Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «ЗСШ») УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «ЗСШ» ________ /Г.Н. Ляшкова/ от 04.06. 2024 г. РАССМОТРЕНО Протокол заседания Педагогического совета от 03.06. 2024 г. №5 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБОУ «ЗСШ» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», уставом МБОУ «ЗСШ» (далее – школа). 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам школы (далее – образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов. 1.3. Положение является обязательным к исполнению для структурных подразделений школы, осуществляющих деятельность по образовательным программам. 2. Формирование и утверждение образовательных программ 2.1. В школе реализуются образовательные программы различной направленности: технической, естественно-научной, туристско-краеведческой, художественной, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарная. 2.2. Требования к структуре образовательных программ. 2.3. Структура общеобразовательных общеразвивающих программ должна включать: а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы. Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242; б) пояснительную записку: общая характеристика программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию учащихся, объем и срок освоения программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации программы, планируемые результаты; в) содержание программы: учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 к письму Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. План может быть составлен на весь период освоения программы или на учебный год, если срок реализации программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности воспитанников, формы аттестации; календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в приложении 3 к письму Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля. Также в содержание программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов и при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, – индивидуальные учебные планы; г) организационно-педагогические условия: кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и обслуживающего персонала, уровень их образования; материально-технические: помещение, учебное оборудование; учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы; д) оценку качества освоения программы: формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты. 2.4. Согласование образовательных программ. 2.4.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медикопедагогической комиссии. 2.4.2. На последней стадии согласования проект образовательной предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы. 2.5. Утверждение и пересмотр образовательных программ. 2.5.1. Образовательную программу утверждает директор школы. программы 2.5.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте школы: https://mbouzsh.krymschool.ru 2.5.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится в структурном подразделении, копии – у педагогов дополнительного образования и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 2.5.4. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы. 3. Прием на обучение и отчисление обучающихся 3.1. К освоению образовательных программ допускаются обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до 18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных организаций. 3.2. Прием на обучение. 3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в течение календарного года, включая каникулярное время. 3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной образовательной программы. 3.2.3. Для поступления на обучение ребёнка в новом учебном году заявитель родитель (законный представитель) подает заявку на обучение ребенка в выбранном им кружка или объединения, запись на которые открыта через информационный портал «Навигатор дополнительного образования детей Республики Крым» по ссылке https://р82.навигатор.дети При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические группы к заявлению дополнительно представляется медицинское заключение о состоянии здоровья обучающегося. 3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы. 3.3. Отчисление. 3.3.1. Отчисление обучающихся производится: а) в связи с окончанием срока обучения по образовательной программе или при переводе обучающегося в другую образовательную организацию; б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей); в) по инициативе школы или структурного подразделения: при грубом нарушении устава школы и правил поведения обучающихся. Отчисление проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания к обучающимся старше 15 лет; в случае нарушения порядка приема по вине обучающегося; г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе: в случае ликвидации школы или структурного подразделения; при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность; в связи со смертью обучающегося. 3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы. 3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной образовательной программой. 4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам может осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Обучающиеся школы осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по основной общеобразовательной программе. 4.3. Программы реализуются структурным подразделением школы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 4.4. Обучение осуществляется очно, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) и электронного обучения (далее – ЭО), если это позволяет реализуемая программа. 4.5. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.6. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности программы. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.7. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 4.8. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители). 4.9. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.10. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.11. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Количество занятий в неделю определяется руководителем (кружка) объединения. 5. Особенности организации учебного процесса с применением электронного обучения и правила ведения электронного журнала посещаемости обучающихся в Навигаторе дополнительного образования. 5.1. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ в школе обеспечиваются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися программ в полном объеме. 5.2. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ Центр самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ. 5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. 5.4. Необходимым условием реализации программ с применением ЭО и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает: предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного подразделения централизованного автоматизированного управления обучением; быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию и возможность многократного использования; единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии с современными стандартами в сфере ЭО и ДОТ; широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. 5.5. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ материально-техническая база включает в себя: техническую и административную инфраструктуру, платформу для структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом; компьютерные классы; приемные станции, в том числе сети интернет со скоростью не менее 100 Мб/с; подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или) корпоративной компьютерной сети; электронный архив учебного материала; электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин; офисное оборудование. 5.6. Требования к техническому педагогического работника: оснащению рабочего места обучающегося и персональный компьютер с доступом к сети интернет: операционная система н ениже Windows 7 и программное обеспечение – DirectX, Adobe Flash Player, Microsoft Explorer; компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или) аудиоколонки; доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю. 5.7. При реализации программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы независимо от местонахождения обучающихся. 5.8. Электронный Журнал посещаемости рассчитан на учебный период обучения с 1 сентября и ведется в каждой учебной группе, по каждому предмету в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой (далее - программа). Журнал посещаемости группы представляет из себя таблицу, в которой отражены: 1. Ф.И.О. участников группы 2. Даты проведения занятий 3. Ф.И.О. педагога 4. Название программы. 5.8.1. Информация о начале обучения или переводе обучающегося будет отображаться в журнале посещаемости под Ф.И.О. ребёнка. 5.8.2. Ответственность за корректное, правильное введение журнала и сроки его заполнения несет педагог дополнительного образования. 5.8.3. Журналы проверяются ежемесячно не реже двух раз в течение учебного года в рамках административного контроля заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 6. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по программам организуется с учетом особенностей их психофизического развития. Кроме того, при реализации программ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. 6.2. Сроки обучения по программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 6.3. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может осуществляться при соблюдении следующих условий: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официального сайта школы в сети интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию школы, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого воспитанника; б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материальнотехнические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения школы, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 6.4. Численный состав объединения уменьшается при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов. 6.5. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек. 6.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы. 6.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа. 6.8. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. 6.9. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. 6.10. При реализации программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 6.11. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей7. Мониторинг образовательной деятельности 7.1. Мониторинг образовательной деятельности по образовательным программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных программ структурными подразделениями школы. 7.2. Мониторинг осуществляется с использованием: реестра образовательных программ, реализуемых в структурных подразделениях в текущем календарном году; сведений о реализации образовательных программ структурными подразделениями в истекшем полугодии. 7.3. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат размещению на официальном сайте школы:https://mbouzsh.krymschool.ru/?section_id=62 7.4. Оценка соответствия процедуры организации и осуществления образовательной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ, а также качества освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися проводится директором школы. 8. Взаимоотношения и связи 8.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной организации строятся на основе приказа директора школы. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются: выработка единой политики управления педагогическими работниками; обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ; своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы дополнительного образования образовательной организации. 8.2. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования образовательная организация взаимодействует с: организациями дополнительного образования муниципального образования городского округа Евпатория; учреждениями культуры; оздоровительными организациями и т.д. Заключительные положения Настоящее Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора образовательной организации. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной Федерации. форме в соответствии действующим законодательством Российской Положение о блоке дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном в настоящем Положении. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.