МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 4 от «29» августа 2024г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Н.В.Иевлева______№ 01 -16/301 «30» августа 2024г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы от «31» августа 2024г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель Аблаева Гульзера Абляевна Учебный год 2024 – 2025 Класс 3-А Название учебного курса «Хочу быть писателем» Количество часов 17 Количество часов в неделю 0,5 Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности "Хочу быть писателем" Программа по внеурочной деятельности «Хочу быть писателем» имеет направленность коммуникативная деятельность и способствует развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. На внеурочной работе не сравнено больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного индивидуального подхода в обучении. Цели изучения предмета по внеурочной деятельности — создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; — расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; — формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Курс решает следующие задачи: —обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы «Хочу быть писателем» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик овладевает основами самостоятельной деятельности написания сочинений. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках русского языка для самостоятельного написания сочинений. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего писателя с авторами детских книг, обогатят его опыт написания сочинений и эрудицию. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии Федерального государственного стандарта начального общего образования. с требованиями 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31. 05. 2021г. № 286, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05. 07. 2021г. рег. номер — 64101) (далее — ФГОС НОО). 2. С Приказом № 254 от 20 мая 2020г. "Об утверждении Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» 3. С Приказом № 766 от 23 декабря 2020г. "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020года № 254". ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: − осознавать значимость чтения для личного развития; − формировать потребность в систематическом чтении. Метапредметные результаты: − Познавательные: − использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); − уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; − пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. − прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; − отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; − ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); − составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; − пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Регулятивные: − уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; − уметь самостоятельно работать с учебным произведением; − уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; − уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Коммуникативные: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Предметные результаты Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Хочу быть писателем» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов: — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации при создании собственного произведения. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания МБОУ «ЗСШ». Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному посёлку, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ № п \п Тема курса Виды деятельности Кол-во часов Введение. Стихи о школе и детях. Путешествие в страну Литературию. Конкурс стихов о школе. 1ч Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть). 1ч 3. Откуда пришла книга. Сбор информации, учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. 1ч 4. Истории рождения сказок. Виды сказок. Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок. 1ч 5. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Мои любимые сказки (инсценировка). Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям. 1ч 6. Творческие поиски. «Меняем сказку». Изменение начала, концовки, сюжета сказки. Создаём свои сказки. 1ч 7. «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце». Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.). 1ч 8. Подготовка к празднику «Самый лучший папа». (Посвященный папам.) Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок. 1ч 9. «На ярмарке». Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, небылицу, чистоговорку. Конкурс на лучшего чтеца. 1ч 10. Подготовка к празднику «Самая прекрасная на свете». (Посвященный мамам.) Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок. 1ч 11. Литературное лото «Герои книг — мои герои». Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. 1ч 1. 2. 12. Правила поведения в библиотеке Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение библиотеки. 1ч 13. Мы идем в театр. Изготовить программу по произведению «Помогла» Г. Ладонщикова. 1ч 14. Книжкина неделя: «Книга – твой друг, береги ее». Подбор репертуара и репетиция к празднику «Книжкина неделя» 1ч 15. «Никто не забыт, ничто не забыто». Совместное чтение книг о ВОВ. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение нравственных качеств человека. 1ч 16. Подготовка к конкурсу чтецов среди III - V классов «Как прекрасна земля». Поиск стихотворения о земле, природе. Разучивание стихотворений, оформление. Конкурс на лучшего чтеца в классе. 1ч 17. Обобщающее занятие. Тестирование по выявлению читательского кругозора. Подготовка к КВН. КВН «В стране Читалии». 1ч Итого 17 ч