Курс "Практика написания сочинений" 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

Рассмотрено и принято

Утверждено

Педагогическим
советом
№ 5 от 02.06.2025 г

Приказ № 198
от 02.06.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практика написания сочинений»
для обучающихся 11 классов

пгт. Заозерное
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Практика написания сочинений» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
Курс «Практика написания сочинений» дополняет программу русского языка и
литературы 11-х классов и построен в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к итоговому сочинению и моделями заданий ГИА по
русскому языку в формате ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы
знаний о языке, совершенствование речевой культуры, формирует стабильные
речевые и коммуникативные умения и навыки владения устной и письменной
речью. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на
подготовку к государственной итоговой аттестации, где учащиеся должны
продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского
языка, основами культуры устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения,
выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную
зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной
теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых
компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать
наиболее
соответствующее
проблематике
сочинения
произведение
(произведения) для раскрытия темы.

МЕСТО КУРСА «ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Курс «Практика написания сочинений» рассчитан на 34 часа.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроковмастерских ценностной ориентации, творческого письма, уроков
комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает, помимо
посещения коллективных занятий (уроки, практикумы и др.). Особое место в
овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ.»
Тема 1. Введение в курс «Практика написания сочинений».
Основные
требования
к
сочинению.
Концептуальные
основы
экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению:
понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2. Композиция и структура сочинения-рассуждения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над
композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая
последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца,
лексические средства связи между предложениями.
Тема 3. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи.
Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник,
путешествие, эпистолярный жанр.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности
написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания.
Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Тема 4. Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими умениями выполнения экзаменационной работы. В
результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически
подготовлены к ЕГЭ, то есть получат всю необходимую информацию о
предстоящем экзамене, научатся заполнять бланки, писать итоговое
сочинение и сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку, узнают свои права
и систему оценивания работ. Обучающиеся повысят уровень качества знаний
по русскому языку и литературе, что будет способствовать успешной сдаче
экзаменов.
Программа курса обеспечивает достижение выпускниками основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие морального сознания и компетентности в решении этических
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам. Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Умение извлекать информацию из различных источников.
Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форм. Использование знаково-символических средств представления
информации.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых
единиц и явлений, при создании собственного текста.
Понимание и интерпретация текста.
Создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу
прочитанного текста.
Аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный
или читательский опыт.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1. Введение в курс «Практика написания сочинений»
Введение в курс «Практика написания
сочинений. Интерпретация
1.1
1
художественного текста».
Итого по разделу

2.2

Анализ формулировки темы. Выбор темы и
логический анализ ее формулировки.
Различение понятий тема - проблема тезис.

2

2.3

Обзор разделов и подразделов закрытого
банка тем итогового сочинения.

2

2.5
2.6

Подготовка к сочинению по тематическим
разделам.
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам.
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам.

Практические
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Раздел 2. Композиция и структура сочинения-рассуждения.
Композиция и структура сочинениярассуждения. Классификация ошибок.
2.1
4
Критерии оценивания.

2.4

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4
4
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

22

Раздел 3. Жанровые разновидности сочинения.
3.1

Пробное итоговое сочинение

4

3.2

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям.

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7

Раздел 4. Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подготовка к сочинению по тематическим
4.1
направлениям банка тем итогового
2
сочинения.
4.2

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям банка тем итогового сочинения.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК

2

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Введение. Концептуальные основы
сочинения. Общие требования к
сочинению.

1

2

Композиция и структура сочинения.
Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

3

Композиция и структура сочинения.
Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

4

Композиция и структура сочинения.
Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

5

Композиция и структура сочинения.
Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

6

7

8

Анализ формулировки темы. Выбор темы и
логический анализ ее формулировки.
Различение понятий тема - проблема - тезис
Анализ формулировки темы. Выбор темы и
логический анализ ее формулировки.
Различение понятий тема - проблема - тезис
Анализ экзаменационных разделов и
подразделов закрытого банка тем на 20242025 учебный год.

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

9

10

11
12
13

14

15

16
17
18

19

Анализ экзаменационных разделов и
подразделов закрытого банка тем на 20242025 учебный год.
Направление «Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека». Отбор
литературного материала.
Направление «Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека». Отбор
литературного материала.
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам
Тематическое направление «Семья,
общество, Отечество в жизни человека
Отбор литературного материала.
Тематическое направление «Семья,
общество, Отечество в жизни человека
Отбор литературного материала.
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам
Тематическое направление « Природа и
культура в жизни человека: Отбор
литературного материала.
Тематическое направление « Природа и
культура в жизни человека Отбор
литературного материала.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

1

1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a

20
21

Подготовка к сочинению по тематическим
разделам
Подготовка к сочинению по тематическим
разделам

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

1
1

22

Подготовка к сочинению по тематическим
разделам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

23

Подготовка к сочинению по тематическим
разделам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

24
25
26
27

Пробное итоговое сочинение
Пробное итоговое сочинение
Пробное итоговое сочинение
Пробное итоговое сочинение

1

1

1

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

28

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

29

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

30

31

32

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям
Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям банка тем итогового
сочинения.
Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям банка тем итогового
сочинения.

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6

Подготовка к сочинению по тематическим
направлениям банка тем итогового
сочинения.
Подготовка к сочинению по тематическим
34
направлениям банка тем итогового
сочинения.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

33

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

34

4

0

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по
литературному моделированию. М., 2004.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб.,
2005. Амелина Е.В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С)/ Е. В.
Амелина Ростов н/Д: Феникс, 2014. -l 71, [1] с. - (Большая перемена). ·
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М.,
2006. Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская
словесность. 2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и
абитуриентов.
М., 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе.
9-11 классы. М., 2002.
Котеленикова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский
язык в школе. 2008.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика
написания: учебное пособие для студентов и учителейсловесников. М., 2001.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное
сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие/А.Г.
Нарушевич, И.С. Нарушевич;
Под ред. Н. А. Сениной. — Ростов н/Д : Легион, 2014. — 96 с. —
(Готовимся к ЕГЭ.)
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова
О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 2005.
И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова
Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. М.: Интеллект- Центр,
2010.
224
с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.shpl.ru

http://gramota.ru/
http://www.it-n.ru/
сайт
«Сеть
творческих
учителей».
http://www.openclass.ru / – сетевое образовательное сообщество
учителей http://www.biblioclub.ru/audio_books.php –университетская
библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека).
https://resh.edu.ru/ – Российская электронная школа.
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского
языка – информационно-справочная система, основанная на
собрании русских
текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация
преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический
портал
http://russkiyjazik.ru/–
Энциклопедия
«Языкознание» http://mlis.ru/– Методико-литературный
интернет-сервис (МЛИС)
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. –
МедиаХауз. Сочинение 11.рф Все о выпускном сочинении
//http://sochinenie11.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».