МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ»
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
на заседании
Директор
педагогического совета
МБОУ «ЗСШ» Г. Н. Ляшкова
МБОУ «ЗСШ»
Приказ № 135/1 от 16.04.2025
Протокол № 3 от 16.05.2022 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
лагеря с дневным пребыванием детей на базе
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Евпатория, 2025 г.
I. Общие положения
1. Программа воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «ЗСШ» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2024 №543 –ФЗ и на основании Федеральной программы воспитательной работы для
организаций отдыха детей и их оздоровления, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025.
2. Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностноцелевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организации отдыха детей
и их оздоровления.
3. Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России1.
4. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и
уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и
эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества
и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
5.
Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной
познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной
деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
1
Федеральная программа - 06
2
6.
Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной
познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной
деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов,
которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного
восприятия
мира,
пониманию
места
ценностей
в
окружающей
действительности,
формированию стремления к непрерывному саморазвитию.
7.
Принципы реализации Программы:
•
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
•
принцип
системности,
непрерывности
и
преемственности
воспитательной
деятельности;
•
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
•
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
•
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
•
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II.
Целевой раздел Программы
8. Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых
подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и
оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной
политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
9. Задачами Программы являются:
•
разработка единых подходов к воспитательной работе педагогических коллективов
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций,
осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере
детского отдыха;
•
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
3
деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу
воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях временных
детских коллективов и групп;
•
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга
иоценки качества воспитательного процесса при реализации Программы в организации
отдыха детей и их оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха.
10.
При реализации цели Программы следует учитывать возрастные особенности
участников смены лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ЗСШ».
7 - 1 0 лет – 1-4 классы;
1 1 - 1 4 лет – 5-7 классы.
11. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
11.1. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых
знаний - базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание
в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских,
нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье,
коллективу и Родине.
11.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является
создание
условий
для
развития
социально
значимых
и
ценностных
отношений.
Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в
принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к
традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
12. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые сквозные
векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в воспитательной работе лагеря с
дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ЗСШ».
III. Содержательный раздел
12.
В основу каждого направления воспитательной работы в лагере с дневным
4
пребыванием ЛДП МБОУ «ЗСШ» заложены базовые ценности, которые способствуют
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы лагере с дневным пребыванием детей
«Морской бриз» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ЛДП
МБОУ «ЗСШ» в себя:
•
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к многонациональному
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, знание и уважение прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации;
•
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
•
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей;
•
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства;
•
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся
результатов в труде, профессиональной деятельности;
•
физическое воспитание: формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной
организации
оздоровительного
процесса,
эффективной
физкультурно-
оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды,
освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
•
экологическое
воспитание:
формирование
экологической
культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
5
традиционных духовных ценностей;
•
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
13.
В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории,
как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней,
вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с
духовными ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
•
исторические игры, информационные минутки «Интересная история», экскурсии в
школьный музей на которых детям демонстрируются образцы нравственного поведения
через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с
героями-защитниками Отечества;
•
игровые форматы, квесты, эрудит игры, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским культурным наследием литературы, музыки, изобразительного
творчества, архитектуры, театра, кинематографа, мультипликации;
•
киноклуб в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки России», отражающие
ценности созидания и науки: стремление к познанию себя и других людей, природы и
общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства,
позволяющего
популяризировать
формы
детского
интеллектуального
досуга:
проведение интеллектуальных и познавательных игр; организация конструкторской,
исследовательской и проектной деятельности; просмотр научно-популярных фильмов;
встречи с людьми, добившимися успехов в различных сферах деятельности;
•
экскурсии, направленные на изучение Родного края, русского языка и языков народов
России, населенного пункта как культурного пространства;
•
посещение театра им. Пушкина, Краеведческого музея, Евпаторийского ТЮЗа, театра
марионеток, маршрута Малый Иеруслим тематические беседы на тему духовнонравственного воспитания; проведение обсуждений на темы морали, духовных
ценностей, честности, справедливости и милосердия.
