06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 5 от «03» июня 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР И.И.Бильчук «03» июня 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы № 190 от «03» июня 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель Иевлева Наталья Владимировна Учебный год 2024 – 2025 Класс 1-Б Название учебного курса «Орлята России» Количество часов 33 Количество часов в неделю 1 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две изучение темы темы за урок Колво часов Причина корректировки Дата изучения пропущенного материала 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Орлята России» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на обучающихся начальной школы, в тесном взаимодействии с их родителями. На освоение курса в 1-Б классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора школы. Цели программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи: Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность, формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России, воспитывать уважение к духовнонравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности, содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия: готовность к саморазвитию и к самообразованию; потребность в самовыражении; формирование ответственного отношения к порученному делу; развития опыта участия в социально значимом труде; уважительное отношение к иному мнению; оптимизм в восприятии мира; позитивная моральная самооценка. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, включая постановку новых целей; умение определять проблемные ситуации; умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат; умение составлять план работы; умение планировать пути достижения целей, поиска информации; адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы; умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль. Познавательные универсальные учебные действия: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить логическое рассуждение; умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи; 3 умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии; умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач; умение представлять, информацию для других. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения; умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке общего решения; умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение сравнивать разные точки зрения; овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо-вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно 4 относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и пов седневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. 3. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлёнок – Эколог» 5 Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. 8. Подведение итогов ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: Групповая, индивидуальная, коллективная. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки, конкурсы газет, плакатов; конкурсы, викторины, соревнования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ». Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. № п/п 1 Тема Старт программы Кол-во часов ЭОР 1 orlyatarussia.ru 6 2 Орленок-Лидер 4 orlyatarussia.ru 3 Орленок-Эрудит 5 orlyatarussia.ru 4 Орленок-Мастер 5 orlyatarussia.ru 5 Орленок-Доброволец 4 orlyatarussia.ru 6 Орленок-Спортсмен 5 orlyatarussia.ru 7 Орленок-Эколог 4 orlyatarussia.ru 8 Орленок-Хранитель исторической памяти 4 orlyatarussia.ru 9 Подведение итогов 1 orlyatarussia.ru Итого 33 7