроль. Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с учащимися, которая включает в себя три последовательных шага. Во-первых, нужно научить учеников слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, т. к. впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Поэтому вторым шагом будет выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т. е. Ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Но трудность заключается в том, что работу по формированию грамотного письма надо вести не поэтапно, а одновременно. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Далее мы перешли к теме «Работа со справочной литературой на уроках русского языка»,которую представила нам Логинова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов ГБОУ «Академическая гимназия №56», Почетный работник общего образования. Русский язык постоянно развивается и обогащается, языковые процессы и языковые нормы фиксируются в лингвистической литературе. Умение работать со справочной литературой имеет большое значение и требует особого внимания на уроках русского языка. Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности, развитие орфографической и синтаксической грамотности: -овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. -формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. Работа со словарями - это одна из новых технологий при обучении русскому языку культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи. Следующая тема называлась «Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в начальной школе» и представила нам ее Мартынова Марина Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №276 Красносельского района. Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения. Часть учеников плохо запоминает материал только потому, что не знакома с рациональными приемами запоминания. Задача учителя – научить детей пользоваться адекватными способами запоминания. Необходимо учить детей приёмам запоминания и припоминания - этому способствует мнемотехника. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) Алгоритм мнемотехники – это ЗАПОМНИЛ - СОХРАНИЛ - ВОСПРОИЗВЕЛ Мнемотехника – помогает развивать: • ассоциативное мышление, • зрительную и слуховую память, • зрительное и слуховое внимание, • воображение, • связную речь. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Предпоследняя тема, которую мы обсуждали, была одна из актуальных: «Формирование структуры и содержания УМК по русскому языку и литературному чтению для детей мигрантов и переселенцев в соответствии с ФГОС». Представил нам эту тему Бабурин Александр Владимирович, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение», автор учебников по литературному чтению для детей мигрантов и переселенцев. Учебник по литературному чтению решает задачи не только обучения детей мигрантов и переселенцев, но и их воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. В процессе освоения курса литературного чтения, у детей мигрантов повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. В учебники включены художественные произведения современных авторов и классиков русской, родной для учащихся и зарубежной литературы. Тексты произведений имеют выраженную воспитательную направленность и высокий обучающий потенциал, Представленная в учебниках система заданий направлена на развитие творческих возможностей учащихся и обеспечивает поэтапное формирование у них умений работать с текстом произведений и пересказывать их. Особое внимание уделено словарной работе, позволяющей расширять не только лексический запас учащихся, но и их представления об окружающем мире, что влияет на формирование творческих возможностей детей. Ну и последняя тема секции называлась «Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения» ,которую нам представила Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, соавтор учебников по литературному чтению в УМК «Школа России». Что такое оценивание? Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования. Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности. Роль и функции новой системы оценки достижения планируемых результатов Система оценивания выступает не образовательного процесса, но и как: только как средство обучения, регулятор -самостоятельный и самоценный элемент содержания; -средство повышения эффективности преподавания и учения; -фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор программы обучения. Общие принципы контрольно-оценочной деятельности Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности. Принципы контрольно-оценочной деятельности -Принцип «блокового» контроля (контрольные работы проводятся по блокам); -Принцип дифференциации (материал разного уровня сложности); -Принцип выбора (обучающийся выбирает задания из набора известных, освоенных в процессе изучения по данному предмету); -Принцип непрерывности (учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении); -Гибкость и вариативность инструментария оценки; -Сочетание качественной и количественной составляющих оценки; -Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение). Процедуры и механизмы оценки в начальной школе: Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Итоговая оценка – «точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Это может быть: - выборки детских работ; - систематизированные материалы наблюдений; - материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Правила новой технологии оценивания. -Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний. -Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). -За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. -За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. -Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности -«отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно». В заключении хотелось бы сказать о том, что для меня, как для начинающего педагога, конференция была достаточно интересной, поучительной. Много для себя сделала заметок. Хотелось бы выразить огромную благодарность тем педагогам, которые там выступали и делились своим опытом!