14.
В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять
комплексов мероприятий:
14.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
6
историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим
единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков,
передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы
мероприятий:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников
Российской Федерации, тематические дни;
14.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью,
защитой российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов
героев Отечества, сохранением исторической правды.
Предполагаемые форматы мероприятий:
•
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность
сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших
мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях
нацистов, которые не имеют срока давности;
•
проведение встреч с героями России, экскурсия в школьный музей, деятельность
которых направлена на просвещение, сохранение и защиту исторической правды;
•
посещение
мемориальных
комплексов
и
памятных
мест,
посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников
в годы Великой Отечественной войны.
14.3. Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившемуся государственному единству, и приверженности Российскому
государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во
взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением детей и
молодежи (далее - Движение Первых). Проведение Дня Первых. Совместные мероприятия со
службой МЧС.
14.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным
языком Российской Федерации
Предполагаемые формы мероприятий:
•
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской литературе и
7
русской культуре (День рождения А. С. Пушкина).
•
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: литературная гостиная
«Читаем вместе», творческая мастерская по созданию иллюстраций к известным
произведениям, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям
России.
14.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и
бережным отношением в использовании природных ресурсов. Предполагаемые формы
мероприятий: экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать
природные объекты в естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость
в целостной экосистеме; беседы об особенностях родного края; проект «Лучшая школа»
15.
Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и
общественной безопасности отбираются только те формы, которые вы используете в вашей
организации.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
•
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
•
беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса
детей к занятиям физкультурой и спортом;
•
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и
подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного
процесса в организации;
•
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на
дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности
при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в
общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей;
•
проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых
веществ;
8
•
разработка
и
реализация
разных
форм
профилактических
воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные
молодежные,
религиозные
объединения,
субкультуры,
информирующие
о
безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской
обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности.
16.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
16.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа» .
Спортивно-оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей ЛДП МБОУ
«ЗСШ» включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста
детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
•
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по графику,
максимально на открытых площадках;
•
различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная,
дыхательная, беговая, игровая);
•
спортивно-массовых
мероприятий,
предполагающих
спартакиады,
спортивные
соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
•
организации работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинским
персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
16.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной,
ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами
государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом
передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их
оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
9
просмотр
отечественных
кинофильмов,
спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных
экскурсиях и выставках; проведение чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию
иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений, созданных
отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Изучение игр народов России, танцев народов России и Крыма.
16.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность направлений
психологопедагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их пребывания
в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и укрепление психического
здоровья детей; содействие в раскрытии творческого потенциала детей и их способностей,
выявление
и
психологическая
поддержка
одаренных
детей,
детей
с
особыми
образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников
(ветеранов) специальной военной операции; формирование коммуникативных навыков в
разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений. Формы
психолого-педагогического сопровождения: консультирование, диагностика, коррекционноразвивающая работа, профилактика, просвещение.
16.4. Модуль «Детское самоуправление».
16.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: самоуправление в
организации отдыха детей и их оздоровления может складываться из деятельности временных
и постоянных органов. Органом самоуправления в лагере является Совет командиров отряда,
куда входят помощники командиров, заместители. На Совете командиров принимаются
важные решения, обсуждаются текущие вопросы, знакомятся с планом предстоящих событий
и подводятся итоги дня(недели). Сменное лидерство. Каждый ребенок имеет право выбирать
и быть избранным лидером дня - командиром. Условия выбора: на совете отряда, анализируя
прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд,
приводят аргументы в пользу своего кандидата.
16.4.2. К временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие
и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы самоуправления
включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов.
16.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
10
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности детей строится на принципах:
•
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа детей);
•
соответствия символов и процедур награждения укладу организации отдыха детей и их
оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике организации отдыха детей и
их оздоровления;
•
прозрачности правил поощрения (будут выработаны критерии);
•
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых);
•
сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных
противоречий между детьми, получившими и не получившими награды;
•
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
16.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная
среда для детей с особыми образовательными потребностями и должно быть направлено на
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью
и адаптацию их в самостоятельной жизни.
