УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «ЗСШ»
Протокол № 5
от «02» июня 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЗСШ»
__________ Г.Н. Ляшкова
Приказ от «05» июня 2025 г.
№205
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ ХИМИИ»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы - 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся 16 – 17 лет
Составитель: Кидыба Владимир
Степанович
Должность: педагог дополнительного
образования
г. Евпатория
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы......................... 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цели и задачи программы ...................................................................... 9
1.3. Воспитательный потенциал программы ............................................. 10
1.4. Содержание программы ....................................................................... 11
1.5. Планируемые результаты ..................................................................... 14
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий .............. 15
2.1. Календарный учебный график ............................................................. 15
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 16
2.3. Формы аттестации ................................................................................ 18
2.4. Список литературы ............................................................................... 20
Раздел № 3 Приложения ................................................................................. 21
3.1 Оценочные материалы.......................................................................... 21
3.2 Методические материалы..................................................................... 25
3.3 Календарно-тематическое планирование ............................................ 28
3.4 Лист корректировки ............................................................................... 32
3.5 План воспитательной работы................................................................ 33
2
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире химии» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей
редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2024 г. №
2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в
Российской Федерации на период до 2030 года»;
− Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019 г.
№ 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
− Приказ
Минобрнауки
России
и
Минпросвещения
России
от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в
действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
3
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
− Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
− Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
4
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и
их родителями (законными представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
− Письмо
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научно
технологического и культурного развития страны»;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым
от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
− Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ
«ЗСШ»), утвержденный приказом Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 11 мая 2017 года № Л035-01251-91/00174925;
− Положение об организации дополнительного образования, Положение
о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах,
Положение о приеме, переводе и отчислении обучающихся по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам, реализуемых в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Заозерненская
средняя школа города Евпатории Республики Крым» от 28.03.2025 г №108.
5
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «В мире химии» и предназначена для
реализации естественнонаучного образования и воспитания детей и
подростков на основе знаний об окружающем мире, самостоятельно
приобретаемых в процессе выполнения учебно-исследовательских и
проектных работ.
Актуальность программы
Актуальность
программы
заключаются
в
реализации
естественнонаучного образования и воспитания детей и подростков на основе
знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе
выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Изучение
элементов химии предполагает организацию и проведение практических работ
на основе самостоятельной деятельности обучающихся при обсуждении
наблюдаемых и получаемых результатов.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на интерес
и пожелания обучающихся, направлена на мотивацию личности к творчеству и
познанию, учитывает их возраст, индивидуальные особенности и
возможности.
Основу программы составляет выполнение доступных практических
заданий и возможность использовать знания в повседневной жизни.
Ребенок формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели и
делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Отличительная особенность
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения
«В мире химии» является модифицированной, разработана на основе
дополнительной общеразвивающей программы: реализация образовательных
программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с
использованием оборудования центра «Точка роста»; Задачник по химии: 11
класс – М.: Вентана-Граф, 2013
Задачник по химии: 10 класс: для общеобразовательных учреждений/ –
М.: Вентана-Граф, 2011.
Органическая химия. Вопросы, упражнения задачи, тесты. СПб: изд.
СМИО Пресс, 2012
Программа адаптирована для детей 16-17 лет. Основу программы
составляет выполнение доступных практических заданий и возможность
использовать знания в повседневной жизни.
Ребенок формулирует проблему, ищет пути ее решения, достигает цели и
6
делает выводы. Обучающиеся самостоятельно ставят цели, описывают
оборудование и планируют ход эксперимента. Данные задания предлагается
выполнять после каждой изученной темы курса.
Педагогическая целесообразность
Основное место в программе занимает эксперимент и наблюдения,
рефлексия. Это развивает умение логически мыслить, видеть количественную
сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Изучение элементов химии предполагает организацию и проведение
практических работ на основе самостоятельной деятельности обучающихся
при обсуждении наблюдаемых и получаемых результатов.
Данная программа направлена на:
–
создание условий для развития ребенка;
–
развитие мотивации к познанию и творчеству;
–
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
–
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
–
профилактику асоциального поведения;
–
создание условий для социального и профессионального
самоопределения;
–
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
–
укрепление психического и физического здоровья.
