06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 3 от 30 мая 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______ И.И.Бильчук 03 июня 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор __ Г.Н. Ляшкова Приказ № _191 от 03 июня 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель Степина Наталья Михайловна Учебный год 2024 – 2025 Класс 3-А, 3Б. Название учебного курса «Вокальное искусство» Количество часов 34 Количество часов в неделю 1 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две изучение темы темы за урок Колво часов Причина корректировки Дата изучения пропущенного материала 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе образовательной программы «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся. На освоение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ», утвержденному приказом директора. Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкальноэстетическое воспитание обучающихся. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи: • создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом; • формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры; • создание условий для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности; Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • • • • • • • • • Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами являются: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Метапредметными результатами являются: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются: формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. 3 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ • • • • • • • • • музыкальные занятия; занятия – концерт; репетиции; творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Используемые методы и приемы обучения: наглядно – слуховой (аудиозаписи) наглядно – зрительный (видеозаписи) словесный (рассказ, беседа, художественное слово) практический (показ приемов исполнения, импровизация) частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) методические ошибки - методические игры СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: -подготовку голосового аппарата; развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости; Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации. 1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. 2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. 3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. 4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. 5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова. 6.Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. 7.Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». 4 8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». 9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. 10.Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. 11.Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ» Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. № п/п 1 2 3 4 5 Темы Количество часов Вводное занятие Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Охрана голоса Певческая установка Звукообразование. Музыкальные штрихи Дыхание 1 1 3 4 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 Итого: Дикция и артикуляция Ансамбль. Унисон Музыкально-исполнительская работа Ритм Сценодвижение Работа с репертуаром Концертная деятельность Итоговое занятие, творческие отчеты 34 3 3 3 3 2 4 2 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-А КЛАСС № п/п Кол-во часов 1 2 1 1 3 4 1 Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения Название темы Вводное занятие. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Охрана голоса. Певческая установка. Совершенствование навыков голосоведения. 6 5 1 Совершенствование навыков голосоведения. 6 1 Звукообразование. Музыкальные штрихи 7 1 Звукообразование. Музыкальные штрихи 8 1 Особенности и возможности певческого голоса. 9 1 10 1 Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им. Дыхание 11 1 Дыхание 12 1 Особенность певческого дыхания 13 1 14 15 16 1 1 1 17 1 Взаимосвязь с другими элементами вокальнохоровой техники. Дикция и артикуляция Дикция и артикуляция Учиться петь выразительно, осмысленно, отчетливо произносить слова во время пения. Ансамбль. Унисон. 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 24 25 1 1 1 Развитие навыков уверенного пения Обработка динамических оттенков и штрихов. Музыкальноисполнительская работа Дикционная разминка. Упражнения на дыхания Научить петь без сопровождения, воспитывая навыки точного воспроизведения. Ритм Ритм Развитие навыков ритмической импровизации 7 26 1 Сценодвижение 27 1 Включения детей в музыкально – творческую деятельность. Как вести себя на сцене Работа над репертуаром 1 28 29 1 30 1 31 1 32 33 1 1 34 1 Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Культура поведения на сцене. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Концертная деятельность Отбор лучших номеров, репетиции. Концертное исполнение репертуара Итоговое занятие КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-Б КЛАСС № п/п Кол-во часов 1 2 1 1 3 Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения Название темы Вводное занятие. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения Охрана голоса. Певческая установка. Совершенствование навыков голосоведения. 4 1 5 1 Совершенствование навыков голосоведения. 6 1 Звукообразование. Музыкальные штрихи 7 1 Звукообразование. Музыкальные штрихи 8 1 Особенности и возможности 8 певческого голоса. 9 1 10 1 Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им. Дыхание 11 1 Дыхание 12 1 Особенность певческого дыхания 13 1 14 15 16 1 1 1 17 1 Взаимосвязь с другими элементами вокальнохоровой техники. Дикция и артикуляция Дикция и артикуляция Учиться петь выразительно, осмысленно, отчетливо произносить слова во время пения. Ансамбль. Унисон. 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 24 25 1 1 1 26 1 27 1 1 Развитие навыков уверенного пения Обработка динамических оттенков и штрихов. Музыкальноисполнительская работа Дикционная разминка. Упражнения на дыхания Научить петь без сопровождения, воспитывая навыки точного воспроизведения. Ритм Ритм Развитие навыков ритмической импровизации Сценодвижение Включения детей в музыкально – творческую деятельность. Как вести себя на сцене Работа над репертуаром 28 29 1 Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и 9 штрихов. 30 1 Умение работать с микрофоном и фонограммой. 31 1 32 33 1 1 34 1 Культура поведения на сцене. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Концертная деятельность Отбор лучших номеров, репетиции. Концертное исполнение репертуара Итоговое занятие 10