При
организации
организационное
инклюзивного
обеспечение
пространства
(нормативно-правовая
создаются
база);
особые
условия:
материально-техническое
обеспечение, включая архитектурную доступность; кадровое обеспечение, в том числе
комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на
протяжении всего периода его пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления;
программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных образовательных
программ, программ коррекционной работы).
Специальными
задачами
воспитания
детей
с
особыми
образовательными
потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха
детей и их оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям
со стороны всех участников воспитательного процесса; построение воспитательной работы с
11
учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует ориентироваться на:
формирование
личности
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями
с
использованием соответствующих возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием вспомогательных
технических средств коллективного и индивидуального пользования и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов;(учителя прошли курсы личностноориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное
включение в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с
особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников,
воспитателей, вожатых, педагогов-психологов, учителей-логопедов).
16.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное
просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб и осуществляется через:
•
профориентационные игры: симуляции, квесты, расширяющие знания детей о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной детям профессиональной деятельности;
•
организация тематических дней смен, в работе которых принимают участие эксперты
из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где дети могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той
или иной профессии, развить в себе соответствующие навыки, расширить знания о
рынке труда.
16.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении
Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с
целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и
роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу
12
воспитательной работы тематический День Первых - эффективно построенная система
воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее
развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной
деятельности, с другой - формирование и расширение представлений о Движении Первых,
стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих
возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
•
классные встречи с успешными активистами Движения Первых - открытый диалог
«путь
к
успеху»,
мотивационная
встреча
«равный-равному»
способствует
формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены
на примере успеха ровесника;
•
волонтерские мастер-классы - проведение занятий и встреч для знакомства детей с
принципами, направлениями волонтерства и его историей;
•
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон - вклад
в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
•
организация мероприятий для младших отрядов - старшие дети помогают в
организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки
заботы о других и лидерские качества;
•
обучение навыкам оказания первой помощи - тренинги по оказанию первой помощи
помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных
ситуациях;
•
медиа-волонтерство - ведение блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских
инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков
коммуникациии медиа-творчества.
17.
Вариативные содержательные модули.
Отбираются только те модули и формы, которые есть в вашей организации
17.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы,
тематические экскурсии: экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в школьный
музей.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в
13
природной среде, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность,
оценка результативности экскурсии и похода.
Экскурсии:
•
античное городище «Чайка»;
•
Заозерненский Маяк;
•
Заозерненский сквер;
•
«Малый Иерусалим»;
•
Посещение Кванториума;
•
Поход в Кинотеатр.
17.1. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления
реализуется по сетевому взаимодействию с социальными партнерами. В ЛДП МБОУ «ЗСШ»
планируется организация кружков:
•
театральная студия «Смайлик»
•
«Спортивные игры»
17.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
•
телемосты, онлайн- встречи, видеоконференции;
•
занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности,
информационной
грамотности,
противодействие
распространению
идеологии
терроризма, профилактики травли в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»;
•
онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных-сетях;
•
освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в официальных
группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Воспитательный потенциал медиа пространства реализуется в рамках следующих
видов и форм воспитательной работы:
•
детский редакционный совет с участием консультирующих их взрослых, целью
которого является освещение (через детскую газету (стенгазету), детское радио или
телевидение, телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни своего отряда
или организации отдыха детей и их оздоровления;
14
•
детская группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайта организации и
соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности
организации отдыха детей и их оздоровления в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности, информационного продвижения ценностей
организации отдыха детей и их оздоровления и организации виртуальной диалоговой
площадки,
на
которой
детьми,
педагогическими
работниками
и
родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями) могли бы
открыто обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы;
•
детская медиа-студия, в рамках которой создаются фотографии, ролики, клипы,
осуществляется
монтаж
познавательных,
документальных,
анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, экологическое,
патриотическое просвещение аудитории;
•
участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими творческими
медиа продуктами.