Принцип компетентностного подхода, который акцентирует внимание на
результате образования, причем в качестве результата рассматривается не
сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в
различных проблемных ситуациях:
•
Учебно-познавательные компетенции учат умению ставить цель и
задачи, выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, анализировать и
делать вывод.
•
Информационные компетенции способствуют овладению навыкам
самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации,
умению преобразовывать, сохранять и передавать её.
•
Проблемная компетенция включает моделирование деятельности
в аспектной или иной реальной ситуации, готовность к решению проблемы
Компетенция личностного совершенствования направлена на освоение
способов интеллектуального, духовного, физического саморазвития,
эмоциональной
саморегуляции,
самоподдержки,
самоуправления,
самоисследования.
Коммуникативная компетенция развивает:
7
1.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями,
2.
Приобретение навыков работы в группе,
3. Владение социальной ролью в
коллективе. В формах и методах обучения:
дифференцированное обучение;
индивидуальная,
исследовательская,
деятельность.
экспериментальная
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире химии» рассчитана для реализации с детьми в возрасте 16 – 17
лет, проявляющих интерес к естественным наукам.
Степень предварительной подготовки обучающихся не обязателен.
Состав группы: разновозрастные группы, с количеством обучающихся до
20 человек в каждой группе с учетом их возрастных особенностей, интересов
и способностей.
В группу стартового уровня 1 года обучения принимаются школьники
16-17 лет. Группа может состоять из детей одного возраста или быть
разновозрастной.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый уровень.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В мире химии» - 1 год.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения – 34 часа.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе
используется традиционная модель реализации программы.
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебными планами данной программы.
Группы формируются из обучающихся разного возраста в пределах
указанной возрастной группы (16 – 17 лет). Специального отбора в детское
объединение
для
обучения
по
разноуровневой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе «В мире химии»
не предусмотрено. Состав групп – постоянный. Занятия проводятся в
групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое
занятие, тематическое занятие, выполнение самостоятельной и лабораторной
8
работы, оформление выставочных работ и другие.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный
и дифференцированный подход к обучению.
Режим занятий
Стартовый уровень
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу по
45 минут с перерывом 10 минут. Всего — 34 часа в год, состав группы 15-20
человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: для удовлетворения индивидуальных потребностей в
естественнонаучном образования и воспитания учащихся на основе знаний об
окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения
учебно-исследовательских и проектных работ.
Основные задачи:
Образовательные (предметные):
• сформировать понимание всеобщей связи явлений природы;
• познакомить с основными методами и принципами ведения
исследований и экспериментов.
Научить:
• формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать
гипотезу;
• находить и анализировать информацию о том, что известно об
исследуемом явлении;
• проводить опыты и эксперименты;
• соблюдать правила личной и общественной техники безопасности;
безопасности при проведении практических работ (экспериментов, опытов);
• анализировать результаты экспериментов, формулировать выводы;
• использовать
лабораторное
оборудование
и
инструменты,
необходимые для проведения исследования;
• видеть красоту в химии природных явлений, более глубоко
чувствовать прекрасное, что должно способствовать воспитанию
неравнодушного отношения к проблемам окружающей среды.
Личностные:
• сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;
• развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе,
решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе
взаимного уважения;
• развить творческий подход к исследовательской деятельности;
• сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные:
9
• формировать активную исследовательскую позицию;
• сформировать навыки концентрации внимания, способности быстро
включаться в работу;
• сформировать способность к самостоятельному анализу, навыков
устной и письменной речи, памяти.
Развить:
• любознательность и увлеченность;
• наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание;
• заинтересованность в результатах проводимого исследования.
1.2. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся
естественно-научной грамотности, формирование морально-нравственных и
личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, обучающиеся привлекаются к участию различных конкурсах,
написанию научных работ, созданию различных макетов и стенгазет.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных
мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива,
повысится интерес к творческим занятиям и уровень личностных достижений
обучающихся. Дети будут доброжелательными в оценке
научных и творческих работ товарищей, критически относиться к своим
работам, у них будет воспитано чувство ответственности при выполнении
своей работы, они будут помогать другим детям при выполнении работы. У
обучающихся сформируются личностные качества: целеустремлённость,
стремление к совершенству и творческому росту, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.
