Положение об организации и обучении по программам дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
(МБОУ «ЗСШ»)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «ЗСШ»
________ /Г.Н. Ляшкова/
от 04.06. 2024 г.

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Педагогического совета
от 03.06. 2024 г. №5

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории
Республики Крым»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБОУ «ЗСШ»
(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», уставом МБОУ «ЗСШ» (далее – школа).
1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам школы (далее –
образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов.
1.3. Положение является обязательным к исполнению для структурных подразделений
школы, осуществляющих деятельность по образовательным программам.
2. Формирование и утверждение образовательных программ
2.1.
В
школе
реализуются
образовательные
программы
различной
направленности: технической,
естественно-научной,
туристско-краеведческой,
художественной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарная.
2.2. Требования к структуре образовательных программ.
2.3. Структура общеобразовательных общеразвивающих программ должна включать:
а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная
программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и
направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок

реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов)
образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы.
Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 1 к
письму от 18.11.2015 № 09-3242;
б) пояснительную записку: общая характеристика программы, которая отражает
актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию
учащихся, объем и срок освоения программы, форму обучения, отличительные
особенности (при наличии), условия реализации программы, планируемые результаты;
в) содержание программы:
учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 к письму
Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. План может быть составлен на весь
период освоения программы или на учебный год, если срок реализации
программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны:
перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности
воспитанников, формы аттестации;
 календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в
приложении 3 к письму Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен
содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия,
количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля.


Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие
программы курсов, дисциплин или иных компонентов и при наличии условий, указанных в
пункте 4.5 настоящего Положения, – индивидуальные учебные планы;
г) организационно-педагогические условия:
кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и
обслуживающего персонала, уровень их образования;
 материально-технические: помещение, учебное оборудование;
 учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные
материалы;


д) оценку качества освоения программы: формы текущего контроля, формы
промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных
вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты.
2.4. Согласование образовательных программ.
2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и
согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медикопедагогической комиссии.
2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной
предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы.
2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ.
2.5.1. Образовательную программу утверждает директор школы.

программы

2.5.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном
сайте школы: https://mbouzsh.krymschool.ru
2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в структурном
подразделении, копии – у педагогов дополнительного образования и заместителя директора
по учебно-воспитательной работе.
2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и
социальной сферы.
3. Прием на обучение и отчисление обучающихся
3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся школы в возрасте
от 6,5 до 18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не
обусловлено спецификой реализуемой программы. При наличии свободных мест к
обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных организаций.
3.2. Прием на обучение.
3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в
течение календарного года, включая каникулярное время.
3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и
официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии
утвержденной образовательной программы.
3.2.3. Для поступления на обучение ребёнка в новом учебном году заявитель родитель
(законный представитель) подает заявку на обучение ребенка в выбранном им кружка или
объединения, запись на которые открыта через информационный портал «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Республики
Крым»
по
ссылке https://р82.навигатор.дети
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические группы к
заявлению дополнительно представляется медицинское заключение о состоянии здоровья
обучающегося.
3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы.
3.3. Отчисление.
3.3.1. Отчисление обучающихся производится:
а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при переводе
обучающегося в другую образовательную организацию;
б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей);
в) по инициативе школы или структурного подразделения:
при грубом нарушении устава школы и правил поведения обучающихся.
Отчисление проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания к
обучающимся старше 15 лет;
 в случае нарушения порядка приема по вине обучающегося;


г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе:
в случае ликвидации школы или структурного подразделения;
при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную
деятельность;
 в связи со смертью обучающегося.



3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы.
3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и
утвержденной образовательной программой.
4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может
осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Обучающиеся школы осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по
основной общеобразовательной программе.
4.3. Программы реализуются структурным подразделением школы как самостоятельно, так
и посредством сетевых форм их реализации.
4.4.
Обучение
осуществляется
очно,
в
том
числе
с
применением
дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) и электронного обучения
(далее – ЭО), если это позволяет реализуемая программа.
4.5. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом
объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
4.6. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
программы. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.7. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с
учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных
особенностей обучающихся.
4.8. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители).
4.9. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и
внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.10. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание
необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей
(законных представителей).
4.11. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия,

консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных
занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 45 минут. Количество занятий в неделю определяется руководителем
(кружка) объединения.
5. Особенности организации учебного процесса с применением электронного обучения
и правила ведения электронного журнала посещаемости обучающихся в Навигаторе
дополнительного образования.
5.1. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ в школе обеспечиваются условия
для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей
в
себя
электронные
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
гарантирующей освоение обучающимися программ в полном объеме.
5.2. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ Центр самостоятельно
определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых
путем
непосредственного
взаимодействия
педагогических
работников
с
обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ.
5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается
отсутствие аудиторных занятий.
5.4. Необходимым условием реализации программ с применением ЭО и ДОТ является
наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая
обеспечивает:
предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного
подразделения централизованного автоматизированного управления обучением;
 быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию
и возможность многократного использования;
 единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с
современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ;
 широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.


5.5. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ материально-техническая база
включает в себя:









техническую
и
административную
инфраструктуру,
платформу
для
структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и
асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом;
компьютерные классы;
приемные станции, в том числе сети интернет со скоростью не менее 100 Мб/с;
подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или)
корпоративной компьютерной сети;
электронный архив учебного материала;
электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин;
офисное оборудование.

5.6. Требования к техническому
педагогического работника:

оснащению

рабочего

места

обучающегося

и

персональный компьютер с доступом к сети интернет: операционная система н
ениже Windows 7 и программное обеспечение – DirectX, Adobe Flash Player,
Microsoft Explorer;
 компьютерная
периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)
аудиоколонки;
 доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю.


5.7. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления
образовательной деятельности является местонахождение школы независимо от
местонахождения обучающихся.
5.8. Электронный Журнал посещаемости рассчитан на учебный период обучения с 1
сентября и ведется в каждой учебной группе, по каждому предмету в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой (далее - программа).
Журнал посещаемости группы представляет из себя таблицу, в которой отражены:
1. Ф.И.О. участников группы
2. Даты проведения занятий
3. Ф.И.О. педагога
4. Название программы.
5.8.1. Информация о начале обучения или переводе обучающегося будет отображаться в
журнале посещаемости под Ф.И.О. ребёнка.
5.8.2. Ответственность за корректное, правильное введение журнала и сроки его
заполнения несет педагог дополнительного образования.
5.8.3. Журналы проверяются ежемесячно не реже двух раз в течение учебного года в
рамках административного контроля заместителем директора по учебно-воспитательной
работе.
6. Особенности организации учебного процесса для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
образовательный процесс по программам организуется с учетом особенностей их
психофизического развития. Кроме того, при реализации программ создаются специальные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
6.2. Сроки обучения по программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
может осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официального сайта школы в сети интернет с учетом особых
потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту
доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см)
рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована
шрифтом Брайля);
 присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
 выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в
часы обучения самого воспитанника;



б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров
(мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров
помещения));
 предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;


в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материальнотехнические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа
обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения школы, а
также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений).
6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой
группы.
6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
может проводиться индивидуальная работа.
6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по программам может осуществляться на основе программ, адаптированных
при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими
соответствующую переподготовку.

6.10. При реализации программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья,
детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков.
6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном
виде с учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей7. Мониторинг образовательной деятельности
7.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам
проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и
результатами реализации образовательных программ структурными подразделениями
школы.
7.2. Мониторинг осуществляется с использованием:
реестра образовательных программ, реализуемых в структурных подразделениях в
текущем календарном году;
 сведений
о
реализации
образовательных
программ
структурными
подразделениями в истекшем полугодии.


7.3. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат размещению на
официальном сайте школы:https://mbouzsh.krymschool.ru/?section_id=62
7.4. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления образовательной
программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации
программ, а также качества освоения дополнительных общеобразовательных программ
обучающимися проводится директором школы.
8. Взаимоотношения и связи
8.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной
организации строятся на основе приказа директора школы.
Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются:
выработка единой политики управления педагогическими работниками;
обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы дополнительного
образования образовательной организации.
8.2. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
организациями дополнительного образования муниципального образования городского
округа Евпатория;
учреждениями культуры;
оздоровительными организациями и т.д.

Заключительные положения
Настоящее Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается приказом директора образовательной организации.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной
Федерации.

форме

в

соответствии

действующим

законодательством

Российской

Положение о блоке дополнительного образования организации, осуществляющей
образовательную деятельность, принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном в настоящем
Положении.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».