17.3. Модуль «Проектная деятельность».
Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления в
основном реализуется в формах: конкурс детских проектов «Крутое лето». Результатом
проектной деятельности станет конкурс клипов «Наше лето в лагере». А также результатом
проектной деятельности станут проекты «Школа будущего»
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно занимаются поиском
необходимой информации, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные
материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая
тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
18.Уровни реализации содержания включают в себя:
17.4. Общелагерный
уровень, который определяет
установки
содержания и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия»
(включая региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены,
включая все направления и всех специалистов, должна представлять собой совместное
15
«проживание» участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
17.5. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются исходя из возрастных особенностей и
предполагают реализацию содержания по дружинам. Одной из эффективных и универсальных
форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»),
которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с особенностями своего
уклада.
17.6. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми
направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне.
Особенность работы заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.7. Отрядный
уровень,
который
является
ключевым
воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и совместного
творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы
предусматривает:
•
планирование и проведение отрядной деятельности;
•
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения;
доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных
ситуаций;
•
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение
каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
•
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры,
элементы тренингов.
•
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в
организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия, девиза,
16
эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
•
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
•
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ
смены, результатов;
•
поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы
отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При
формировании структуры отрядного самоуправления возможно применение метода
чередования творческих поручений;
•
проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
•
проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой):
огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек- анализ дня, огонек
прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и педагогами
прожитого
дня,
анализ
проведенных
акций
и
складывающихся
в
отряде
взаимоотношений;
18.
Система
индивидуальной
работы
с
ребенком,
а
также
психолого-
педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и
их оздоровления направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной
компетенции у воспитанников.
I.
Организационный раздел
Особенности воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «ЗСШ» обусловлены прежде всего их ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его
занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой деятельностью, а также
средой, в которой реализуется Программа.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе
общеобразовательных организаций. Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны
формы работы, не требующие длительной подготовки, репетиций с участниками.
17
Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве
одного из методов. В связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с
дневным пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной
организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
Уклад лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ЗСШ» задает расписание
деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытность организации. На формирование уклада лагеря с дневным пребыванием детей на
базе МБОУ «ЗСШ» влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные,
социально- экономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
Уклад лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ЗСШ» непосредственно
связан с такими характеристиками, как открытость организации как социальной среды;
многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности, подвижность
межличностных контактов, интенсивность отношений); предопределенность законов и
традиций.
Элементами уклада являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада
повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации. В системе непрерывного
образования летние каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и
оздоровления детей и подростков. Летний отдых – это не только социальная защита, это
период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной полезных увлечений и занятий, могут
научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Лето - наилучшая пора
для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют
возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно
посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Именно такие возможности для
каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для
педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников,
восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
18
познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Не все дети
имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из дома к родственникам в другие
места. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью.
Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным
происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска, во избежание
подобного в МБОУ «ЗСШ» создана программа смены организации летнего отдыха детей. На
базе МБОУ «ЗСШ» планируется работа летнего лагеря с дневным пребыванием детей с
27.05.2025г по 27.06.2025 г. (одна смена) с 07:45 -14.00 с двухразовым питанием. Возраст
воспитанников- 7-14 лет. По опросу родителей планируется 90 человек. Всего создается 3
отрядов, вместимостью по 30 человек. Преимущество при формировании отрядов отдается
детям льготных категорий. Для ежедневного отдыха детей используются игровые комнаты. С
целью укрепления физического здоровья используется спортивный зал. С целью реализации
креативной
линии, индивидуальных
особенностей
детей,
социализации
ребенка в
коллективной деятельности через разнообразные формы и методы организации досуга –
актовый зал, библиотека, ресурсный центр, кабинет изобразительного искусства, кабинет
музыки, гардероб.