10
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела,
темы
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
Тема 1 Структура
химической задачи
Вычисления по
химическим
формулам
Расчёты с
использованием
газовых законов,
относительной
плотности смеси газов,
объёмной и мольной
доли веществ в смеси.
Вычисления средней
молярной массы
смеси. Нахождение
массовой доли
элемента в веществе,
массы химического
элемента в образце
вещества, определение
химического элемента
на основании его
массовой доли и
степени окисления в
бинарных соединениях.
Решение задач на смеси
алгебраическим
способом.
Задачи на растворы
Различные способы
решения задач на растворимость Молекулы.
Агрегатные состояния
Сравнение понятий
«растворимость» и
«массовая доля растворенного вещества в
растворе». Правило
смешения и алгебраический способ решения
задач на смешивание
растворов.
Понятие концентрации
раствора. Молярная
концентрация. Решение
олимпиадных задач с
Всего
часов
3
Аудиторные часы
теория
практика
Форма
аттестации/
контроля
Устный опрос
1
2
6
3
3
2
1
1
Устный опрос
Лабораторная
работа
2
1
1
Решение задач
Лабораторная
работа
2
1
1
Решение задач
Лабораторная
работа
6
2
3
2
3
-
2
1
1
Тестовое задание
Лабораторная
работа
2
1
1
Тестовое задание
11
Тестовое задание
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
применением
разнообразных способов
выражения содержания
растворенного вещества
в растворах. Переход от
одной концентрации к
другой.
Вычисления по
уравнениям реакций
Расчёт количества
вещества, массы
продукта реакции, если
исходное вещество дано
с примесями, расчёт
массы исходного
вещества, соединяющего
примеси, по продуктам
реакции
Задачи на избытокнедостаток
Расчёт продукта
реакции, веществ,
содержащихся в растворах после реакции, если
одно из реагирующих
веществ дано в избытке
Расчёты массовой доли
выхода продукта
реакции
Вычисления по
термохимическим
уравнениям реакций
Термохимические
уравнения реакций.
Расчёты по термохимическим уравнениям.
Тепловой эффект
реакции. Энтальпия.
Окислительновосстановительные
реакции (2часа)
Окислитель,
восстановитель,
процессы окисления и
восстановления.
Составление уравнений
окислительновосстановительных
реакций. Расчёты по
уравнениям
окислительно-восстановительных реакций»
7
3
4
2
1
1
Решение задач
2
1
1
2
1
1
Решение задач
Тестирование
Практическая
работа
Решение задач
Лабораторная
работа
1
1
2
1
1
1
-
1
Лабораторная
работа
1
1
-
Устный опрос
2
1
1
2
1
1
Лабораторная
работа
2
1
1
Решение задач
Лабораторная
работа
12
Решение задач
Лабораторная
работа
Проект
7
Решение заданий ЕГЭ
части В 10
Всего
10
5
5
34
20
14
Содержание учебного плана
Структура химической задачи (5 часов).
1.Две стороны химической задачи.
2.Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление.
3.Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление.
4 – 5 Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.
Вычисления по химическим формулам (14 часов)
6 – 7 Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности
смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.
8.Вычисления средней молярной массы смеси.
9 – 10. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического
элемента в образце вещества.
11 – 12. Определение химического элемента на основании его массовой
доли и степени окисления в бинарных соединениях.
13 – 14. Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и
относительной плотности паров и массовой доле элементов.
15 – 16. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по
массе (объему) продуктов сгорания.
17.Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы
вещества, если известна масса элемента.
18 – 19 . Решение задач на смеси алгебраическим способом.
Задачи на растворы (13 часов).
20 – 21. Различные способы решения задач на растворимость.
Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов.
22 – 23. Задачи с использованием сведений о растворимости
кристаллогидратов или связанные с их получением.
24 – 25 . Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при
растворении кристаллогидратов и обратные задачи.
26 – 27. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе».
