МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №3
от «02» июня 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
И.В.Сердюк
«02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№ 187 от «02» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Курс Программирование»
для обучающихся 9 классов
на 2025-2026 учебный год
2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Программирование» для 9 классов для базового уровня
обучения разработана на основе основной образовательной программы среднего общего
образования. В рабочей программе учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на уровне среднего общего образования, межпредметные связи.
Рабочая программа курса «Программирование» для 9 классов ориентирована на
работу по учебным пособиям: «Программируем на Python» (автор: М. Доусон; СПб.:
Питер,2014г.), «Python3.Самое необходимое»(авторы: Н.Прохоренок, В. Дронов; БХВПетербург), рассчитана на 17 часов (1 час в две недели).
Основной целью данного курса является формирование базовых понятий
структурного программирования, развитие логики обучающихся.
Методологическойосновойизученияявляетсясистемно-деятельностныйподход, который
обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Курс «Программирование» для 9 классов является частью предметной области
«Информатика» и входит в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
освоения программы
Планируемые результаты освоения данной программы опираются на ведущие
целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад области «Математика и
информатика» в развитие личности обучающихся, их способностей.
Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальномудостоинствулюдей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантногосознанияиповедениявполикультурноммире,готовностииспособности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способностьксопереживаниюиформированиепозитивногоотношенияклюдям,втом
числеклицамсограниченнымивозможностямиздоровьяиинвалидам;бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
уменияинавыкиразумногоприродопользования,нетерпимоеотношениекдействиям,
приносящимвредэкологии;приобретениеопытаэколого-направленнойдеятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностныерезультатывсфереотношенийобучающихсяксемьеиродителям,втом числе
подготовка к семейной жизни:
ответственноеотношениексозданиюсемьинаосновеосознанногопринятияценностей
семейной жизни;
положительныйобразсемьи,родительства(отцовстваиматеринства),интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностныерезультатывсфереотношенияобучающихсяктруду,всфересоциальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академическогоблагополучияобучающихся:физическое,эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлятьполученныйрезультатдеятельностиспоставленнойзаранеецелью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраиватьиндивидуальнуюобразовательнуютраекторию,учитываяограничениясо
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
приосуществлениигрупповойработыбытькакруководителем,такичленомкоманды
в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто,логичноиточноизлагатьсвоюточкузрениясиспользованиемадекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять место языка Python среди языков программирования высокого уровня,
определять особенности структуры программы, представленной на языке Python,
определять возможности и ограничения использования готовых модулей;
определять что такое операция, операнды их характеристики;
определять принципиальные отличия величин структурированных
и не
структурированных;
словарь;
определять математические функции ,входящие в Python;
уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов,
которые могут в них входить;
определять основные операторы языка Python, их синтаксис;
уметь разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации;
уметь разрабатывать программы(линейные, разветвляющиеся и с циклами);
определять правила описания процедур и функций в Python
и построение вызова
процедуры;
определять принципиальные отличия между формальными, локальными и
глобальными переменными;
определять область действия описаний в процедурах;
владеть основными приемами формирования процедуры и функции;
определять, как с помощью списков
определять в программе тип
«массив»,
«матрица»
определять свойства данных типа «массив», «матрица»;
уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и матриц, поиска в
упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и поиск в
нечисловых массивах;
уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате;
решать основные алгоритмические задачи в среде Python;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся получит представление:
о модулях, входящих в состав среды Python?
о величине, ее характеристиках;
о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список;
иметь представление о составе арифметического выражения;
о логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях;
иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов;
о значении полноценных процедур и функций для структурно-ориентированного
языка высокого уровня;
иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python.
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема занятия
Количество часов
Общие сведения о языке Python
Режимы работы. Переменные Выражения
Ввод и вывод. Задачи на элементарные действия с
числами
Логические выражения и операторы. Условный
оператор
Реализация ветвления в языке Python. Составление
программ с ветвлением
Оператор цикла с условием. Оператор цикла for.
Вложенные циклы
Случайные числа
Примеры решения задач с циклом. Творческая работа
"Циклы"
Создание функций. Рекурсивные функции. Локальные
переменные
Примеры решения задач c использованием функций
Строки. Срезы строк
Списки. Срезы списков
Строки, списки: примеры решения задач
Матрицы. Кортежи. Введение в словари
Множества в языке Python
Стиль программирования. Отладка программ
Зачет по курсу «Программирование на языке Python»
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Приложение 1
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
МБОУ «ЗСШ»
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.