Символическое пространство лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ
«ЗСШ» включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную
культуру, ритуалы. Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей
и их оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами
жизнедеятельности организации, и государственной политикой в области воспитания,
используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура основана на
отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества. Легенды
родного края являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе
обсуждения с коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой
воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления. Также к
символическому пространству относятся информационные стенды для детей и сотрудников,
отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды.
Основные характеристики уклада детского лагеря:
•
основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный
контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического
коллектива;
19
•
местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историкокультурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
•
организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных
программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия,
круглосуточное или дневное пребывание);
•
наличие социальных партнеров;
•
особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря
•
кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
Режим, соблюдение которого
связано с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка, что подкреплено
правилами: «закон точности» («ноль- ноль»), «закон территории» и другие. Режим в
школьном лагере предполагает, что воспитанники приходят в школу к началу рабочего
дня лагеря согласно установленному графику. Дети выполняют утреннюю физзарядку
под руководством воспитателя.
Правила безопасности:
Охрана территории. Территория лагеря огорожена, есть охранные патрули и
видеонаблюдение. Попасть внутрь можно только по пропуску и предварительной
договорённости.
Предотвращение несчастных случаев. Воспитатели всегда находятся вместе с отрядом
и знают, где находятся дети, за которых они отвечают. Чёткий режим и насыщенная программа
позволяют заполнить день продуктивной деятельностью и организованными мероприятиями.
Медицинское сопровождение. Медицинская помощь доступна в любое время дня и
ночи. Вожатые и инструкторы напоминают детям, что при плохом самочувствии нужно без
промедления обращаться к любым сотрудникам или в медпункт.
Противопожарная
безопасность.
Школа
оснащена
системами
оповещения
и
пожаротушения. Все сотрудники проходят регулярную переподготовку по обеспечению
противопожарных мер. С детьми на игровых тренингах отрабатываются маршруты эвакуации
и поведение при пожаре.
Правила поведения во время массовых мероприятий. Всегда находиться вместе со
своим отрядом. Если мероприятие запланировано на улице, то у каждого должен быть
головной убор.
Безопасное поведение в походе. Одежда для похода: длинные рукава и брюки, удобная
закрытая обувь, подходящий
головной убор.
20
Обязательно следовать
инструкциям
руководителя группы, не отставать от группы, придерживаться маршрута.
Поведение при чрезвычайных ситуациях. В случае возникновения чрезвычайной
ситуации (пожар в здании, пожар на территории лагеря, задымление, террористических актах
и т. д.) строго следовать указаниям воспитателя, инструкциям по технике безопасности при
ЧС.
Ритуалы:
•
торжественные (по поводу символических событий из жизни организации отдыха детей
и их оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные
с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак), организация почетного
караула, смотр, парад, ритуалы почести героям: возложение гирлянд и другое;
•
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации
эмоционально-игровой
(традиционные)
атмосферой.
действия,
Они
необходимые
регулируют
для
самые
стабильного
повторяющиеся
функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка.
Символическое пространство включает в себя традиции, правила, кричалки, песенномузыкальную культуру, ритуалы и другие.
Информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн
воспитывающей среды, малые архитектурные формы.
Реализация Программы включает в себя:
Подготовительный этап в школьном лагере начинается за 3 месяца до его открытия. В
этот период моделируют содержание, основные формы и методы работы, систему управления,
логику развития смены.
Некоторые задачи подготовительного этапа:
Нормативно-правовая подготовка. Издание приказа по школе об организации лагеря,
разработка и утверждение положения о лагере, программы воспитательной работы,
должностных инструкций персонала.
Формирование кадрового состава. Подбор начальника лагеря и воспитателей,
назначение медработника и ответственного за безопасность, проведение инструктажей по
охране труда, пожарной безопасности и профилактике инфекционных заболеваний.