28 – 29. Правило смешения и алгебраический способ решения задач на
смешивание растворов.
30 – 32. Решение задач ЕГЭ типа В10
33 – 34.Зачетное занятие. Контрольная работа по решению задач изученных
типов.
13
1.5. Планируемые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных результатов:
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
•
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
•
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
•
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
•
мотивация образовательной деятельности на основе личностно
ориентированного подхода;
•
формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
метапредметных результатов:
•
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
•
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
•
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
14
•
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
предметных результатов:
знания о природе важнейших химических явлений окружающего мира и
понимание смысла химических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений; умения применять теоретические знания по химии на практике,
решать химические
задачи
на
применение
полученных
знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности
науки в развитии
материальной
и
духовной
культуры
людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства
выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей химические законы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
Стартовый
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
01.09.2025 30.05.2026
Количество
Количество
учебных
учебных часов в
часов в
год
неделю
1
34
15
Режим
занятий
1 раз
в неделю
по 45 мин.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы
учреждения.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
обучающихся, объединение учебных групп, сокращение численности их состава,
корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее время.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы
«В мире химии» осуществляется педагогом дополнительного образования,
имеющим высшее образование и профессиональное образование в области,
соответствующей профилю программы, в соответствии с Профессиональным
стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», а также
постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующее
материально-техническое обеспечение:
• Ноутбук (Россия)
• МФУ Pantum M7108DW/RU (Россия)
• Цифровая лаборатория для школьников (химия) (Россия)
• PC-Oscilloscope Hantek
• стандартный набор химического оборудования для проведения
демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета химии,
сборники задач (см. литературу), а также разнообразный дидактический
материал, разработанный автором программы;
• школьная доска, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и
принадлежностей.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
•
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
•
метод упражнений и повторений (выработка практических
навыков);
•
метод показа (показ педагогом правильности выполнения работы
16
обучающимся, с исправлением неточностей и ошибок);
•
объяснительно-иллюстративный
(показ педагогом
последовательности выполнения работы с разъяснением);
•
репродуктивный;
•
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает
проблему, показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
•
поисковый (обучающийся участвует в поисках решения
поставленной задачи);
•
игровой.
Методы воспитания:
•
личный пример;
•
мотивация;
•
стимулирование, похвала;
•
поощрения;
•
замечания;
•
убеждение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Формы организации учебных занятий
Формы
организации учебных занятий: беседа, самостоятельная
работа, тестирование, лабораторная работа, решение задач.
Педагогические технологии
Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на
сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет
следующие технологии:
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология развивающего обучения;
•
технология индивидуализации обучения;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
технология группового обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология проблемного обучения;
технологии коллективной творческой деятельности;
здоровье сберегающая технология;
технология игровой деятельности;
технология развития ассоциативно-образного мышления;
коммуникативная технология обучения;
информационно-коммуникативная технология.
17
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из четырёх частей:
I.
Организационный момент
Приветствие
обучающихся,
создание
благоприятного
психологического климата, настраивание обучающихся на совместную работу.
II.
Основная часть
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
3. Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
4. Физкультминутка;
5. Практическое применение полученных знаний и умений
(выполнение практической работы).
III.
Заключение
Рефлексия, подведение итогов занятия, выставка и анализ работ.
Методические и дидактические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
журналы по химии;
учебные пособия, книги по химии;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
Методический и дидактический материал
В процессе обучения используются методический и дидактический
материал:
•
наглядные пособия;
•
методическая и специальная литература, журналы, книги;
•
иллюстративный материал (видеоматериалы).
Наглядный материал
оборудование для фронтальных лабораторных работ;
дидактические пособия: задания для устного опроса, практические
задания;
интернет-ресурсы.
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации обучающихся: устный опрос, отчетная выставка,
проводимая в конце учебного года.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов Формы
отслеживания образовательных результатов: готовая работа, фото работ или
выставки, перечень готовых работ, грамота, диплом, статья, информационное
сообщение.
18
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовая
творческая работа, выставка, конкурс, открытое занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля.
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и
отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества.
Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся и по итогам
просмотра ранее выполненной им работы.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии
в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися
учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих
обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и
средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или
выполнения практической работы, изучается динамика освоения содержания
программы, контролируется эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме. Форму
промежуточного контроля определяет педагог по своему усмотрению педагогическое наблюдение, устный опрос, викторины, самостоятельная
практическая работа.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса и
отчетной выставки или участия в творческих конкурсах.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого
учебного года с целью определения усвоения знаний, умений и навыков по
программе в форме опроса, тестирования, решения задач.
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос,
тестирование, решение задач, участие в конкурсах.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
устного или письменного опроса (форма опроса – по выбору педагога).
Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти
бальной системе (5 баллов –высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3
балла – минимальный уровень) и заносится в лист диагностики уровня
сформированности
практических
навыков
и
теоретических
знаний
(диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
19
форме решения задач по темам программы. Работы обучающихся оцениваются
по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный
уровень, 3 балла – минимальный уровень). Критерии оценки результативности
по каждой теме программы определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся (Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист
диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических
знаний (диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых
результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.4.
Список литературы
Для педагога:
Пузаков С. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы,
упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие.
—
М.: Высшая школа, 2004.
Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. - М.: Вентана-Граф, 1994.
Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии (для поступающих в вузы).
—
М.: Высшая школа, 1994.
Адамович Т. П. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по
химии. Высшая шк., 1973.
Для обучающихся:
Вольеров Г. Б. Олимпиады юных химиков в Польской Народной Республике
// Химия и жизнь. - 1966. - № 3.
Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб. пособие для
вузов. Л.: Химия, 1985.
Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985.
Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Химия: для школьников
старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1995.
Для родителей:
Польские химические олимпиады: Сборник задач. - М.: Мир, 1980.
Сорокин В. В., Загорский В. В., Свитанько И. В. Задачи химических
олимпиад. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
20
Раздел № 3 Приложения
3.1.Оценочные материалы
Оценочные материалы промежуточной аттестации
Цель проведения промежуточной аттестации - определение степени
усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В мире химии» по окончании стартового уровня обучения.
Задача проведения аттестации - проверка знаний по темам программы
стартового уровня.
Форма проведения: устный опрос, тестирование (проверка усвоения
теоретических знаний), лабораторная работа, проект (проверка практических
умений).
Продолжительность выполнения работы: 45 минут.
Для объективной оценки качества усвоения программы каждым
обучающимся педагогом заполняется Лист диагностики уровня теоретических
знаний и практических навыков, где учитывается уровень теоретических знаний
и практических навыков и умений, творческие достижения (Приложение № 1).
21
Уровни и критерии оценки умений и навыков у обучающихся по окончании стартового уровня 1 года
обучения
Уровень
усвоения
Высокий уровень
(5 баллов)
Достаточный уровень
(4 балла)
Раздел
программы
Минимальный уровень
(3 балла)
Владеет теоретическими
знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает
менее, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Владеет теоретическими
знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает менее,
чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Структура
химической
задачи
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает
более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Вычисления по
химическим
формулам
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает более,
чем на 50 % задаваемых вопросов.
Задачи на
растворы
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает более, чем знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает менее,
на 50 % задаваемых вопросов.
чем на 50 % задаваемых
вопросов.
22
Вычисления по
уравнениям
реакций
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает
более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Владеет теоретическими
знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает
менее, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Вычисления по
термохимическим
уравнениям
реакций
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает более,
чем на 50 % задаваемых вопросов.
Решение заданий
ЕГЭ части С
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает на
задаваемые вопросы на 100 %.
Владеет теоретическими знаниями
согласно программе. Отвечает
более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Владеет теоретическими
знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает менее,
чем на 50 % задаваемых
вопросов.
Владеет теоретическими
знаниями согласно программе не
в полном объеме. Отвечает
менее, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
23
Лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
по программе «В мире химии»
Учебный год 2025-2026
Детское объединение «В мире химии» 16-17 лет
№
п/
п
Фамилия,
имя
обучающегося
Уровень
Общее
усвоения
количество
программы
баллов
Теоретические знания и практические умения и навыки
Теоретические
знания
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровни оценивания обучающихся:
5 баллов – высокий
4 балла – достаточный
3 балла – минимальный
Средний показатель качества знаний:
35 – 31 баллов – программа усвоена обучающимися на высоком уровне
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне
25 – 21 баллов – программа усвоена обучающимися на минимальном уровне
24
3.2. Методические материалы
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «В мире химии»
Блок методико-прикладных средств
№
п/п
1
2
Название темы
(раздел)
Структура
химической задачи (3
часов)
Вычисления по
химическим
формулам (7 часов)
Форма занятия
Методы и приемы
Дидактический
материал
Занятие – групповое.
Теоретическое,
лекция.
Диагностическое.
Занятие – групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция.
Наглядноиллюстративный
метод.
Объяснительноиллюстрированный
метод.
Словесный метод.
Проблемный метод.
Наглядноиллюстративный
метод. Словесный
метод.
Практический метод.
Методическое оснащение УМК
Средства
Учебно обучения
методические
пособия
Правила
поведения
обучающихся при
нахождении в
кабинете. Техника
безопасности в
кабинете химии
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Наглядные
пособия:
презентация
«Техника
безопасности»
Методическ
ие рекомендации
по выполнению
лабораторных
работ
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение задач
и практические
задания.
Наглядные
пособия:
презентации,
методички
25
Вид и форма
контроля, форма
предъявления
результата
Теоретическая - в
форме
проведения
опроса.
Теоретическая - в
форме
выполнения
задания и
практическая - в
форме заданий по
выявлению
знаний и умений
обучающихся
Дидактические,
развивающие
упражнения.
3
4
Задачи на растворы
(6 часов)
Вычисления по
уравнениям реакций
(7 часов)
Занятие – групповое.
Теоретическое,
лекция.
Лабораторная работа
Объяснительноиллюстрированный
метод.
Занятие – групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное.
Объяснительноиллюстрированный
метод.
Словесный метод.
Практический метод.
Словесный метод.
Практический метод.
Методическ
ие рекомендации
по выполнению
лабораторных
работ
Оборудован
ие: мензурка,
вода, краситель
Методическ
ие рекомендации
по выполнению
лабораторных
работ
26
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение задач
и практические
работы.
Наглядные
пособия:
презентации,
методички
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Решение задач
и практические
работы.
Наглядные
пособия:
презентации,
методички,
Теоретическая - в
форме
выполнения
задания и
практическая - в
форме заданий
по выявлению
знаний и умений
обучающихся.
Теоретическая - в
форме
выполнения
задания и
практическая - в
форме заданий по
выявлению
знаний и умений
обучающихся.
5
Вычисления по
термохимическим
уравнениям реакций
(2часа)
Занятие – групповое,
практическое,
теоретическое,
лекция,
диагностическое,
комбинированное..
Наглядноиллюстративный
метод.
Словесный метод.
Практический метод:
Выполнение
лабораторной работы
6
Окислительновосстановительные
реакции (2 часа)
Занятие – групповое,
практическое,
теоретическое, лекция,
диагностическое,
комбинированное.
Объяснительноиллюстрированный
метод. Наглядный
метод.
Теоретическое
Словесный метод.
7
Решение заданий
ЕГЭ части С (5 часов
Компьютер,
интерактивная
доска или
экран
с
проектором
для
демонстрации
графиков,
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Практическая
работа.
Наглядные
пособия:
презентации,
методички
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Упражнения и
практические работы.
Словесный метод.
Практический метод.
Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
27
Наглядные
пособия:
проекты
обучающихся
Теоретическая - в
форме
выполнения
задания и
практическая - в
форме заданий по
выявлению
знаний и умений
обучающихся.
Решение задач
Теоретическая - в
форме
выполнения
задания и
практическая - в
форме заданий по
выявлению
знаний и умений
обучающихся.
Развивающие
упражнения
Опрос.
Обсуждение
3.3. Календарно-тематическое планирование
Название темы
№ п/п
занятия
1.
Структура
химической задачи
(5 часов)
Две стороны
a.