Материально-техническое оснащение. Проверка исправности туалетных комнат и
систем вентиляции, закупка необходимого оборудования и инвентаря.
Организационно-методическая работа. Разработка режима дня, плана-сетки
мероприятий, критериев оценки эффективности, подготовка анкет для родителей, шаблонов
21
отчётности.
Подготовка территории. Уборка помещений и пришкольной территории, оформление
стендов с правилами лагеря, тематических уголков и «уголка безопасности», разметка зон для
подвижных игр и тихого отдыха.
Реализация Программы включает в себя:
Подготовительный этап в школьном лагере начинается за 2 месяца до его открытия. В
этот период моделируют содержание, основные формы и методы работы, систему управления,
логику развития смены.
Основные задачи подготовительного этапа:
1. Нормативно-правовая подготовка. Издание приказа по школе об организации лагеря,
разработка и утверждение положения о лагере, программы воспитательной работы,
должностных инструкций персонала.
2. Формирование кадрового состава. Подбор начальника лагеря и воспитателей,
назначение медработника и ответственного за безопасность, проведение инструктажей по
охране труда, пожарной безопасности и профилактике инфекционных заболеваний.
3. Материально-техническое оснащение. Проверка исправности туалетных комнат и
систем вентиляции, закупка необходимого оборудования и инвентаря.
4. Организационно-методическая работа. Разработка режима дня, плана-сетки
мероприятий, критериев оценки эффективности, подготовка анкет для родителей, шаблонов
отчётности.
5. Подготовка территории. Уборка помещений и пришкольной территории,
оформление стендов с правилами лагеря, тематических уголков и «уголка безопасности»,
разметка зон для подвижных игр и тихого отдыха.
6.Работа с родителями. Проведение собрания, сбор пакета документов для зачисления,
информирование через школьный сайт и соцсети, чаты в мессенджерах.
Заключительные проверки. Приёмка лагеря комиссией, подписание акта о готовности
ЛДП.
Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация детей
к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и
их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного потенциала
22
каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в иных
объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных
(обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной
деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и формированию
индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Содержание событий
итогового периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных
формах воспитательной работы в календарном плане.
Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности,
сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по
возвращении
в постоянный
детских коллектив посредством обратной
связи
или
характеристик, направленных или переданных в образовательную организацию.
Анализ воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием МБОУ «ЗСШ»
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их
решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который
проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной
кампании.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент - педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать
личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и
понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы
по саморазвитию.
2.Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и
взрослых.
23
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
3.Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении
самоанализа организуемой воспитательной работы:
•
социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ,
фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
•
педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые
методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного
процесса является воспитательная работа.
Объектом
анализа
являются
воспитательные
мероприятия
и
результаты
воспитательной работы.
4. Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
5. Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный план
воспитательной работы.
6. Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем
директора по воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом,
педагогом-организатором,
социальным
педагогом
(при
наличии)
с
последующим
обсуждением результатов на педагогическом совете.
7. Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться
аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания на
следующий год.
Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации
Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными
организациями, организациями
культуры, спорта, общественными
и
молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Партнерские взаимодействия с Движением Первых, Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и
24
юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым», Муниципальное
Бюджетное Образовательное Учреждение Станция Юных техников Детский технопарк
«Кванториум», МБУК Евпаторийский краеведческий музей, Музей истории Крымской войны,
Крымский государственный ТЮЗ, Евпаторийский театр имени А.С. Пушкина,Театр-студия
кукол Марионетки.
Участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках данной
Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические
дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники,
торжественные мероприятия и другие);
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским
сообществом - родителями (законными представителями) детей - может предусматривать
следующие форматы:
Ознакомление родителей (законных представителей) до начала смены ребенка в
организацию отдыха детей и их оздоровления об особенностях воспитательной работы,
внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах, которые понадобятся ребенку, с
помощью информации на сайте организации, в социальных сетях и мессенджерах.
При наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
детей- инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, в отношении
которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и так далее, осуществляется
целевое взаимодействие с их родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями).
Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм кадрового
обеспечения в ЛДП МБОУ «ЗСШ» на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми
Кадровое обеспечение школьного лагеря включает в себя различные должности, такие
как воспитатели, спорт инструктор, педагоги дополнительного образования, медицинский
работник.
Права и обязанности работников школьного лагеря определяются должностными
инструкциями.
Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для специалистов,
ответственных за реализацию содержания программы смены.
Методическое обеспечение осуществляется заместителем директора по УВР,
25
начальником лагеря и воспитателями.
Также в обеспечении работы лагеря может быть задействована психологопедагогическая служба, которая проводит тематические занятия, консультации и тренинги.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию
содержания программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии
ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические
материалы.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы определят базовый
минимум, который необходим для любого типа организации отдыха детей и их оздоровления
для качественной реализации содержания программы воспитательной работы (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или
запланированные):
•
флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации,
флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их
оздоровления (при наличии);
•
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
•
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места,
отрядные уголки (стенды);
•
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
•
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий.
26
Приложение № 2
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ на 2025 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной
деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря. План разделен на модули, которые
отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни
проведения мероприятий.
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в
борьбе с нацизмом. Решение объявить 2025 год именно посвященным Великой победе, было принято не случайно. С его помощью
получится сделать своеобразный посыл всему миру, объединиться против нацизма, и отстоять историческую правду. Это стало
необходимостью на фоне попыток некоторых соседних государств стереть память о подвиге великого народа в спасении целого
человечества, поэтому касается каждого.
№
Наименование мероприятия
Форма проведения
Уровень
проведения
Модуль «Мир»
Просмотр фильма с
1
Кинолекторий в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки России»
2
Посещение Заозерненнского центра досуга.
обсуждением
экскурсия
общелагерный
3
Экскурсия «Городище Чайка»
экскурсия
Общелагерный
последующим
отрядный
Модуль «Человек»
1
«Как оказать первую помощь»
беседа
отрядный
2
Инструктажи по ТБ и правилам поведения в лагере.
беседа
отрядный
3
Беседа с медработником
беседа
отрядный
27
4
Конкурс рисунков «Правила ПДД соблюдай!»
конкурс
отрядный
5
Познавательный турнир «Мы Знатоки дорожной азбуки».
беседа
отрядный
6
ПДД викторина.
викторина
отрядный
беседа
отрядный
7
Беседа с инспектором ГИБДД «К чему приводит нарушение правил дорожного
движения
8
«Правила поведения на водных объектах.»
беседа
отрядный
9
Беседа «Опасные растения»
беседа
отрядный
10
Беседа о вреде курения
беседа
Отрядный
11
Встречи с сотрудниками МЧС «Противопожарная безопасность»
беседа
отрядный
12
Викторина «Своя игра»
викторина
отрядная
13
Викторина «Земля»
викторина
отрядная
14
Беседа о кибербезопасности
беседа
Модуль «Россия»
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
1
Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных
линейка
общелагерный
экскурсия
отрядный
праздников Российской Федерации, тематические дни;
2
Экскурсия в школьный музей «Мой Крым»
28
3
Тематический час «Герой моей семьи»
беседа
отрядный
4
Урок мужества «Без срока давности»
тематическое занятие
отрядный
5 22 июня - День памяти и скорби. Митинг-возложение к мемориальным доскам
на фасаде школы.
митинг
общелагерный
6
Концерт к дню защиты детей «Будущее страны»
концерт
отрядный
7
Конкурс «Знаток русского языка»
викторина
отрядный
8 Творческая мастерская по созданию иллюстраций к известным произведениям
А.С. Пушкина
9
Выставка книг, посвященных русскому языку, русской литературе и русской
культуре
10
Проект школьный двор
отрядный
Выставка
Уход за школьной
общелагерный
отрядный
территорией
отрядный
11
Экомарафон «Сохраняй и создавай»
12
Поход на Маяк
экскурсия
отрядный
13
Викторина «Моя Россия»
викторина
отрядный
14
Акция «окна России»
Мастер-класс от Первых
отрядный
15
Фестиваль костюмов народов России «Мы - едины!»