химической задачи.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Понятие о взаимно
обратных задачах.
b.
Обратная задача и ее
составление.
Структура задач по
уравнениям
c.
химических реакций.
Их составление.
Тривиальная и
современная
номенклатура
химических
соединений.
Вычисления по
химическим
формулам (7 часов)
Расчёты с
использованием
газовых законов,
относительной
плотности смеси
газов, объёмной и
мольной доли
веществ в смеси.
Вычисления средней
молярной массы
смеси.
Нахождение массовой
доли элемента в
веществе, массы
химического
элемента в образце
вещества.
Определение
химического
элемента на основании его массовой
доли и степени
окисления в
бинарных соединениях.
Количеств
о во часов
Дата по
расписанию
По
По
плану
факту
Форма
Примечание
аттестации/
(корректировка)
контроля
Устный опрос
5
1
Устный опрос
Лабораторная
работа
1
Решение задач
Лабораторная
работа
1
Решение задач
Лабораторная
работа
2
Тестовое задание
1
Тестовое задание
Лабораторная
работа
Тестовое задание
1
1
1
28
Нахождение
молекулярной
формулы вещества по
его абсолютной и
8. относительной
плотности паров и
массовой доле
элементов.
Нахождение
молекулярной
формулы
9. органического
соединения по массе
(объему) продуктов
сгорания.
Нахождение массы
элемента, если
известна масса
10. вещества; и массы
вещества, если
известна масса
элемента.
Решение задач на
смеси
11. алгебраическим
способом.
12. Задачи на растворы
13.
14.
15.
16.
Различные способы
решения задач на
растворимость.
Растворимость
кристаллогидратов и
их осаждение из
насыщенных
растворов.
Задачи с
использованием
сведений о
растворимости
кристаллогидратов
или связанные с их
получением.
Задачи на вычисление
массовой доли
растворенного вещества при
растворении
кристаллогидратов и
обратные задачи.
Сравнение понятий
«растворимость» и
«массовая доля
растворенного
вещества в растворе».
Решение задач
1
Решение задач
Тестирование
Практическая
работа
1
Решение задач
Лабораторная
работа
1
Решение задач
Лабораторная
работа
1
Проект
7
Лабораторная
работа
2
Устный опрос
2
1
Лабораторная
работа
2
29
17.
18.
19.
20.
21.
Правило смешения и
алгебраический
способ решения задач
на смешивание
растворов.
Решение задач ЕГЭ
типа В10
Зачетное занятие.
Контрольная работа
по решению задач
изученных типов.
Вычисления по
уравнениям реакций
Расчёт количества
вещества, массы
продукта реакции,
если исходное
вещество дано с
примесями, расчёт
массы исходного
вещества,
соединяющего
примеси, по
продуктам реакции
2
3
2
7
Лабораторная
работа
2
Задачи на избыток22. недостаток
2
Расчёт продукта
реакции, веществ,
содержащихся в растворах после реакции,
23. если одно из
реагирующих
веществ дано в
избытке
2
Расчёты массовой
24. доли выхода продукта
реакции
Решение задач
Лабораторная
работа
Решение задач
Лабораторная
работа
Решение задач
Тестирование
Практическая
работа
3
Вычисления по
25. термохимическим
уравнениям реакций
Термохимические
уравнения реакций.
Расчёты по термохи26. мическим
уравнениям.
Тепловой эффект
реакции. Энтальпия.
27. Расчеты с
использованием
закона Гесса.
Окислитель,
28. восстановитель,
процессы окисления и
2
Решение задач
Лабораторная
работа
1
1
Решение задач
Лабораторная
работа
1
30
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Всего:
восстановления.
Составление
уравнений
окислительновосстановительных
реакций.
Расчёты по
уравнениям
окислительно-восстановительных реакций.