фестиваль
отрядный
29
Модуль «Культура России»
1
Концерт к Дню России. «Моя Россия-моя любовь!»
концерт
отрядный
2
Выставка книг, посвященных русскому языку, русской литературе и русской
культуре
Выставка
общелагерный
3
Кинолекторий в рамках проекта «Киноуроки России»
занятие
общелагерное
4
Фестиваль дворовых игр народов России «Мы - одна команда!»
фестиваль
Общелагерный
Модуль «Детское самоуправление
1
Выбор временного командира отряда, совета отряда
Отрядное дело
отрядное
2
Итоги дня: вручение поощрения за лучшее исполнение поручений
Отрядное дело
отрядный
3
Награждение по итогам смены
общелагерное
4
Анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами
общелагерный
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение
1
«Играю я - играют друзья» -игры на выявление лидеров
игра
отрядный
2
Игры на сплочение коллектива: «Атомы», «Путаница», «Построение по...»
игра
отрядный
3
«Я успешен»
беседа
отрядный
30
4
«Круг друзей»
мероприятие
общелагерный
5
Проведение анкетирования -обратная связь
анкетирование
отрядный
Модуль спортивно-оздоровительная работа
Спортивные соревнования общелагерная
1
Квест «В мире Гарри Поттера»
2
Утренняя зарядка
3
Спортивный праздник «Шаг к Олимпу»
4
«В здоровом теле-здоровый дух».
Информационная беседа по
Знакомству с правилами
здорового питания
отрядная
5
Викторина «В мире спорта»
викторина
отрядная
гимнастика
общелагерный
Спортивные соревнования общелагерный
Модуль «Профориентация».
1
2
3
Спортивные соревнования общелагерный
Эстафета «Юный пожарный»
Встречи
с
сотрудниками
МЧС «Противопожарная безопасность»
Беседа с инспектором ГИБДД «К чему приводит нарушение правил дорожного
движения
беседа
отрядный
беседа
отрядный
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»
31
общелагерный
1
Утренняя гигиеническая гимнастика «Вызов Первых» Кричалки Первых
2
Флэшмоб «Лето Первых»
общелагерный
3
Мастер-класс «Оказание первой помощи» активистами Движения Первых
отрядный
4
Игра «За нами будущее»
гимнастика
игра
общелагерный
Модуль «Экскурсии и походы».
1
Тематические Экскурсия в школьный музей
экскурсия
отрядный
2
Экскурсия «Малый Иерусалим»
экскурсия
общелагерный
3
Посещение Кванториума
поход
общелагерный
4
Поход в Кинотеатр
поход
общелагерный
5
Поход в пожарную часть пгт. Заозерное
поход
общелагерный
Модуль «Кружки и секции».
1
Театральная студия «Смайлик»
занятие
отрядный
2
Спортивные игры
занятие
отрядный
Модуль «Цифровая и медиа-среда
32
общелагерный
1
Организация фотовыставки «Наша смена»
выставка
2
Написание статей в ВК чат школы
занятие
3
Телемост «Содружество Орлят России»
телемост
общелагерный
4
«Беседа «Правила цифровой грамотности и безопасности»
беседа
отрядный
5
Конкурс видеороликов «Мой день в лагере», «Наша смена»
конкурс
общелагерный
выборы
общелагерный
рефлексия
общелагерный
рефлексия
общелагерный
Модуль «Детское самоуправление»
1
2
Выбор временных командиров, дежурных, творческих инициативных групп
Награждение каждый день за выполнение поручений, в конце смены
3
Анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами
4
Награждение по итогам смены
общелагерное
Модуль «Проектная деятельность»
1
Игра «За нами будущее»
игра
общелагерный
2
Конкурс видеороликов «Наше лето»
конкурс
общелагерный
33