Решение заданий
ЕГЭ части С
Решение задач ЕГЭ
типа С 1
Решение задач ЕГЭ
типа С 2
Решение задач ЕГЭ
типа С 3
Решение задач ЕГЭ
типа С 4
Решение задач ЕГЭ
типа С 5
1
5
1
1
1
1
1
34
31
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «В мире химии»
№
п/п
Причина
корректировки
Дата
32
Согласование
с заместителем
директора (подпись)
3.5. План воспитательной работы с обучающимися детского объединения
«В мире химии» на 2025-2026 учебный год
Направление воспитательной
работы
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности
Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
Приобщение детей к
культурному наследию
Популяризация научных
знаний среди детей
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание и
формирование культуры
здоровья
Мероприятия
Беседа «Символы России»,
«Символы Крыма».
Беседа на тему «День
народного единства».
Беседа, посвященная Дню
защитника Отечества.
Мероприятие,
посвященное Великой
Победы в ВОВ. Участие в
конкурсе детских работ ко
Дню Победы
Беседа о традициях и
обычаях празднования
Рождества Христова.
Старинные народные
гадания.
Фестиваль творческих
детских работ «На радость
мам», Беседа «Семья и
семейные ценности».
Благотворительность
«Спеши делать добро».
Беседа.
Новогодние посиделки в
духе народных традиций.
Посещение выставки
«Наследники традиций».
Экскурсия «Исторические
памятники Евпатории».
Беседа «Всемирный день
авиации и космонавтики».
Беседа «Моя любимая
книга».
Беседа «Твой внешний
вид».
Просмотр интересных
вышитых моделей с
Международных показов
мод.
Беседа о повторении
элементарных правил
этикета.
1.Разъяснительные
профилактические беседы;
- Месячник профилактики
ДТП.
- По противопожарной
безопасности.
- профилактика
коронавирусной инфекции.
33
Дата проведения
мероприятия
Декабрь
Место
проведения
МБОУ «ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ «ЗСШ»
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Апрель-май
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
Сентябрь
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Март-Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
В течении года
МБОУ «ЗСШ»
Январь
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Сентябрь
- По профилактике
отравлений грибами и
ядовитыми растениями.
- По профилактике гриппа
и простудных заболеваний.
- Об опасности применения
легко воспламеняющихся и
взрывоопасных предметов,
петард.
- Профилактика
травматизма в быту.
- По безопасности на воде
и льду.
- По профилактике ОРВИ,
гриппа и коронавирусной
инфекции.
- По профилактике
заболеваний туберкулезом.
- Поведение ребенка в
чрезвычайных ситуациях.
- По профилактике
заболеваний клещевым
энцефалитом.
- По безопасному
поведению на воде.
- Здоровое питание,
здоровый образ жизни.
2. Беседы по правилам
поведения при угрозе
осуществления
террористического акта и
профилактические беседы:
- «Терроризм – это…»
- «Что делать при
получении подозрительных
почтовых отправлений».
- «Что делать при
обнаружении
подозрительного
предмета».
- «Что делать при
поступлении угрозы по
телефону».
- «Что делать в случае
угрозы захвата в
заложники».
- «Что делать, если
стреляют».
- «Что делать для того,
чтобы уцелеть от взрыва».
- «Что делать при
поступлении угрозы в
письменном виде».
- «Как вести себя в городе,
где существует угроза
террористических актов».
34
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
Ноябрь
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Январь
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь, Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
Ноябрь
МБОУ «ЗСШ»
Декабрь
МБОУ «ЗСШ»
Январь
МБОУ «ЗСШ»
Февраль
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
Апрель
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
Экологическое воспитание
Пропаганда безопасного
поведения на дорогах
Выполнение творческих
работ для подведения
итогов.
Беседа о преимуществах
профессии швеи,
вышивальщицы.
Беседа на тему
«Всемирный день защиты
животных».
Проведение беседы об
охране природы.
В течение
учебного года
МБОУ «ЗСШ»
Май
МБОУ «ЗСШ»
Октябрь
МБОУ «ЗСШ»
Март
МБОУ «ЗСШ»
Проведение на занятиях
«минуток безопасности» с
напоминанием,
обучающимся о
необходимости соблюдать
ПДД, обращать внимание
на погодные условия и
особенности уличнодорожной сети.
Статистика ДТП.
Напоминание о мерах
предосторожности. Дорога
в школу.
В течение года
МБОУ «ЗСШ»
В течение года
МБОУ «ЗСШ»
35